В преддверии лета на разных уровнях традиционно начинается обсуждение темы развития туризма в Ивановской области. Разговоры о том, как привлечь туриста на наши просторы, как создать туристическую инфраструктуру, соответствующую современным требованиям, продолжаются уже много лет, однако практические результаты не так чтобы очень впечатляющие. Если, конечно, не говорить о Плёсе, который давно уже стал своеобразным государством в государстве и на который регулярно проливается золотой дождь федеральных субсидий.
Так всё-таки, может ли быть интересна Ивановская область гостям из других регионов и местным жителям? Почему все усилия развить туризм в регионе пока уходят, как в песок? Об этом мы спросили Александра Бадалова – советника главы г. Иваново, члена комитета регионального отделения ОПОРЫ РОССИИ по развитию туризма, заведующего кафедрой «Промыслы и ремесла» Владимирского госуниверситета.
Фото: Варвара Гертье
- Александр Борисович, неожиданно для многих вы занялись вопросами развития внутреннего туризма. Неожиданно – потому что раньше сферами вашего интереса были совсем другие отрасли: вы занимались такими проектами, как «ТекстильПрофи-Иваново», индустриальный парк «Иваново». Впрочем, бизнес-механизмы схожи во всех отраслях. Так насколько вообще реально привлечь туристов в Ивановскую область? Или это очередной пиар-миф?
- Начнем с «неожиданно». Я занимаюсь реализацией бизнес-проектов. Один из таких проектов, который стартовал в 2013 году, – это культурно-туристический торговый комплекс «Золотые ворота» в г. Владимир. Основная идея проекта – создание туристического центра, основанного на народных художественных промыслах и ремеслах России. Соответственно, реализация проекта непосредственно связана с туризмом. Музейная экспозиция «Традиционная культура и народные художественные промыслы Владимирского края» стала основой создания базовой кафедры ВлГУ «Промыслы и ремесла», руководителем которой я и стал.
Если мы говорим о внутреннем туризме применительно к Ивановской области, то по большому счету у нас очень мало пунктов, которые могут заинтересовать туристов. Плес, Палех – вот, пожалуй, и всё. Поэтому наша область, не обладающая большим количеством исторических объектов, практически не интересна для индустрии туризма – турагентов, туроператоров. Для нас важным фактором привлечения и развития внутреннего туризма является событийный туризм, но ивановским туроператорам также неинтересно предлагать такой продукт для жителей области.
- Почему?
- Потому что местные жители сами могут добраться до места, сами могут забронировать номер на одну-две ночи. И туроператор на этом не заработает. Поэтому до недавнего времени лишь немногие туроператоры вообще предлагали что-то в нашем регионе. Они продавали туры в Турцию, в Египет, в другие страны, зарабатывали на этом, и внутренний туризм (применительно к нашему региону) им был практически не интересен. Сейчас ситуация, конечно, изменилась, турбизнесу надо как-то выживать, и они уже готовы работать. Но как?
Если мы берём турпродукт в рамках «Золотого Кольца», то это одно-, двухдневные или многодневные автобусные экскурсии, и основные потребители этого продукта – женщины в возрасте около 40 лет с подругами и детьми. И, конечно, школьники. Понятно, что во Владимире, Костроме, Ярославле, Ростове Великом основными пунктами этих экскурсий будут различные исторические объекты – музеи, монастыри и т.д. А в Иванове? Как правило, маршруты этих экскурсий просто проходят через наш город, экскурсовод может провести обзорную экскурсию. В лучшем случае, на обратной дороге они могут заскочить в текстильный торговый центр – «ТекстильПрофи» или «Рио». И всё. У нас нет насыщенной исторической составляющей – уж извините. Исключение – это, как я уже говорил, Палех с его раскрученной лаковой миниатюрой и Плёс, который сейчас приподнялся за счёт рекламы. Как я говорю, в каждой деревне есть замечательная берёзка, лучше которой нет.
- Под которой сидел кто-нибудь. Главное, что выдающихся людей у нас в стране полно.
- На самом деле в любой деревне есть что-то интересное. Многие известные на сегодня туристические бренды возникли практически на ровном месте. Одно из таких «ровных мест» – какое-то событие, мероприятие, и здесь возникает такое понятие, как событийный туризм.
Если вернуться к областной туриндустрии, то за счёт жителей области на этом заработать нельзя. Ну, кто будет через агентство ездить в Плёс? Никто. Наши агентства могут принимать туры из Москвы, отправлять туры во Владимир, Ярославль, Кострому, продавать турпродукт клиентам из других регионов. Потому что турпродукт – это передвижение, кормление и ночевка.
Если вернуться к развитию туризма у нас, то в Ивановской области есть, во-первых, опредёленные события, которые могут привлекать как жителей нашего региона, так и гостей из других регионов, а во-вторых, определённые туристические места и объекты: те же гостевые дома, фермы (сейчас сельский туризм или, как его ещё называют, агротуризм стал очень модным) и т.п. Но люди должны чётко понимать, куда и зачем они едут, что они там увидят (какие события, какие объекты), чему они, возможно, смогут научиться. То есть потенциальный потребитель турпродукта должен получить внятное предложение от гостевых домов или других туробъектов, неважно – через посредника в виде туроператора или напрямую. Плюс гарантию определённого качества услуги, которую он получит: безопасный транспорт, питание с соблюдением санитарно-гигиенических требований и так далее. Да, сейчас уже разрабатываются требования к гостевым домам и к другим объектам, достаточно жесткие требования предъявляются к организации перевозок.
Но, по большому счету, самое главное, чего у нас в регионе не хватает, – это информации. У нас в области нет туристического информационного центра. Причем такая структура в других регионах существует и на региональном, и на муниципальном уровнях.
Если мы говорим о внутреннем туризме применительно к Ивановской области, то по большому счету у нас очень мало пунктов, которые могут заинтересовать туристов. Плес, Палех – вот, пожалуй, и всё
- Помнится, в Иванове (или это была областная затея?) уже были попытки посадить в Щудровскую палатку пару тётенек, разложить там буклетики, поставить лавку с магнитиками и назвать всё это туристическим информационным центром. Зачем это надо, если достаточно одного удобного и информационно насыщенного сайта с регулярно обновляющейся информацией? - Информационный центр – это прежде всего место, где аккумулируется информация. Это может быть и ГУП, и МУП, и некоммерческое партнерство, да хоть ООО. Но здесь любой пользователь, любой обратившийся может получить информацию и о транспорте, и о гостиницах, и о предприятиях общепита, и о музеях, и о событиях – обо всем, что может представлять интерес. В других городах ТИЦы выпускают информационные справочники, делают событийный календарь, занимаются организацией выставок и каких-то событийных мероприятий. И они же распространяют информацию о своём регионе на выставках.
Такой ТИЦ, о котором вы говорили, действительно, никому не нужен. Туда никто не придет. Сейчас ТИЦ – это два-три человека, которые просто собирают информацию и структурируют её, а потом выпускают на разных носителях: и в бумажном виде, и в электронном. Они же, кстати, во многом формируют имидж города и региона, а также выстраивают взаимодействие с органами власти. Если, конечно, органы власти действительно заинтересованы в развитии туризма. Потому что вот был же у нас совет по туризму?
- Да, был.
- Но его уже давно не видно и не слышно. А во Владимире такой совет активно работает, 15 апреля на одно из его заседаний приезжал глава Ростуризма.
- Я вам сама могу сейчас сказать, что ответят представители власти на предложение создать информационный центр: они расскажут о сложном финансовом положении и о том, что денег ни на что нет.
- От государства (или муниципалитета) в данном случае нужно очень немного: содержание двух-трех человек не приведет к большим бюджетным затратам.
- А помещение, оборудование, мебель? А создание и поддержка сайта? Кстати, именно с сайтом «Туризм в Ивановской области» и был связан один из последних скандалов: потратили из бюджета немалые деньги, а он так и не работает.
- Туристический портал Ивановской области на самом деле есть, и есть люди, которые имеют возможность его обновлять. Но, например, из областного центра информация туда практически не поступает. А ещё областные власти каждый год выпускают событийный календарь: что, где и когда произойдёт интересного. Вы его видели хоть раз?
- Нет.
- А он есть. Это как с сусликами: ты не видишь суслика, а он есть! Событийный календарь есть, он напечатан. Обещали даже на сайт его выложить.
А проблемы с обслуживанием у нас возникали не только с туристическим порталом, но и со многими другими сайтами, на обслуживание которых не предусмотрены деньги в бюджете.
Но мы ушли в сторону. Если вернуться к событийному туризму, то у нас в Ивановской области есть 10-15 событий, которые интересны многим, в том числе жителям региона. И именно их надо усиленно пиарить. Речь даже не о кинофестивале имени Тарковского, а, например, о «Льняной палитре». Но здесь мы сталкиваемся с проблемами, характерными для небольших городов. Представьте себе, что в Плёс одновременно приезжают, скажем, 100 автобусов по 40 человек. Что будет?
- Наверное, мест в общественных туалетах не хватит. И с общепитом будут проблемы.
- Да, именно так. Инфраструктура Плёса не предполагает единовременного пребывания большого количества народа. И это касается не только Плёса. В том же Суздале во время празднования Дня огурца, когда приезжает тысяч пять гостей, возникает коллапс.
Проблема в том, что организаторы событийных мероприятий очень часто не могут выйти за рамки местечкового сознания, не предполагают, что к ним могут приехать не 10, не 20, а 200-500, а то и больше человек. То же самое касается небольших туробъектов в глубинке
- Можно вспомнить историю с праздником клубники в Комсомольске, когда люди, приехавшие не к 10 часам, а к 12, уже не смогли купить эту клубнику… - Проблема в том, что организаторы событийных мероприятий очень часто не могут выйти за рамки местечкового сознания, не предполагают, что к ним могут приехать не 10, не 20, а 200-500, а то и больше человек. То же самое касается небольших туробъектов в глубинке. Я как-то разговаривал с председателем Ассоциации внутреннего туризма, и он же – один из самых крупных туроператоров по Золотому Кольцу. Он говорит, что туризм – это машина. Ты выставил туры, у тебя купили их и поехали. Например, есть ферма с сыроварней. Хозяин выставляет тур: экскурсия плюс дегустация 10 сортов сыра. Туроператор приехал, посмотрел: всё хорошо, чисто, санузел есть, 10 сортов сыра имеется, есть, где остановиться автобусу. Привозят один тур – всем нравится, второй тур – тоже. Маршрут набирает популярность, и в один прекрасный момент приезжает экскурсия – а там не 10 сортов сыра, а два: просто предыдущие экскурсии всё съели, а новую партию сделать не успели. Люди разочарованы. Принимающая сторона оказалась не готова к увеличению потока гостей.
То же самое с событийными мероприятиями. Организаторы не могут прогнозировать спрос, поток гостей, не могут грамотно подготовить инфраструктуру, чтобы, грубо говоря, и пирожков или клубники на всех хватило, и предприниматели, которые поехали к ним торговать, не остались в убытке. Это в том числе вопрос взаимодействия внутри предпринимательской среды, наличие актуальной информации.
Сейчас этим вопросом – развитием туристического бизнеса и туристической инфраструктуры – начала заниматься «ОПОРА РОССИИ», создан комитет по развитию туризма, который возглавил Владимир Щебельский. И в ходе заседания одного из «круглых столов» возник вопрос о том, что необходимо готовить кадры для организации в том числе событийного туризма. В конце концов, у нас есть ресурсный центр для подготовки туристических кадров – в политехническом институте на кафедре туризма, с хорошей аудиторией, оборудованием, неплохими методическими наработками. Да, эта подготовка стоит денег. И, кстати, власти могут в данном случае помочь бизнесу и в информационном плане, и в рамках программы поддержки малого бизнеса, в которой есть средства на обучение. Другой вопрос, что сами организаторы не всегда понимают, что эта учёба необходима. Потому что, казалось бы, «событийка» – это дело нехитрое, да и гостевой дом тоже: построил, обставил и всё, приглашай гостей. Главное – чтобы приехали. А вот что с этими гостями делать дальше, понимают не все. Как составить программу, как ее предложить, как взаимодействовать с туроператором, который может подсказать какие-то моменты… Всё это многие узнают только на практике, но если ошибок и накладок много, это может просто испортить репутацию события или объекта.
Ещё один момент: практика показала, что ивановские туроператоры не очень-то охотно идут на взаимодействие с местными событийщиками или владельцами туробъектов. Многие говорят: нам здесь не на чем зарабатывать. Здесь нет финансовой составляющей. В таких условиях роль ТИЦа, информационного центра возрастает – именно он может аккумулировать анонсы событий, а уже на его сайте с ними могут знакомиться туроператоры из соседних регионов, заинтересованные в новых маршрутах. Сейчас же тем, кто пытается работать в сфере туризма, приходится самим так или иначе взаимодействовать с «большой десяткой» – туроператорами, которые занимаются преимущественно маршрутами по «Золотому Кольцу».
А ещё нужно разрабатывать и продвигать готовые маршруты. В продвижении могут помочь власти – в рамках участия в выставках, в том числе «Интурмаркета». Но там ведь как всё происходит? Область выставляет стенд, на нем работают люди, которые могут рассказать, что у нас вот тут есть интересный объект, и вот здесь, а вон там проводится фестиваль чая или еще чего-нибудь. А туроператору, который подходит к стенду, интересно, как туда можно добраться, есть ли возможность припарковать большой автобус, где можно поесть. Нужно предлагать уже готовые решения.
То есть развивать туризм в Ивановской области, привлекать сюда туристов, как из региона, так и из других субъектов Федерации, вполне можно. Но это требует определённых навыков, определенной работы с туроператорами и определённых – пусть и относительно небольших денег. И, еще раз повторю, информационной и организационной поддержки от государства и муниципальных образований.
- С информационной поддержкой понятно. А организационная – это как?
- Например, в рамках урока краеведения рассказывать не только о том, что есть поселок Палех, но и о его музеях, о том, что туда можно поехать и попасть на мастер-класс. Или в Юрьевце есть не только музей Тарковского, но и музей детской игрушки, и музей театральных костюмов. То есть искать в краеведении точки по принципу «А что там есть интересного?». Департамент образования вполне мог бы эту информацию доводить до школ.
И ещё очень важно развивать интерактив, например, в привязке к ремеслам и народным художественным промыслам. Запрос на вовлечённость со стороны потребителей сейчас огромный, потому что он даёт возможность почувствовать себя участниками процесса, даёт эмоции плюс, если это мастер-класс, вещественное подкрепление этих эмоций. Мы ведь обычно ходим по церквям, кладбищам и музеям. А людям не хватает ощущения сопричастности, вовлечённости.
У нас есть фестиваль «Лоскутная мозаика» – это «событийка», к которой можно привязывать мастер-классы. Есть относительно новое событие – фестиваль чая в Меховицах, где гостей можно и нужно учить, как делать чай по старинным русским рецептам. В районах есть замечательные дома ремёсел, которые могут проводить мастер-классы хоть по гончарному делу, хоть по бересте, и если эти мастер-классы включать в туристический маршрут, то и туристы будут довольны, и дома ремёсел получат реальную финансовую поддержку. Я сейчас активно занимаюсь формированием различных туров, которые основаны на народных художественных промыслах и ремёслах. Посмотрим, смогут ли они «выстрелить». Но подчеркну: тем, кто сегодня работает в туристической сфере, надо активнее работать самим. А не ждать, что доброе государство или добрый туроператор завтра привезёт к ним множество гостей, которые будут сами себя занимать.