Последние
новости
Бизнес

«Объединенные электрические сети» не знают, что у них за сети

УФАС рассматривает дело
6 мин
10 мая, 2016
В УФАС по Ивановской области 28 июня будет рассмотрено дело о нарушении ОАО «Объединенные электрические сети» антимонопольного законодательства. Дело довольно любопытное, поскольку, с одной стороны, может стать подтверждением тезиса о том, что естественные монополии расценки на свои услуги назначают если не от балды, то близко к этому, а с другой – по сути, речь идет о том, что сетевые компании муниципального уровня нередко сами не знают, где у них какие объекты расположены. И пока какому-нибудь потребителю не потребуется это узнать, никто даже не почешется. Ну а уж если кому-то потребуется, то почешутся, но за его же денежки.
Еще в феврале 2016 года в Ивановское УФАС России поступила жалоба ООО «АктивПроект» (вх. № 320) о нарушении антимонопольного законодательства в действиях ОАО «Объединенные электрические сети» (далее – ОАО «ОЭС»). «АктивПроект» выполнял для ООО «Ремстрой-37» изыскательские работы, в рамках которых возникла необходимость согласования расположения коммуникаций на обследуемом участке (довольно большом, кстати – порядка 30 га). Этого требует, в том числе, Градостроительный кодекс. В Кинешме, где, собственно, всё и происходило, как отмечает комиссия УФАС, ОАО «ОЭС» является единственным хозяйствующим субъектом, располагающим сведениями о точном нахождении эксплуатируемых им подземных электрических сетях, а потому осуществить сверку их расположения может только ОАО «ОЭС».
Всего надо было сверить наличие коммуникаций на топографических съемках по 16 объектам. В конце июля 2015 года ООО «АктивПроект» направило в адрес ОАО «ОЭС» письма с просьбой согласовать топографические планы и в ответ получило письма со счетами за эти работы на общую сумму 50 992 руб. 28 коп. Посчитав стоимость сверки завышенной, фирма обратилась к антимонопольщикам.
УФАС отметило, что государство не регулирует стоимость работ по согласованию сверки расположения подземных коммуникаций, так что плата за эти работы устанавливается каждым предприятием самостоятельно. Однако при рассмотрении калькуляций ОАО «Объединенные электрические сети» специалисты УФАС обнаружили, что в эту калькуляцию заложена оплата труда нескольких сотрудников на основании того, что внутренним документом ОАО «ОЭС» предписано оказывать услуги по нерегулируемым видам деятельности (то есть не связанным с транспортировкой электроэнергии) без ущерба по основной деятельности, в рабочие дни после окончания рабочей смены. Кроме того, выяснилось, что при поступлении заявлений о проверке на наличие коммуникаций ОАО «ОЭС» топографических съемок, сетевая компания вынуждена была осуществлять фактическую проверку топосъемок. Энергетики пояснили, что при приватизации в 2007-2009 годах МУПов коммунальной энергетики, какие-либо документы, фиксирующие привязку электрических сетей к земельным участкам, позволяющим достоверно определить расположение объектов электрического хозяйства на местности, отсутствовали. «То есть, изложенное по своей сути свидетельствует о том, что сама по себе стоимость услуги по согласованию сверки расположения сетей на топографических съемках включает в себя действия сетевой организации по подтверждению информации о наличии или отсутствии ее сетей в данной местности», - отмечают в УФАС. И добавляют, что вообще-то электрические сети и иные объекты электросетевого хозяйства являются основной и неотъемлемой частью в регулируемом виде деятельности «Услуга по передаче электрической энергии». И при утверждении тарифов в тариф на передачу включаются расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, то есть предприятие, указывая расходы на содержание электрических сетей, должно четко представлять их местоположение, а также располагать сведениями об их техническом состоянии. Эти расходы предполагают знание местоположения электрических сетей. Следовательно, делают вывод в УФАС, любые действия, связанные с оценкой, амортизацией, восстановлением, выбытием, идентификацией основных производственных средств (электрические сети и иные объекты электросетевого хозяйства), участвующих в регулируемом виде деятельности (Услуга по передаче электрической энергии) относятся к необоснованным расходам (в части нерегулируемых видов деятельности).
Таким образом, считают антимонопольщики, действия ОАО «ОЭС» содержат признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Так это или нет, выяснится в июне.
В любом случае, как минимум, примечательно, что сетевая компания, в свое время подобравшая под себя немало электросетей муниципального уровня, до сих пор не удосужилась провести их инвентаризацию, и теперь делает это за счет потребителей или инвесторов.

Для справки:
ОАО «Объединенные электрические сети» было создано в 2009 году. Компания постепенно приобретала муниципальные сетевые организации, и на сегодняшний день обслуживает следующие территории:
- г. Фурманов и несколько деревень Фурмановского района,
- г. Приволжск, г. Плес и несколько деревень Приволжского района,
- г. Гаврилов Посад и несколько населенных пунктов в Гав.-Посадском районе, в том числе поселок Петровский,
- г. Комсомольск, несколько сел в Комсомольском районе,
- г. Родники, часть Родниковского и Вичугского районов,
- г. Заволжск, Заволжский район,
- часть г. Кинешма, часть Кинешемского района, в том числе г. Наволоки.
Генеральный директор ОАО «ОЭС» - Михаил Щаницын.
На официальном сайте компании указано, что 100% акций принадлежит ООО «БизнесПроект» (генеральный директор – Вячеслав Смирнов). Однако в выписке из ЕГРЮЛ, полученной с сайта Федеральной налоговой службы, значится, что одним из учредителей (участников) общества с 2009 года и до сих пор является комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Шуя. В налоговой считают, что Шуе принадлежит доля номинальной стоимостью 72 833 000 рублей (уставной капитал, по информации ФНС, составляет 457 951 400 рублей).

Анна Семенова
14 декабря 2024
Все новости