Родители ивановских школьников в соцсетях периодически задаются вопросом, есть ли какие-то нормативы по присутствию врачей и медсестер в школах и детских садах. И дело даже не в прививках или профилактических осмотрах – гораздо больше беспокойства вызывают разные ЧП, которые неизбежно происходят в школах, начиная от мелких бытовых травм и заканчивая вывихами и переломами. Вполне естественно, что родители хотят быть уверенными, что в случае необходимости их детям будет оказана своевременная и квалифицированная медицинская помощь. Однако нередко они сталкиваются с ситуацией, когда в нужный момент медика в школе или детском саду не оказывается, и сотрудники образовательного учреждения просто вызывают «скорую помощь».
Очередной раз депутаты Ивановской городской думы – члены комитета по образованию – вернулись к вопросу о работ медицинских кабинетов в муниципальных образовательных учреждениях областного центра в среду, 15 июня. За 4 месяца, прошедшее с тех пор, как этот вопрос поднимался депутатами, управление образования г. Иванова провело мониторинг обеспеченности образовательных учреждений медицинскими кадрами.
Еще в феврале начальник управления образования г. Иваново Елена Юферова сообщила, что школы и детские сады обязаны лишь предоставить оборудованное помещение под медицинский кабинет. А медицинские работники не входят в штат школ или детских садов – они являются сотрудниками поликлиник, на территории обслуживания которых расположены образовательные учреждения. Поэтому зачастую наличие врача или медсестры зависит не от директора школы или заведующего детским садом, а от кадровой ситуации в конкретной поликлинике.
Мониторинг, который провело управление образования, показал отнюдь не обнадеживающую картину. По действующим нормативам, в дошкольных учреждениях предписано иметь одну ставку врача-педиатра на 180-200 детей, одну ставку медсстры на 100 воспитанников. В школах – одна ставка врача-педиатра на 1 тысячу детей, одна става медсестры – на 100-500 детей.
По факту получается вот что.
Врачи-педиатры:
- в 24 школах (47% от всех школ города) приняты на ставку, соответствующую нормативу;
- в 6 школах (12%) ставка выделена полностью по нормативу, но она находится на вакансии и в настоящее время ту работу выполняют совместители;
- в 21 школе (41%) работники приняты на ставку меньше установленной по нормативу, в том числе в 11 школах (21%) врач принят на ставку более чем в 2 раза меньше установленного норматива.
Время пребывания врача в образовательном учреждении устанавливается в соответствии с графиком. Рабочее время врача нормировано, и при проведении анализа учитывалась норма на 1 ставку – 38,5 часов, полставки - 19,25 часа. В результате выяснилось, что:
- в 15% школ время работы врача по графику соответствует установленному по ставке, на которую принят врач;
- в 67% школ время работы врача по графику несколько меньше положенного поставке, на которую принят врач. Как отметила Елена Юферова, это связано, скорее всего, с тем, что врачи привлекаются по заданию поликлиники на другие виды работ;
- в 18 % школ (9 учреждений) время работы врача в школе не установлено или должность вакантна и обязанности исполняет совместитель по необходимости.
Медсестры:
- в 6 школах (12%) медсестры приняты на ставку, соответствующую нормативам;
- в 9 школах (18%) ставка медсестры на вакансии, и обязанности выполняют совместители;
- в 36 школах (70%) работник принят на ставку, меньше установленной по нормативу, в том числе в 15 школах (29%) работник принят на ставку более чем в 2 раза меньше установленной по нормативу.
График пребывания медсестры в школах:
- в 24% учреждений время работы медсестры соответствует установленном по ставке;
- в 59% (30 школ) время по графику работы меньше положенного по ставке, в том числе в 22% это время составляет менее 60% от положенного по ставке;
- в 18% школ время работы медсестры не установлено или должность вакантна обязанности исполняет совместитель.
По данным управления образования, наиболее сложная ситуация с медработниками сложилась в школах № 11, 20, 37, 54, 64, 68, 44 – там где время пребывания врача не установлено, то есть совместитель приходит в свое свободно время. Елена Юферова подчеркнула, что это связано с отсутствием кадров в поликлиниках, которые, несмотря на постоянные обращения директоров школ и на обсуждение этой проблемы на уровне департамента здравоохранения, не могут предоставить сотрудников для обслуживания школ, поскольку приоритетными направлениями является работа на участках и прием больных в поликлинике.
«Аналогичная ситуация с обеспеченностью медицинскими кадрами и в дошкольных учреждениях, сказала Елена Юферова. - Сейчас в 14 дошкольных учреждениях из 135 отсутствуют медицинские сестры, и в ряде детских садов (около 25% учреждений) медицинские работники находятся в учреждениях менее 2 раз в неделю и неполный рабочий день».
«Ситуация, конечно, достаточно серьезная, - продолжила начальник управления образования. - Она не улучшается с годами, а, скорее, наоборот, усугубляется, потому что кадровая ситуация в поликлиниках остается очень сложной. Но особой паники по этому поводу у нас нет, потому что все необходимые работы – по плановой вакцинации,по медосмотрам – проводятся. А при любых несчастных случаях в соответствии с инструкцией сотрудники образовательных учреждений обязаны вызывать «скорую помощь».
Судя по всему – и это подтвердил депутат Сергей Томс, который много лет работает в системе здравоохранения, - никакого кардинального изменения ситуации в ближайшем будущем ждать не приходится, поскольку возможностей для того, чтобы сделать привлекательной работу в поликлинике у города, да и у области нет. Так что в случае ЧП у родителей и у сотрудников школ и детских садов остается надежда только на «скорую помощь». Если, конечно, там кадровая ситуация будет принципиально лучше, чем в поликлиниках.
Анна Семенова
Общество
Школьная напряженка с врачами
Ситуация серьезная, но паники нет