Последние
новости
Интервью

Владимир Шарыпов: «Я действительно человек команды губернатора»

Про силовиков, капремонт и застройщиков
24 мин
15 июня, 2016
Повышенное внимание к тем отраслям, которые входят в сферу ведения комплекса развития инфраструктуры – ЖКХ, в том числе программе капремонта, строительству, энергетике – было всегда. Однако в последние три-четыре недели оно обострилось. Да и по поводу человека, курирующего этот комплекс, - заместителя председателя правительства Ивановской области Владимира Шарыпова – появились различные слухи. Поскольку Владимир Николаевич никогда не был персоной, малодоступной для СМИ, мы и задали ему все те вопросы, которые возникают в отношении его деятельности.

Последние события, которые происходят вокруг правительства области, и повышенное внимание силовых структур к представителям власти, в том числе визит правоохранительных органов в ваш кабинет 1 июня, вызывают целую волну слухов и версий эти обыски. Недавно в одном из ивановских изданий вас назвали следующим кандидатом на, скажем так, тесное общение с правоохранительными органами. Как вы это прокомментируете? Почему появляются такие слухи?
— Это была стандартная процедура выборки и изъятия документов шестилетней давности, которые находились в архиве правительства Ивановской области. По поводу слухов: неприятно, конечно, быть объектом подобных домыслов. И по какому принципу формируются эти «расстрельные списки»? По близости к губернатору? Я действительно человек команды губернатора, как и все те, кто сегодня работает в правительстве. Мне нечего здесь комментировать.

Понятно. А вот еще один слух, который связан с вами, по поводу рокировок в Ивановской областной думе. Говорят, что Александр Шаботинский распрощался с постом председателя комитета по ЖКХ отнюдь не просто так. Якобы его отставку инициировал губернатор, потому что вы ему нажаловались на Шаботинского. Мол, лезет, куда не просили, с ним невозможно договориться. Он постоянно критикует вашу работу и работу ваших подчиненных. И теперь на место Александра Леонидовича поставили более удобного для вас Александра Фомина.
— Удивительная, конечно, трактовка событий. Я думаю, что ни губернатор, ни, тем более, я не можем оказывать прямого влияния на руководство областной думы или «Единой России» - ведь именно «ЕР», насколько я понимаю, принимала решение о рокировке Шаботинского и Фомина.
Сейчас все сверхнормативные потери в тепловых сетях по факту отгружаются на сети «Ивгортеплоэнерго» и сети ИГТСК. При этом «Ивгортеплоэнерго» и ИГТСК испытывают финансовые затруднения, не платят ПАО, ПАО в свою очередь не может полностью выполнять производственную программу по их магистральным сетям. Что повышает сверхнормативные потери. Мы по этому замкнутому кругу уже ходим второй десяток лет, с того момента, как была проведена реформа энергетики
Ну да, это решение было принято сначала на заседании фракции «Единой России» в облдуме. Кстати, а вы член «ЕР»?
— Нет, я не являюсь членом этой партии. А что касается моих взаимоотношений с Александром Леонидовичем Шаботинским, то они у нас всегда были вполне конструктивными, рабочими. Да, депутаты областной думы нас регулярно критикуют. И мы во многом с этой критикой согласны. Могу назвать с десяток примеров, когда Шаботинский в своей критике работы наших подразделений был прав, мы с ним согласились и начали реализовывать его предложения. Так что с его критикой нашей работы кадровые перестановки в областной думе точно не связаны.
Я надеюсь, что после того, как Александр Леонидович перестал быть руководителем профильного комитета ИОД, наше взаимодействие не прекратится. Он достаточно давно занимается сферой ЖКХ, глубоко погружён во все проблемы.
Критика конструктивная, но, к сожалению, мы далеко не всё можем сделать, чтобы исправить ситуацию. Приведу пример: конкурсные процедуры по региональному оператору. Мы ему предложили войти в состав конкурсной комиссии, но он отказался. Думаю, потому что понимает, как и мы: пока нет федеральных нормативных документов, которые регламентировали бы эти процедуры, какую закупку и как именно ни проведи, всегда будут возникать вопросы. Предполагается, что к осени этого года Минстрой разработает нормативные документы, в которых будет четко прописана вся процедура, в том числе размер лотов, шаг снижения и так далее.
Пока этих документов нет, у нас, как говорится, каждый суслик в поле агроном: каждый регион решает эти проблемы по-своему. Мы предлагали всем членам правления регоператора, членам попечительского совета, представителям Народного фронта: если вы в чем-то сомневаетесь - входите в состав комиссии, чтобы можно было оперативно задавать вопросы руководителю комиссии.

А с Александром Фоминым как с председателем комитета ИОД по ЖКХ вам будет легче взаимодействовать или, наоборот, сложнее?
— С Фоминым, я думаю, не будет ни легче, ни сложнее. Мы уже приглашали его на ряд совещаний, чтобы услышать его точку зрения. Скажу больше: в тот период, когда Александр Германович ушел с должности вице-губернатора, и позже, когда он уже стал депутатом областной думы, я с ним консультировался по ряду вопросов, поскольку мне интересно его мнение. А теперь, конечно, когда он стал руководителем профильного комитета ИОД, я думаю, мы просто будем с ним чаще встречаться, и всё.

Если говорить о возможных претензиях со стороны правоохранительных органов, то можно вспомнить ваше недавнее выступление в программе «Актуально» телеканала «Барс»: у многих после него сложилось впечатление, что теперь вопросами застройки областного центра будет заниматься областное правительство. Вам не кажется, что это нарушение 131-ФЗ?
— Это неверное впечатление. Возможно, я недостаточно четко обозначил свою позицию, или меня недопоняли. Речь шла о том, что мы сейчас выстраиваем работу по координации между органами исполнительной власти региона, в том числе Госстройнадзора, департамента строительства и администрациями муниципальных образований. Не может быть и речи о том, чтобы правительство реализовывало функции муниципального образования. В любом случае, вопросы выделения земельных участков, контроля за их использованием, выдача разрешения на строительство - всё это полномочия муниципалитета.
С другой стороны, когда появляются обманутые дольщики, они предъявляют претензии именно областной власти. И если по «Ивановской ДСК» мы уже точно можем рассчитывать на поддержку федеральных властей, поскольку эта строительная компания входила в федеральную группу компаний, и проблемы с дольщиками возникли по всей стране, то в случае невыполнения обязательств перед дольщиками региональной строительной компанией это будет проблема области, и на помощь федерации мы не сможем рассчитывать. А по некоторым застройщикам у нас уже возникают вопросы, смогут ли они выполнить свои обязательства перед дольщиками. И пока не реализовано поручение Президента о создании страхового фонда, пока нет четких механизмов защиты прав дольщиков, мы будем принимать превентивные меры и стараться не допустить критических ситуаций.

И как вы собираетесь их не допускать? Если всю разрешительную документацию выдают администрации муниципалитетов, при этом сверху, то есть из федерального центра, поступают жесткие указания по поводу снижения административных барьеров для бизнеса, в том числе, для застройщиков?
— Именно здесь нам и необходимо четкое взаимодействие с муниципалитетами. Когда застройщик приносит документы на получение разрешения на строительство - проект и экспертное заключение - администрация не вправе ему отказать, если предоставлен полный пакет документов. Но после того как разрешение выдано, этот проект могут более детально изучить специалисты департамента строительства, Госстройнадзора, госэкспертизы. И если они придут к выводу, что проект и экспертиза выполнены некачественно или не соответствуют каким-то нормативным документам, то сможем через суд обжаловать выдачу разрешения на строительство. То есть, это своего рода поддержка органов местного самоуправления и не более того.
Пока в этом году каких-то серьёзных нареканий по капремонту мы не видим. Конечно, точечные проблемы возникают: сам был свидетелем (просто ехал по городу и увидел), как с крыши сбрасывали листы старой кровли, причем никакие ограждения не были установлены, внизу люди ходили. Здесь претензии, конечно, к подрядчику, который выполняет работы. И такие претензии, повторю, будут возникать неизбежно, потому что к каждому прорабу в голову не залезешь и к каждому рабочему контролера не приставишь
А если в это время застройщик уже начал собирать деньги с дольщиков? Кто будет отстаивать интересы людей, вложивших свои деньги в дом?
— Чтобы собирать деньги с дольщиков, должен быть выполнен начальный этап строительства. Я думаю, что нашим специалистам хватит времени, чтобы разобраться, особенно если строительство нового многоквартирного дома вызывает какие-то вопросы у нас или у администрации муниципалитета, или у граждан, живущих по соседству, – в случае точечной застройки. Потому что когда появляются дольщики, это значит, появляется дополнительный фактор, который также будет влиять на ситуацию, и внести какие-то коррективы будет значительно сложнее, так как могут возникнуть проблемы с финансовой устойчивостью застройщика.

Не будут ли эти дополнительные проверки расцениваться как еще один административный барьер? В конце концов, есть пример Андрея Мельникова, который хотел разобраться с домом на Сакко…
— Мы в любом случае должны поддерживать каждого застройщика. Я не говорю об административных барьерах, я говорю о том, что сейчас, на наш взгляд – и правительства области, и администрации города Иваново – документация проверяется недостаточно качественно. И только в процессе строительства может выясниться, например, что жилой дом размещать на данном конкретном участке нельзя: там, скажем, охранная зона. То есть сейчас нужно повысить качество проверки документов, при этом ни в коем случае не мешая застройщику реализовывать своё право на строительство многоквартирного дома. Если же будут вопросы, повторю, будем решать их в суде. Но без всяких остановок строек. Потому что наша задача – не только создать условия для того чтобы в Ивановской области все дома были достроены качественно и в срок, но и увеличить темпы жилищного строительства, чтобы снижать цену за квадратный метр, чтобы создать альтернативные предложения, уйти от монополии трех-четырех строительных компаний. Так что если застройщик только начинает работать на рынке жилищного строительства, это не значит, что мы каким-то образом будем ему мешать. Возможно, напротив, путем проверки нам удастся помочь ему скорректировать проект в самом начале и избежать осложнений на более поздних этапах строительства. Главное, чтобы всё проходило в рабочем русле, и чтобы застройщик не стремился воткнуть где попало какую-нибудь шестнадцатиэтажку, которую он просто не в состоянии построить.
Именно поэтому мы, например, сейчас отказываемся от рейтинга застройщиков в том виде, в котором он существовал в последнее время. На сайте департамента, конечно, будет актуальная информация по всем застройщикам: адресный перечень многоквартирных домов, введённых в последнее время, информация о том, платит ли застройщик арендную плату за участки, есть ли замечания граждан, были ли замечания в процессе строительства от стройнадзора, если были, то какие. Конечно, бывает так, что открывают фирму, она строит один дом, потом ее закрывают или банкротят и открывают следующую ОООшку. Но ведь когда к такому застройщику приходит потенциальный дольщик, он ему говорит: мы построили дома там-то и там-то. И покупатель сможет на сайте департамента строительства и архитектуры получить информацию по этим объектам – кто строил (может быть, эта организация уже несколько раз меняла вывеску), были ли какие-то долги, какие-то проблемы – и самостоятельно сделать вывод о том, следует доверять этой компании-застройщику или не следует.
Кроме того, и на это нам совершенно справедливо указала прокуратура, ранее специалисты департамента не сверяли отчетность, которую застройщик направлял в департамент строительства, и его же налоговую отчетность. Сейчас департамент будет данные по объему привлеченных средств дольщиков сравнивать с данными налоговых органов, чтобы понять какую они подали отчётность – достоверную или липовую. Думаю, что это поможет вовремя выявить проблемные компании. В данный момент мы ведем такую работу по двум застройщикам, по поводу которых у нас есть опасения, что могут появиться обманутые дольщики.

Что на данный момент происходит с Ивановской ДСК? По слухам, деньги туда пришли, но работа ведется гораздо более медленными темпами, чем было заявлено. Получается, деньги опять уходят куда-то на сторону и дольщиков второй раз обманут?
— Нет. Средства «РосКапа» доводятся до Ивановской ДСК в полном объеме. Однако надо понимать, что предприятие почти год было в простое, и возобновить его работу в полном объеме невозможно сразу. Поэтому, действительно, работа на объектах Ивановской ДСК ведется медленнее, чем планировалось. Сейчас и мы, и «РосКап» как санатор, держим ситуацию на контроле, и рассчитываем, что количество подъемов на объектах достигнет заявленного уровня. Я отношусь к происходящему с определенной долей оптимизма, потому что сейчас Ивановская ДСК наконец-то получает стабильное финансирование. Объем средств, необходимый для достройки объектов ДСК, забронирован, это неоднократно подтверждали и Минстрой, и «Российский капитал». И у нас нет оснований не доверять им.

Про капремонт. В прошлом году вокруг реализации региональной программы капремонта регулярно возникали скандалы. Но это можно было списать на неотработанность механизма, поскольку 2015 год стал первым годом реализации этой программы. А что нас ждет в этом году? Будет ли программа 2016-го года выполнена в срок или нас опять ждут скандалы?
— Я думаю, что деятельность регионального оператора будут обсуждать всегда, прежде всего потому, что речь идет о масштабной работе, ведь программа капремонта реализуется повсеместно. Что касается выполнения программы, то считаю, что в 2016 году нам удастся наверстать упущенное. Одна из причин моей уверенности – серьезный рост собираемости платы за капремонт: с 60 % до более чем 80-ти, а по спецсчетам она превышает 90 %. Правда, всё равно остается люфт в эти 10% - а это означает в перспективе недофинансирование программы капремонта, поскольку дополнительных денег у регионального оператора нет.
Да, депутаты областной думы нас регулярно критикуют. И мы во многом с этой критикой согласны. Могу назвать с десяток примеров, когда Шаботинский в своей критике работы наших подразделений был прав, мы с ним согласились и начали реализовывать его предложения. Так что с его критикой нашей работы кадровые перестановки в областной думе точно не связаны
А проценты по счёту регоператора не компенсируют эти 10 % недобора?
— Нет, не компенсируют, потому что со счета регоператора деньги уходят на оплату выполненных работ подрядным организациям.
Пока в этом году каких-то серьёзных нареканий по выполняемым работам мы не видим. Конечно, точечные проблемы возникают: сам был свидетелем (просто ехал по городу и увидел), как с крыши сбрасывали листы старой кровли, причем никакие ограждения не были установлены, внизу люди ходили. Здесь претензии, конечно, к подрядчику, который выполняет работы. И такие претензии, повторю, будут возникать неизбежно, потому что к каждому прорабу в голову не залезешь и к каждому рабочему контролера не приставишь. Тем более, что в программе 2016 года 470 домов. Поэтому и выступаем за усиление контроля. Мы должны сейчас выстроить систему взаимодействия органов исполнительной власти, регионального оператора, муниципалитетов и жителей, которые напрямую заинтересованы в качестве выполняемых работ.

На недавнем совещании по проблемам капремонта в Тейкове вы высказали ряд замечаний в адрес органов местного самоуправления.
— Да, гораздо больше вопросов, чем к работе регоператора, у меня возникает к муниципалитетам. Например, в этом году из 470 домов, вошедших в программу капремонта, уже 36 домов надо исключать или переносить на следующие годы. Потому что либо они в аварийном состоянии, либо жители этих домов не согласны с проведением тех или иных видов работ, либо там собирались ремонтировать кровлю, а выяснилось, что она новая. Есть случаи, когда в программе стоит ремонт инженерных коммуникаций, которых в конкретном доме вообще нет. И это недоработка не регионального оператора, а муниципалитетов, потому что именно они предоставляют в департамент ЖКХ сведения о домах, департамент на основании этих сведений формирует программу и передает ее регоператору для реализации.
В некоторых муниципалитетах практически не ведется работа с населением, а в результате собираемость взносов на капремонт находится на недопустимо низком уровне. Если у нас в Родниках собираемость 90%, то почему в Заволжске – 30%, а в Вичуге – 35%? И муниципалитеты за свои муниципальные квартиры там тоже не платят. Такое впечатление, что в таких муниципальных образованиях эту проблему никто не видит и не решает. Не исключено, что это повод задуматься о кадровых решениях на местах. Потому что собираемость влияет, в том числе, на выполнение программы капермонта в целом по области. Мы сейчас попытаемся с подрядчиками договориться, чтобы была какая-то отсрочка платежа. Но если денег будет не хватать, есть ещё вариант с кредитной линией, проценты по которой будут гаситься за счёт средств областного бюджета.

А в областном бюджете есть на это деньги?
— Значит, будем предусматривать их в бюджете на 2017 год. А что делать?
Если застройщик только начинает работать на рынке жилищного строительства, это не значит, что мы каким-то образом будем ему мешать. Возможно, напротив, путем проверки нам удастся помочь ему скорректировать проект в самом начале и избежать осложнений на более поздних этапах строительства. Главное, чтобы всё проходило в рабочем русле, и чтобы застройщик не стремился воткнуть где попало какую-нибудь шестнадцатиэтажку, которую он просто не в состоянии построить
Кредитная линия – это та, которая была разыграна на конкурсе в прошлом году?
— Да, на 200 миллионов рублей. Регоператор пока не использовал эти деньги. Решение о том, чтобы ими воспользоваться, будет приниматься не единолично директором фонда – оно будет проходить через правление регионального оператора. Но думаю, что задача правительства - обеспечить полное выполнение программы, а не ждать, когда региональный оператор соберет деньги и только после этого начнет проводить работы.

По ситуации с обеспечением надежности теплоснабжения областного центра. Проблемы, которые возникли этой зимой, когда регулярно целые микрорайоны оставались без отопления, продолжились летом в виде многодневных отключений горячей воды. С чем это связано? Это «Т Плюс» так мстит за долги «Ивгортеплоэнерго» и давит на городские власти, чтобы те поторопились с созданием совместного сетевого предприятия, или городские сети находятся в ужасающем состоянии? Или эти проблемы правительства области не касаются?
— Длительные отключения горячей воды этим летом возникли из-за того, что в первый раз за несколько лет на сетях провели полноценную опрессовку. Где-то сети не выдержали, сейчас эти участки заменяют. Но лучше летом остаться без горячей воды, чем зимой без отопления, ведь если бы эти «узкие места» не выявили сейчас, аварии произошли бы зимой.
Если говорить о том, что находится в сфере компетенции правительства области, а что нет… Любая проблема, которая может коснуться большого количества граждан – это проблема правительства Ивановской области. Мы в курсе этой ситуации. Выполнению производственной программы по ремонту магистральных тепловых сетей, которые принадлежат ПАО «Т Плюс», мешает задолженность ивановских предприятий – «Ивгортеплоэнерго» и ИГТСК. На сегодняшний день она составляет порядка 1,5 млрд рублей. И требовать от ПАО «Т Плюс» какого-то крупного инвестиционного вложения в свои магистральные сети сейчас город просто не может. И правительство не может. Потому что нам скажут – посмотрите, сколько денег вы должны, это же убыток. А за газ предприятие платит, зарплату выдают, люди работают, тепловая энергия поставляется.
Если же говорить о том, что, мол, город не отдаст сети – тогда в городе не будет отопления, то это надуманная проблема. Потому что обязанность любой ресурсоснабжающей организации в сфере теплоснабжения – надёжное и бесперебойное обеспечение теплоснабжения. Если они не будут эти обязанности выполнять, то у них просто будут изымать объекты, как источники теплоснабжения, так и сети в муниципалитетах. И обеспечить функционирование этих систем должен будет уже муниципалитет. Так что принцип: «не будут брать – отключим газ», а в нашем случае – отопление, здесь невозможен.
Что касается решений, которые принимает или не принимает администрация города Иваново. Сейчас в очередной раз отправили схему теплоснабжения города на актуализацию. Это связано с вопросом о присвоения статуса единой теплоснабжающей организации (ЕТО). ЕТО - это выставление конечного тарифа, поток финансовых средств, которые, конечно, город не хочет забирать у своих муниципальных предприятий и отдавать ПАО «Т Плюс», хотя об этом прямо говорится в 190-ФЗ «О теплоснабжении». В то же время, делить зоны на ПАО и котельные, например, ведомственные или котельные «Гортепла», невозможно, потому что тогда возникнет дифференциация тарифов по городу Иваново и появится межтарифная субсидия, которой раньше не было. То есть, на ровном месте возникнет проблема. Создание совместного предприятия сама по себе идея неплохая. Ведь сетевой комплекс должен находиться в одних руках, тогда будет возможность оптимизировать потери, понять, на каких участках какие потери есть. Сейчас все сверхнормативные потери по факту отгружаются на сети «Ивгортеплоэнерго» и сети ИГТСК. При этом «Ивгортеплоэнерго» и ИГТСК испытывают финансовые затруднения, не платят ПАО, ПАО в свою очередь не может полностью выполнять производственную программу по их магистральным сетям.

Что повышает сверхнормативные потери…
— Что повышает сверхнормативные потери. Мы по этому замкнутому кругу уже ходим второй десяток лет, с того момента, как была проведена реформа энергетики. Из этой ситуации выходить надо? Надо.
По совместному предприятию прорабатывается вопрос о том, чтобы город мог принимать участие в управлении этой организацией. Конечное решение должен принимать муниципалитет, оно должно рассматриваться на городской думе – предложения «за», предложения «против». И эту ответственность властям города Иванова придется в ближайшее время взять на себя. Потому что вариантов у них немного: либо создавать совместное предприятие, либо брать кредит на погашение задолженности городских теплоэнергетических предприятий, но тогда не очень понятно, как «Ивгортеплоэнерго» сможет гасить и текущую задолженность, и ещё выплачивать тело кредита с процентами, и удастся ли при этом сохранить тариф на нынешнем уровне. Да, можно выводить неэффективные источники теплоснабжения, у которых тариф 2000-2200 рублей за гигакалорию, при том, что рядом проходят магистральные сети, где тепловая энергия стоит 950 рублей за гигакалорию. Понятно, что содержать такие источники только для того, чтобы таким образом поддерживать муниципальные ресурсоснабжающие организации, экономически нецелесообразно, тем более, что это приводит к росту долгов «Ивгортеплоэнерго» и ИГТСК как держателей конечного тарифа.
Вопрос сложный, и разговоры о создании совместного предприятия идут уже третий год, дорожные карты составляются, но пока администрация и ПАО «Т плюс» не могут прийти к какому-то общему знаменателю. И если не решить проблему с долгами «Ивгортеплоэнерго», то выйти из замкнутого круга не получится. Потому что собственных средств у предприятия нет, город, насколько я понимаю, бюджетные деньги тратить на «Ивгортеплоэнерго» тоже не готов в условиях дефицитного бюджета.
Такова текущая ситуация. Свою какую-то личную оценку давать не хочу, это задача администрации областного центра, и я не хочу брать на себя их функции.
Если по «Ивановской ДСК» мы уже точно можем рассчитывать на поддержку федеральных властей, поскольку эта строительная компания входила в федеральную группу компаний, и проблемы с дольщиками возникли по всей стране, то в случае невыполнения обязательств перед дольщиками региональной строительной компанией это будет проблема области, и на помощь федерации мы не сможем рассчитывать
Ясно. Если продолжать об энергетике, то появились какие-то слухи о том, что в Родниках запустили производство электроэнергии. И теперь для прочих потребителей она будет дешевле.
— Не совсем так. В Родниках действительно запустили производство электроэнергии на ТЭЦ индустриального парка, которая поставляет электроэнергию в сеть. Все техусловия выполнены, это подтвердили и системный администратор, и МРСК Центра и Приволжья. Сейчас готовится договор с гарантирующим поставщиком. На стоимость электроэнергии это вряд ли серьёзным образом повлияет, скорее нужно говорить о том, что это снизит энергозависимость Ивановской области. Потому что если ТЭЦ выйдет на проектную мощность, она сможет обеспечивать электроэнергией весь Родниковский район. И эта электроэнергия будет дешевле, чем та, которую поставляют сейчас. Но на общую стоимость котловой энергии Ивановской области один источник комбинированной генерации повлиять не сможет.
Однако мы сейчас проработали уникальную возможность вводить такие источники. То есть сейчас на всех более-менее крупных котельных можно устанавливать турбины и продавать в сеть электроэнергию, тем самым снижая, в том числе, тарифы на тепловую энергию или хотя бы сдерживая рост тарифов на тепловую энергию. Окупаемость проекта в Родниках составляет всего три года, это очень быстро. А дальше будем смотреть, как это повлияет на стоимость электроэнергии.

Анна Семенова
Фото: Варвара Гертье
24 ноября 2024
Все новости