Фото: Варвара Гертье
Никаких особых «драйверов экономики» на горизонте не наблюдается. Итоги I квартала, озвученные Ивановостатом, наводят только на грустные размышления. Даже розничная торговля, которая всегда была живее всех живых (кушать-то хочется всем), показала снижение оборота на 8,6% в сопоставимых ценах. А в апреле 2016 года розничный товарооборот оказался на 9,6% ниже, чем в апреле 2015-го. Все шаги, которые предпринимают власти, направлены исключительно на урезание расходов, причем режут уже по живому, в том числе по социальным расходам. Пардон, это называется «оптимизация».
Последняя надежда многих предпринимателей – бюджеты разных уровней – ужимаются, как шагреневая кожа. Да ещё силовики со своим пристальным вниманием ко всему, что связано с деньгами, будь то взятки или госзаказ. А ведь сейчас самое время расторговывать летние ремонтные работы, в том числе по капремонту и по ремонту дорог.
Традиционное летнее снижение деловой активности тоже, видимо, внесёт свою лепту в общее похолодание делового климата. Вал наблюдается разве что у тех, кто работает в сфере похоронного бизнеса: у них-то как раз разгар сезона, извините за чёрный юмор и столь же чёрные ассоциации.
И, конечно, недавние громкие «посадки» и слухи о грядущих коррупционных делах, которые умело запускаются среди элиты, заставляют тех, кто ещё вчера был уверен в своей близости к начальственным телам и, соответственно, «зелёному свету» по отношению ко всем своим начинаниям, глубоко задуматься о последствиях такого сращивания бизнеса и власти.
В общем, входим в лето в нервной обстановке и с предчувствиями, что всё еще впереди. Вот только что именно впереди – непонятно.
Кто кого
Небольшое продолжение темы из прошлого номера о взаимоотношениях бизнеса и власти: противостояние граждан и компании «Как раз», возникшее из-за намерений компании построить очередное «административное» (а на самом деле самое что ни на есть торговое) здание на углу Шереметевского проспекта и улицы Рыбинской, завершилось после того, как было обнародовано письмо замглавы администрации г. Иваново Евгения Берегова о намерениях мэрии расширять Рыбинскую и, соответственно, зарезервировать спорный земельный участок под это расширение. Конфликт – а вернее, его первый этап, поскольку вряд ли крупная торговая сеть просто так утрётся и махнёт рукой на средства, уже вложенные в освоение этого участка – вроде бы исчерпан, но при этом очень многое осталось непонятным.
Сама по себе ситуация противостояния жителей и застройщика не нова, и, как правило, именно застройщик выходит из таких ситуаций победителем. Вот уже 10 лет мы живём под лозунгом «Инвестор – это наше всё», регулярно слыша с высоких трибун, что, если человек или компания хочет вложить деньги на территории области, надо срочно принимать их с распростёртыми объятьями. И пусть есть сомнения в экологичности производства, пусть местные жители ложатся под колеса строительной техники – народ ничего не понимает, ведь инвестор создаёт для него же рабочие места.
Последняя надежда многих предпринимателей – бюджеты разных уровней – ужимаются, как шагреневая кожа. Да ещё силовики со своим пристальным вниманием ко всему, что связано с деньгами, будь то взятки или госзаказ. А ведь сейчас самое время расторговывать летние ремонтные работы, в том числе по капремонту и по ремонту дорог
В Иванове за всё это время был, наверное, только один случай, когда инвестор откатил назад: в 2014 году под окнами дома 29 на ул. Громобоя (напротив Красной церкви) так и не была начата стройка. А тут нате вам: не убоявшись судьбы Андрея Мельникова, Евгений Берегов идёт поперёк интересов инвестора, да ещё и, в отличие от городского руководства образца 2014 года, не кричит на каждом углу, какой он молодец. С точки зрения бизнеса такие шаги представляют собой форменное свинство: земля была оформлена в аренду (ещё при предыдущей администрации областного центра), все документы в порядке, проект утверждён и рассмотрен на городском инвестсовете, найдены средства на строительство, планы составлены. И вдруг правила игры меняются. И нет никаких гарантий, что средства, уже вложенные в этот проект, будут компенсированы.
Есть и другая точка зрения, которую обычно приписывают жителям конкретного микрорайона или двора, хотя на самом деле правильнее говорить об интересах общества и о стратегическом развитии города. Во-первых, нельзя бесконечно уплотнять застройку и возводить на каждом свободном клочке земли магазины или административные здания, особенно в жилых кварталах. А во-вторых, очевидно, что Рыбинскую рано или поздно придется расширять – безотносительно к перспективе строительства ТЦ за памятником Героям фронта и тыла, поскольку это поможет разгрузить центр города.
По идее – в абстрактном правовом государстве – превалировать должны стратегические интересы города. Но это по идее. По факту же мы имеем, во-первых, несовершенную нормативно-правовую базу, которая позволяет совершенно законно возводить торговые объекты чуть ли не во дворах (если они формально муниципальные), а во-вторых, гипертрофированную роль личности в истории, то есть каждого конкретного главы исполнительной власти муниципалитета (ну, или «серого кардинала» при этом главе, который решает все серьёзные вопросы).
«Как раз» действовал в рамках тех правил игры, которые работали при предыдущей администрации, и упрёки в их адрес кажутся необоснованными. Теперь, после смены руководства города, вдруг выясняется, что правила игры могут и поменяться. И все предварительные договоренности пойдут прахом – зато жители будут довольны.
Если честно, то очень хочется задать вопрос руководству торговой сети «Как раз»: а вы что, не в этом городе живете? Неужели вы изначально не понимали, что в этом месте, пусть и с высокой проходимостью, очередной магазин (да ещё и с таким сомнительным архитектурным решением) будет неуместен, будет мешать, хотя и принесёт вам прибыль? Вопросы эти, безусловно, риторические – основная цель бизнеса как раз («Как раз», ага) и заключается в получении максимальной прибыли при минимальных вложениях. А создавать правила игры, которые не позволяли бы получать прибыль в ущерб мирным жителям, должно именно государство (муниципальные власти в том числе). Бизнес нельзя обвинять в том, что он воспользовался удачным моментом, когда порешать можно было практически любые вопросы. Вина в том, что этот конфликт, как и все другие, связанные с точечной застройкой, вообще стал возможен, лежит на власти – от федеральной до муниципальной. Только мало кто из тех, кто олицетворяет собой эту власть, готов прямо признать: да, мы подставили всех – и предпринимателей, и жителей.
Недавние громкие «посадки» и слухи о грядущих коррупционных делах, которые умело запускаются среди элиты, заставляют тех, кто ещё вчера был уверен в своей близости к начальственным телам и, соответственно, «зелёному свету» по отношению ко всем своим начинаниям, глубоко задуматься о последствиях такого сращивания бизнеса и власти
Как бы ни закончилась эта история, пока придётся констатировать, что от подобных «подстав» сегодня никто не застрахован. Сколько ещё арендованных участков, как мины замедленного действия, ждут своего часа? Спасут ли от подобных конфликтов разрабатываемые сейчас нормативы градостроительного проектирования, или профессиональное сообщество архитекторов и застройщиков потихоньку, в процессе разработки заточит их под себя? Но на эти вопросы вряд ли будет дан ответ. Найти дно и рыть вглубь
Как показали экономические кризисы последних 10 лет, последним островком стабильности всегда остается бюджет. В широком понимании этого слова, разумеется, без разбивки на федеральный/областной/муниципальный. Государственный и муниципальный заказ, зарплаты бюджетников – что может быть надёжнее в момент всеобщего падения? Но теперь, оказывается, и это не панацея.
В сфере госзаказа наметилась интересная тенденция (разумеется, в данном случае имеется в виду и муниципальный заказ): заказчик проводит конкурс, подрядчик выполняет работы, оказывает услуги или поставляет товар, а когда дело доходит до денег, то выясняется, что истребовать их можно только через суд. Ну не платит бюджет добровольно. Самое смешное (хотя на самом деле это вовсе не смешно), что нередко победителей конкурсов предупреждают об этом заранее. Мол, выполняйте контракт, но рассчитывайте на то, что деньги получите очень нескоро. При таком условии желающих связываться с госзаказом становится всё меньше. Потому что далеко не каждый субъект малого бизнеса может позволить себе предоставить клиенту отсрочку платежа на полгода, а то и больше. Причина этого, как говорят, проста: в бюджетах нет денег. То есть выполнять обязательства надо (надо кормить детей в школах и пациентов в больницах, надо проводить ремонты, надо ремонтировать дороги), а денег на это нет. Пусть подрядчик потерпит, потом побегает по судам – глядишь, кто-то налоги заплатит или что-то из собственности продастся. Вот и расплатимся.
Эта практика стала настолько широко распространенной, что банки, которые ранее спокойно выдавали кредиты субъектам бизнеса под заключённый госконтракт, сейчас категорически в этом отказывают. Но многие небольшие фирмы работали с госзаказчиками по схеме «выиграл торги – взял кредит – выполнил на него контракт – получил бюджетные деньги – расплатился по кредиту, а что осталось, то и есть прибыль». И теперь они лишились возможности участвовать в торгах, потому что им просто не на что выполнять свои обязательства.
Предвижу бурю возмущения со стороны государственных и муниципальных заказчиков. Но давайте подождём до конца года и посмотрим, сколько будет исков со стороны предпринимателей о взыскании с бюджетов денег за выполненные работы. Вот тогда и поговорим.
А что касается зарплат бюджетников, стабильный рост которых (зарплат) был в последние годы главной надеждой и опорой розничной торговли, то и здесь, похоже, ловить больше нечего. Вся загвоздка в хитрости майских указов (которые никто никогда ни при каких условиях, разумеется, не позволит себе не выполнить), о которой мы уже писали: зарплаты бюджетников привязаны к такому плавающему показателю, как средняя заработная плата по региону. Этот показатель выводится из данных официальной статистики, с которыми вроде бы не поспоришь – официальные всё-таки. Но, как известно, считать эти «средние» показатели можно очень по-разному. Это как с зарплатами по предприятию: можно учитывать зарплату руководителя, а можно не учитывать, можно посчитать голые оклады, а можно с премиями. Вот и здесь так же. Достаточно сменить правила, по которым считается средняя зарплата по региону – и вуаля! – имеем нужный результат.
Выполнять обязательства надо (надо кормить детей в школах и пациентов в больницах, надо проводить ремонты, надо ремонтировать дороги), а денег в бюджете на это нет. Пусть подрядчик потерпит, потом побегает по судам – глядишь, кто-то налоги заплатит или что-то из собственности продастся. Вот и расплатимся
Именно это и было сделано на федеральном уровне прошлой осенью. Раньше при расчёте средней заработной платы по региону не учитывались данные по зарплатам в малом бизнесе, а в сентябре 2015-го Росстат решил малый бизнес в этот расчёт включить. А кто, скажите на милость, в малом бизнесе официально показывает реальные зарплаты? В лучшем случае они чуть больше минималки, ну и директор должен официально получать какие-то приличные деньги, чтобы не привлекать внимание налоговой. И вот эти зарплаты, равные МРОТ, заметно повлияли на уровень средних зарплат по региону. В ивановской области средняя зарплата моментально упала на 10%: была 20 635 рублей, стала 18 031 рубль. И это в первую очередь отразилось на тех бюджетниках, кто уже в этом году получал по майским указам 100% от средней зарплаты по региону – на врачах и учителях. Менее заметным изменение расчёта средней зарплаты по региону оказалось, например, для работников культуры, которые в прошлом году получали 82% от средней зарплаты по региону, а в этом должны получать 90%. То есть по факту они будут получать столько же (хотя, если бы методика расчёта средней зарплаты осталась той же, получали бы больше).Прибавьте к этому объективное снижение средней заработной платы в бизнесе из-за общего кризиса в экономике – и получится, что работники бюджетной сферы в этом году окажутся в столь же незавидном положении, в каком они были до всех этих майских указов.
Понятно, что на этом финте с ушами по средним зарплатам прежде всего сэкономит федеральный бюджет, откуда регионам выделяются дотации на зарплаты бюджетникам. Правда, этих дотаций не хватало на выполнение обязательств уже в прошлом году, так что и на региональном уровне кто-то вздохнёт спокойнее.
А вот тому же бизнесу предстоит напрячься, поскольку и без того небольшой объём денег у населения (читай – покупателей и клиентов) ещё больше уменьшится. Получаем порочный круг: зарплаты в бизнесе падают – снижается средняя по экономике – снижаются зарплаты бюджетников – меньше денег тратится на приобретение товаров и услуг – зарплаты в бизнесе ещё больше падают…
Оптимисты скажут: да ладно, вот в июле поднимут МРОТ с 6200 до 7500, и ситуация выровняется, потому что тем же ИП и ООО придется показывать зарплаты чуть побольше. Окей, покажут больше, никуда не денутся. Но это приведёт к росту затрат на налоги и отчисления с фонда оплаты труда, повышению цен, а значит, к падению реальных зарплат в частном секторе экономики, а в перспективе – к ещё большему падению оборотов той же розницы. Так что все ухищрения федералов, все их попытки подогнать реальную картинку под формальные рамки благих намерений приведут к тому, что благостные отчёты будут всё больше отдаляться от действительности. А экономические показатели, как в грустном анекдоте времен кризиса 2008–2009 годов, будут искать дно, а потом рыть вглубь.