В 2016 году из программы капитального ремонта многоквартирных домов опять, как и в 2015-м, приходится исключать дома. Одни из-за того, что они находятся в аварийном состоянии, другие – из-за того, что вид работ (скажем, ремонт кровли), предусмотренный региональной программой, был недавно уже выполнен. В среду, 8 июня, областные власти собрали глав муниципальных образований на совещание в Тейково, чтобы напомнить представителям органов местного самоуправления о том, что ответственность за реализацию программы капремонта лежит и на них.
К этой самой программе капремонта с самого начала возникало много претензий. Например, еще в прошлом году жители обнаруживали, что в их доме, где лифта не было отродясь, запланирована замена лифта. Или планировался ремонт кровли, которую уже меняли год назад. Претензии эти предъявлялись, в первую очередь, фонду капитального ремонта (региональному оператору). При этом мало кто озаботился вопросом: а на основании чего вообще формировалась программа капремонта. Так вот, изначально, в 2014 году именно органы местного самоуправления (то есть администрации городов, районов и поселений) должны были предоставить сводные данные по многоквартирным домам на их территории в департамент ЖКХ (количество домов, адрес, степень благоустройства, степень износа, какие виды ремонта требуются и насколько срочно), департамент на основе этих данных разработал региональную программу капремонта, а регоператор занимается только реализацией этой программы. И если муниципалитет изначально накосячил с данными, то эти ошибки плавно перекочевали в региональную программу.
В прошлом году из краткосрочной программы были исключены несколько домов, которые находятся явно в аварийном состоянии. Однако по 24 домам из программы на 2015 год решение не принято до сих пор: то ли их исключать, то ли менять вид работ. В этом году история повторяется: сейчас выявлены 28 домов, по которым и сметы уже составлены (на деньги из фонда капремонта, между прочим, то есть на те самые средства, которые платят граждане). И конкурсы проведены, но подрядчики, выйдя на объекты. Просто отказываются выполнять работы.
Один из ярких примеров – дом №4 в деревне Терентьево Новолеушинского сельского поселения Тейковского района. Кирпичный двухэтажный дом, четыре квартиры, две из которых принадлежат муниципалитету, а две приватизированы. Жилая только одна – приватизированная. В муниципальных квартирах давно никто не живет, стекла в окнах выбиты, кое-где провалены полы. Невооруженным глазом видны провалы на шиферной кровле. В доме из удобств – только электричество. Отопление печное, вода из колодца, удобства во дворе. Этот дом внесен в региональную программу капремонта на 2016 год. Вид работ – ремонт фасада. Подрядчик утверждает, что дом крепкий, и фасад, и фундамент в удовлетворительном состоянии, но ремонт кровли нужен срочно. Он запланирован, но на 2042 год. Начальник департамента ЖКХ Сергей Смагин поясняет, что с августа прошлого года всем руководителям муниципальных образований была поставлена задача проверить. На каких домах в их поселениях и городах будет проводиться капремонт в 2016 году, и, если надо, провести общие собрания собственников и изменить вид работ по капремонту. В то же Новолеушинском сельском поселении таких домов, где надо менять вид работ, всего семь. Но администрация поселения только разводит руками: мол, сначала думали, что надо дом признавать аварийным, потом искали собственников, никак не могли провести собрание… «Две муниципальные квартиры - это уже 50% голосов, плюс еще одного собственника, который здесь живет, вы знаете, - возмущается Смагин. – Почему нельзя было провести собрание вовремя? Вам же об этом говорили еще в октябре прошлого года!» Замглавы администрации поселения только руками разводит. А в результате потрачены деньги и время на составление сметы и проведение конкурса. Теперь надо принимать решение об изменении вида работ и всё начинать сначала.
Гендиректор регионального оператора Елена Сесягина привела и другие примеры подобного отношения местных администраций к составлению программы капремонта. В нескольких домах в Заволжске в этом году запланирован капремонт инженерных коммуникаций, хотя в этих домах они в нормальном состоянии, зато срочно надо ремонтировать кровлю. Дом, в котором запланирован ремонт подвала, почти полностью выгорел.
Областной центр тоже отличился: так, в Иванове в этом году планируют провести капитальный ремонт кровли дома 74 по ул. 2-я Водопроводная, хотя такого дома на этой улице вообще нет. Планируется капитальный ремонт фасада дома 30/42 по 2-й Межевой. Но это бревенчатый дом. Каким образом проводить ремонт фасада? Обшивать сайдингом? Или вообще разбирать по бревнышку? Еще в трех домах, где запланирован ремонт кровли (Лагерная, 20, Ташкентская, 85, 14-й Проезд, 8), крыша находится в удовлетворительном состоянии или недавно была отремонтирована. Два дома в программе капремонта (ул. Красных Зорь, 6 и ул. Коллективная, 24) – вообще новостройки.
Подобные «косяки» есть в Талицах, Приволжске, Нерли. Как заявил зампредседателя правительства Ивановской области Владимир Шарыпов, складывается впечатление, что муниципальные власти уверены: реализация программы капремонта – это проблема только правительства области и регоператора. Но это не так. Если администрации муниципалитетов не включатся в работу по реализации программы капремонта, то выполнить эту программу будет невозможно, и ответственность ляжет, в том числе, на местные власти. Срыв региональной программы грозит серьезными неприятностями: как отметил Владимир Шарыпов, и региональный оператор, и областные власти провели большую работу, чтобы вывести собираемость платы за капремонт на приличный уровень – более 80% в среднем по области. «Но если люди увидят, что программа не выполняется, что их деньги тратят неэффективно, что проводится ремонт в аварийных домах или ремонтируют вовсе не то, что нужно, то они просто снова перестанут платить, - подчеркнул зампред правительства. – Если же собираемость опять упадет, то не на что будет реализовывать программу капремонта, и мы попадем в замкнутый круг».
В итоге муниципалитеты получили следующие ценные указания:
- правительство настаивает на том, чтобы в каждом муниципалитете были люди, персонально ответственные за реализацию программы капитального ремонта (не обязательно глава администрации, может быть заместитель главы или начальник профильного управления). Они должны нести, в том числе, дисциплинарную ответственность за, например, то, что вовремя не ответил на запрос департамента ЖКХ или регионального оператора;
- проработать вопрос обоснованности включения спорных объектов в краткосрочную программу на 2015-2017 годы. Каждому муниципалитету предоставили перечень домов, по которым у подрядчиков возникают вопросы по целесообразности проведения того или иного вида ремонта. По каждому дому им нужно еще раз провести обследование и принять решение, и до 20 июня представить протоколы общих собраний об изменении видов работ по этим домам;
- департаменту ЖКХ в сжатые сроки внести изменения в региональную программу капремонта на основании этой информации, и до 28 июня отчитаться о проделанной работе.
Главы муниципалитетов в восторг, конечно, не пришли (в зале шептались, мол, опять всё на муниципалитеты вешают, у нас и других забот полно), однако возражать никто не стал.
Елена Сесягина также напомнила, что в ряде случаев у муниципалитета есть право изменять вид работ на доме или вообще выводить дом из программы капремонта если он аварийный) без проведения общего собрания. Это право предоставлено частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса РФ. Для того чтобы ускорить процесс принятия решения или же в том случае, если есть проблемы с проведением собрания (во многих сельских поселениях есть дома, в которых вообще никто не живет, но квартиры приватизированы, в результате собрать собственников невозможно), в муниципальном образовании должна быть сформирована специальная комиссия, которая получит право принимать решения об изменении видов работ.
Успеют ли муниципалитеты вовремя завершить работу по уточнению программы капремонта на 2016 год – пока непонятно. Если же они не уложатся в установленные сроки (фактически – до 1 июля), то, как заявил Владимир Шарыпов, областное руководство будет ставить опрос о несоответствии чиновника, отвечающего за реализацию программы капремонта, занимаемой должности.
Анна Семенова
ЖКХ
Капремонт, но не тот
За него ответят и муниципалитеты