Фото: Варвара Гертье
Речь идет о том, какую конфигурацию в последние месяцы принимает система взаимоотношений между властью и обществом, властью и бизнесом, бизнесом и обществом. Жан-Жак Руссо вместе с Гоббсом и Локком могут тихо плакать в уголке: их теория общественного договора по факту больше не работает, но при этом является отменным аргументом из серии «сам дурак» или «он первый начал». Его пускают в ход все заинтересованные стороны, не задумываясь о том, что в результате все происходящее вокруг превращается в один большой симулякр, где все делают вид, что выполняют определенные функции, а по факту в лучшем случае бездействуют. О том, что риторика и действительность в рамках этого симулякра мало коррелируются, говорить вряд ли стоит: громким заявлениям и обещаниям верят разве что совсем отчаявшиеся люди либо те, кто в качестве единственного и неповторимого источника информации пользуется зомбоящиком и предпочитает никогда не включать ту долю мозга, которая отвечает за критическое мышление. А что, так ведь проще жить. Только потом не стоит жаловаться на то, что вроде бы гарантированные права оказываются совсем не гарантированными, абсурдные требования вполне укладываются в рамки действующей нормативно-правовой базы, а население начинает потихоньку вести натуральную (но тихую) партизанскую борьбу со всеми окружающими.
Раз уж данный материал изначально заявлен как обзор ситуации прежде всего в экономике региона, начнём с того, что происходит в этой сфере. Вернее, как складываются взаимоотношения властей – и областных, и муниципальных с бизнес-сообществом.
Не дотянуть до каникул
Начнём, пожалуй, с того, что лежит на поверхности: с создания режима максимального благоприятствования для развития бизнеса. Тема поддержки малого и среднего бизнеса в принципе является одной из самых любимых в нашем регионе, где этот самый малый бизнес нередко становится единственной возможностью обеспечить себе и своей семье сносное существование. В марте и апреле эту тему вновь вытащили на свет божий – может быть, из-за приближения традиционного Дня предпринимателя, а может быть, из-за внезапного желания председателя комитета облдумы по экономическому развитию Романа Ефремова пересесть из кресла регионального парламентария в куда более мягкое кресло парламентария федерального.
Так вот, в очередной раз на очередных «круглых столах» и прочих заседаниях бизнесу обещают очередные льготы и прочие праздники жизни – с соответствующим вербальным оформлением про значимость предпринимательства. При этом никого почему-то не интересует, что и нынешними-то льготами бизнес не может воспользоваться в полном объёме. О том, что мало кто может получить субсидирование по госпрограмме поддержки малого и среднего бизнеса, поскольку одно из жёстких требований – это средняя официальная зарплата на предприятии не ниже средней по муниципалитету (в Иванове эта цифра составляет более 20 тысяч рублей в месяц), мы уже говорили неоднократно, так что не буду повторяться. А сейчас начинают выползать косяки, заложенные в областном законе по «упрощёнке». Причём те самые косяки, о которых также неоднократно упоминалось.
Помните, какими бравурными речами сопровождалось принятие (чуть ли не на полгода позже, чем в других регионах) закона о налоговых каникулах? Если кто не помнит, то поправки в закон о применении упрощённой системы налогообложения предусматривали на период до 2020 года ставку 0% по УСН для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, у которых основными являются определенные виды деятельности. Сейчас, через полгода после принятия этого областного закона, выясняется, что многие ИП этой льготой воспользоваться не могут. И вот почему.
В России уже несколько лет федеральные власти собираются вести новый ОКВЭД – ОК 029-2014. Но регулярно в конце каждого года откладывают это введение. И вот, в октябре 2015 года, ИОД принимает поправки в закон об упрощёнке, в том числе по нулевой ставке для новых ИП, и в качестве «льготных» видов деятельности указывает виды из ОК 029-2014. В декабре федералы продлевают действие ОК 029-2001, региональные депутаты быстренько вносят очередные поправки: теперь в областном законе указано, что с 2016 года нулевая ставка применяется по определённому перечню «старых» видов деятельности, а после введения нового ОКВЭД (предположительно с 2017 года, но не факт) – по столь же чётко определенному перечню «новых» видов деятельности.
Фишка в том (и депутаты ИОД, и областные чиновники из ДЭРиТ почему-то никак не хотят это услышать), что «старый» и «новый» перечень льготных видов деятельности не совпадают. И вот предприниматели, соблазнившись обещанными льготами, но сходу не разобравшись в нюансах, регистрируют ИП, чтобы заниматься, скажем, ремонтом компьютеров, телевизоров и прочей бытовой техники или ремонтом обуви. Вполне себе социально значимые виды деятельности, не так ли? И идут себе в налоговую, довольные и счастливые, ожидая, что вот сейчас устроят себе налоговые каникулы. Ага, как же. Выясняется, что всё очень хитро. В областном законе нулевая ставка установлена для видов деятельности по двум ОКВЭДам: до отмены ОК 029-2001 применяется один перечень видов деятельности, а после – другой. То же самое, кстати, касается льготы по упрощёнке в размере 5-процентной ставки. Так вот, в конце прошлого года ОПОРА РОССИИ додавила власти, чтобы те привели в соответствие «старый» и «новый» перечни льготных видов деятельности, и в декабре 2015 года был принят закон Ивановской области №139-ОЗ, который откорректировал перечни. Но почему-то только в статье, касающейся 5-процентной льготы. В статье же, касающейся налоговых каникул, перечни остались прежними. То есть для целой кучи видов деятельности льготы как бы есть, но на самом деле их нет. До сих пор. Похоже, чиновники сами не в курсе, поскольку на запросы недоумевающих предпринимателей присылают ответы, общий смысл которых сводится к тому, что надо внимательнее читать законы. Ну да, надо. Но, видимо, не только предпринимателям.
Конечно, если федеральные власти всё-таки соберутся с силами и введут с 1 января 2017 года новый ОКВЭД, жить станет проще и веселее, и несостыковки в перечнях льготных видов деятельности вообще не будут иметь значение. А если не введут? ИПшники опять пролетят мимо кассы со своими льготами, и при этом чуть не каждый день будут выслушивать из каждого утюга рассуждения о том, как хорошо нас поддерживают малый бизнес.
Наше всё
Вторая тема, которой власти кормят общественность, в том числе предпринимательскую, – это необходимость развития ряда отраслей, в первую очередь туризма, которые могут в трудные годы стать палочкой-выручалочкой для области. Все уже давно поняли, что туризм – это наше всё, особенно если речь идет о Плёсе, в который надо в очередной раз вколотить очередные десятки миллионов бюджетных рублей (о том, что на самом деле нужно от властей, чтобы постепенно вывести туристическую отрасль региона на более высокий уровень, читайте в интервью с Александром Бадаловым в этом номере журнала). Ну как же, создаём инфраструктуру, основу для будущего неимоверного пополнения бюджетов всех уровней… И опять – круглые столы, заседания, высокие трибуны, заверения областных властей о том, что мы будем развивать, углублять и расширять, и кучу льгот предоставим нашим уважаемым объектам туристической инфраструктуры, чтобы они своими низкими ценами и высоким качеством услуг заманили к нам в гости сотни тысяч гостей. Ага, туристические объекты, натурально, встают на низкий старт и ждут, когда на них обрушится господдержка. А в это время к ним благополучно приходят уведомления от муниципальных органов власти – мол, пора платить аренду за земельные участки. И от этих уведомлений у многих начинают глаза на лоб лезть. Предприниматели у нас ведь ленивые и нелюбопытные, не интересуются, какие гениальные нормативные документы принимают различные местные советы и думы и прочие органы местного самоуправления. А тем временем в конце прошлого года областные власти сказали: фиг вам, а не субсидии и субвенции. Ну, то есть не совсем фиг, что-то вы, конечно, получите, но сидеть на наших дотациях и думать забудьте. Нету денег в бюджете. Ищите сами, где у вас резервы.
В декабре 2015 года был принят закон Ивановской области №139-ОЗ, который откорректировал перечни. Но почему-то только в статье, касающейся 5-процентной льготы. В статье же, касающейся налоговых каникул, перечни остались прежними. То есть для целой кучи видов деятельности льготы как бы есть, но на самом деле их нет
И вот местные власти начали чесать в затылке, где бы денег взять, то есть как бы повысить наполняемость бюджетов за счет собственных налоговых и неналоговых доходов. И придумали. Ведь у нас какие главные статьи собственных доходов? НДФЛ, земельный налог, налог на имущество физлиц и арендная плата. На НДФЛ надежды мало: зарплаты сейчас будут сокращаться даже у бюджетников, потому что средняя по экономике региона тоже падает, а подлые предприниматели предпочитают эти 13% (ну и еще 30% с лишним, которые должны во внебюджетные фонды пойти) своим работникам в конвертах выдать, чем в бюджет принести. С земельным налогом тоже особо не поиграешь: кадастровая стоимость земель недавно уже повышалась, а ставка ограничена федеральным законодательством, выше 1,5% не поставишь. С налогом на имущество физических лиц сейчас вообще непонятно: с одной стороны, Президент РФ как-то пообещал увеличить площадь жилья, на которую распространяется налоговый вычет, а это приведет к резкому снижению уже запланированных доходов бюджетов. А с другой, немало граждан, получив новые платежки по налогу на имущество, явно начнут штурмовать суды и оспаривать кадастровую стоимость своих квартир и домов. Остается арендная плата, в первую очередь за земельные участки, и ставка аренды ничем не ограничена. И вот в конце прошлого года муниципальные органы власти начали принимать решения о повышении арендных ставок. Причём с размахом: не на 50%, даже не в 2-3 раза, а сразу в 10 и более раз. И почему-то как раз под объектами туристического бизнеса. Например, в Приволжском районе с этого года ставку арендной платы за земельные участки под базами отдыха подняли с 0,015 до 0,13 – почти в 9 раз. С учётом того, что в прошлом году кадастровая стоимость земель населённых пунктов тоже заметно выросла, арендная плата под некоторыми объектами за 2016 год стала исчисляться какими-то космическими суммами. Например, за 68 соток под Алексеевской усадьбой в Приволжском районе владельцам выставили счет почти в полмиллиона рублей. Но если посмотреть, что происходит в других муниципальных образованиях, то это еще по-божески. В Вичугском районе власти, ничтоже сумняшеся, вообще повысили ставку арендной платы за землю под базами отдыха в 50 раз, а под местами массового отдыха (в том числе пляжами) – в 5 тысяч раз (пять тысяч, Карл!). Да, если говорить об абсолютных цифрах, то даже после повышения сумма вроде вполне подъёмная: за небольшой пляжик придётся платить тысяч 50 в год. Но… Но здесь надо иметь в виду, что обустройство пляжей требует огромных средств: мало его оборудовать и пройти сертификацию, надо же ещё и постоянно поддерживать его в чистоте, досыпать песок, чистить дно. При этом такие пляжи должны быть общедоступными, то есть платный вход на него не сделаешь. И прибыль можно получать только за счет выдачи шезлонгов, продажи всякой мелочёвки и т.д. Купальный сезон в Ивановской области длится в лучшем случае три месяца. Отгадайте с трёх раз, много ли желающих найдётся вести такой, с позволения сказать, бизнес? А потом с тех же высоких трибун мы слышим сетования на то, что предприниматели не хотят вкладывать деньги в туристическую инфраструктуру.
Очевидно, что если сейчас кто-нибудь из владельцев гостевых домов, гостиниц или каких-то других туробъектов начнет жаловаться на повышение платежей, областные власти разведут руками: мол, это же не мы, это муниципалитет (не забываем, что та же область настаивает, чтобы муниципалитеты активнее повышали собственные бюджетные доходы). И вообще, надо было землю в собственность выкупать, тогда бы сейчас проблем не было. Как будто от этих слов резко повысится спрос на услуги туробъектов и у них появятся деньги на все эти безумные платежи.
Не могу удержаться от банальности: во всех учебниках по экономике написано, что в кризисные периоды нельзя повышать налоговую нагрузку на бизнес. Как, впрочем, нельзя снижать объемы социальной поддержки населения – такие шаги допустимы только в «тучные» годы. Но у нас теория и практика не имеют никакого отношения друг к другу.
Ответный ход
Уже не один раз приходилось слышать от представителей власти: мол, вот ты всё стенаешь по поводу несчастной судьбы предпринимателей в Ивановской области, пишешь, как злые власти их обижают. А ведь они и сами хороши: зарплату платят в конвертах, налоги и платежи во внебюджетные фонды не отчисляют, вводя тем самым областной бюджет в неимоверные расходы, всякие нормы и правила нарушают, создавая опасность для жизни и здоровья населения.
Ну да, не платят, и нарушают, и еще много чего делают, начиная от сомнительной точечной застройки и заканчивая отравлением атмосферы в Балино выбросами от производства полиэтилена. Но если начать ковыряться, то обнаружится интересная вещь. Во многом нигилизм предпринимательского сообщества – это ответная реакция на действия власти, порой доходящие до бесстыдства, как в ситуации с отменой компенсаций части родительской платы за детские сады с одновременным приобретением новой иномарки бизнес-класса для областной думы. Нам не хватает денег на зарплаты врачам из-за того, что вы платите своим работникам в конвертах, говорят в правительстве области. Но многие предприниматели давно забыли, когда бывали в государственных больницах и поликлиниках: им в очередях стоять некогда, да и качество услуг такое, что безопаснее обратиться в платную клинику. Или в бесплатную – но принести врачам «в клювике», чтобы была хоть какая-то гарантия.
В конце прошлого года муниципальные органы власти начали принимать решения о повышении арендных ставок. Причём с размахом: не на 50%, даже не в 2-3 раза, а сразу в 10 и более раз. И почему-то как раз под объектами туристического бизнеса
Вы не платите налоги, но требуете хороших дорог, возмущаются чиновники. Но транспортный налог собирается не так чтобы плохо, и при этом люди, его заплатившие, видят и качество (особенно на трассе на Приволжск, которая до сих пор «плюется» камнями), слышат о скандалах, связанных с тендерами на ремонт и строительство дорог… Вы нарушаете правила установки вывесок, мы вас сейчас оштрафуем, заявляют надзорные органы. Но чтобы правильно оформить все документы, надо совершить несколько кругов по многочисленным кабинетам, а то и занести «теплый привет», если хочешь побыстрее. У вас долги по налогам, верните деньги детям и старикам, требуют власти. Но если налоги устанавливаются так же абсурдно, как это происходит в вышеназванных муниципалитетах, то бизнесу в какой-то момент становится проще вывести свою компанию в другой регион и «похоронить» её где-нибудь во Владивостоке, лишь бы не отдавать деньги фактически ни за что. И так до бесконечности. Два параллельных мира, которые иногда пересекаются: одни и те же персонажи могут благостно вещать с трибун, а потом так же, как и все, всеми правдами и неправдами уходить от бдительного государева ока. Это не ново, эта система существует уже 25 лет, просто в кризисные времена все проблемы обостряются. И «параллельность» двух миров становится слишком очевидной, чтобы не вызывать раздражения и отторжения. Долго ли проработает система в таком состоянии, когда власти не могут (например, обеспечить сбалансированность бюджета), а предприниматели не хотят (например, в полном объёме вносить все начисляемые платежи) – предсказывать не берусь. Это скорее епархия политических обозревателей. Но ощущение, что шаткое равновесие в любой момент может быть нарушено, всё крепнет. Общественный договор между властью и бизнесом становится фикцией (или уже давно стал?), и все эти ритуальные камлания и телодвижения мало что меняют. Точнее, только усугубляют ситуацию.