Анна Семенова
На прошлой неделе Ивановская областная дума с подачи областного же правительства благополучно сократила расходы бюджета региона на 300 млн рублей. Очень технично сократила, без шума и пыли и без особых подробностей, на чем же именно сэкономили столь немалые деньги. Не считать же подробностями несколько предложений в официальном пресс-релизе, общий смысл которых замечательно выразил спикер областного парламента Виктор Смирнов в том же пресс-релизе: «Почти половина расходов, попавших под секвестрование, не имеет прямого отношения к удовлетворению потребностей жителей Ивановской области». То, что более половины этих сокращенных расходов имеют прямое отношение к удовлетворению потребностей жителей, скромно осталось за кадром.
Ну да бог с ним, с сокращением бюджета – это тема для отдельного разговора, не слишком подходящего для межпраздничных и почти нерабочих дней, так что отложим ее на потом. Сейчас речь идет о том, что на самом деле эти сокращения, похоже, только цветочки. «Ягодки», правда, созреют лишь в следующем году, но весьма неприятные: уже не 300, и даже не 600 млн рублей, а почти 2 миллиарда. Здесь уже даже бюджетные кредиты, призрачной возможностью получения которых областные власти оправдывают урезание любых, даже самых что ни на есть социальных статей, скорее всего, не помогут. И что делать с этой проблемой, сейчас, похоже, не знает никто.
Саму проблему в двух словах можно изложить так: регион в 2011 году, когда филиал «Ивэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» переходил на так называемое RAB-регулирование тарифов, взял на себя определенные обязательства – повышать тариф на передачу для «Ивэнерго» ежегодно на определенный процент. Однако по разным и зачастую не зависевшим от региональных властей причинам этого сделано не было. В итоге выпадающие доходы у «Ивэнерго» накапливались и накапливались, в тариф не включались, и на сегодняшний день достигли суммы почти в 2 миллиарда рублей. При этом у сетевой организации есть право в случае если региональный регулятор (ранее – РСТ, а теперь департамент энергетики и тарифов) не компенсирует выпадающие доходы в рамках RAB-регулирования за счет роста тарифы обратить взыскание этих выпадающих доходов на региональный бюджет. Подробнее об этом можно почитать здесь. За полтора года не изменилось почти ничего – разве что сумма к взысканию выросла с 1,5 миллиардов почти до двух.
Ситуация осложняется тем, что сетевая компания приняла решение досрочно уйти с RAB-регулирования, и в следующем, 2017 году регион в любом случае должен будет вернуть деньги энергетикам – либо за счет повышения тарифов (а тариф на передачу составляет порядка 40 % конечного тарифа для потребителей), либо выплатив эту сумму из бюджета.
Вот что говорят по этому поводу участники процесса – руководство «Ивэнерго» и начальник департамента энергетики и тарифов.
Сергей Чижов, директор филиала «Ивэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья»:
«Мы подписали соглашение с регулятором о переводе нашей компании с 1 января 2017 года с RAB-регулирования на прежнюю модель формирования тарифов (по затратному принципу). Самой методики этого перехода пока нет, нет понимания, каким образом и в каком порядке это будет происходить. Однако есть соглашение с регулятором о том, что при этом переходе нам будут компенсированы выпадающие доходы, которые составляют уже порядка 2 млрд рублей.
Компенсировать эти выпадающие доходы нам могут за счет включения их в тариф, возможно, в течение нескольких лет, поскольку это значительная сумма. На тариф для населения это не повлияет, поскольку предельный рост этого тарифа жестко устанавливается на федеральном уровне. Что касается прочих потребителей (юридических лиц), то, возможно, тариф на передачу для них вырастет за счет выравнивания двуставочных тарифов. На сегодня существует определенный дисбаланс между двуставочными и одноставочными тарифами для прочих потребителей. Могу сказать, что только за счет этого мы получаем порядка 190 млн рублей выпадающих доходов в год. Выравнивание, естественно, приведет к росту тарифов для тех потребителей, которые сегодня применяют двуставочные тарифы.
В любом случае, пока сложно сказать, каким образом будет происходить этот процесс. Сначала Федеральная антимонопольная служба, к которой с прошлого года перешли функции ФСТ, должна разработать методику, после чего региональный департамент энергетики и тарифов будет ее применять. Так или иначе, вопрос должен быть решен в течение этого года».
Евгения Морева, начальник департамента тарифов и энергетики:
Действительно, с 2011 года филиал «Ивэнерго» ПАО «РСК Центра и Приволжья» находился на RAB-регулировании тарифов, при котором используются такие понятия, как доход на капитал и возврат на капитал. Методика этого тарифного регулирования предусматривает, что средства, вложенные в модернизацию основных средств, должны возвращаться с определенным процентом. Если при этом мы не укладываемся в единое котловое НВВ всех сетевых компаний, то регулятор (РСТ или департамент энергетики и тарифов) может ввести для них так называемое отрицательное сглаживание на текущий период регулирования, но в следующих периодах необходимо эти средства вернуть.
К сожалению, с 2011 года федеральное законодательство очень часто менялось, и как правило, не в пользу сетевых организаций. Так, в частности, на федеральном уровне были введены дополнительные ограничения по росту котловых тарифов. Кроме того, изменился порядок расчетов тарифов для двуставочных потребителей. У МРСК и других сетевых организаций появились значительные выпадающие доходы. Мы были вынуждены применять отрицательное сглаживание практически ежегодно. И сейчас с учетом дохода на капитал, действительно, получается, что регион должен вернуть «Ивэнерго» около 2 миллиардов рублей. Но есть один момент: дело в том, что эти деньги не были вложены сетевой компанией в строительство или реконструкцию, поскольку они не были заложены в тариф, и энергетики их не получили. Но доход на эти незаложенные деньги по законодательству мы все равно должны обеспечить. А это дает дополнительную финансовую нагрузку.
Сейчас мы будем прорабатывать вопрос, в том числе с федеральными министерствами и ведомствами, чтобы возвращать только сумму накопленного сглаживания, без учета дохода на этот капитал. Потому что по факту деньги не были потрачены. Мы, конечно, понимаем позицию МРСК: верните нам все деньги, мы сразу все построим. Мы не сомневаемся, но здесь надо выбирать: либо мы минимизируем нагрузку на конечный тариф, либо мы в полном объеме возвращаем деньги энергетикам.
На сегодняшний день окончательного решения нет. Одна из причин: нет механизма досрочного ухода с RAB-регулирования. Есть только определенная дорожная карта, план мероприятий. Уходить от RAB-регулирования нужно, поскольку оно становится непосильным для региона. Действительно, если мы в 2017 году не возвращаем «Ивэнерго» накопленное сглаживание полностью (а это невозможно сделать даже теоретически), сетевая компания получает право предъявить эту сумму к возврату из бюджета региона. Чтобы этого не произошло, мы сейчас прорабатываем механизм ухода с RAB-регулирования с возможностью реструктуризации суммы накопленного сглаживания, чтобы возвращать эти деньги не одномоментно, а в течение определенного периода. Это было бы оптимальным решением для региона, так как эта сумма, с одной стороны, была бы зафиксирована, не было бы роста, а во-вторых, ее возврат был бы растянут на несколько лет.
Хочу отметить, что подобные проблемы возникают не только у нас, но и в других регионах, где сетевые компании применяли RAB-регулирование тарифов.
Опасения потребителей относительно возможного роста тарифа на передачу электроэнергии обоснованны. Подчеркну, что это не касается тарифов для населения. Если же говорить о прочих потребителях, то хочу обратить внимание, что мы в последние годы делали все, чтобы приостановить этот рост. Так, на 2016 год федеральные власти установили предельные индексы роста одноставочного тарифа на уровне 21 %. Мы повысили тарифы только на 15%. Конечно, сетевые организации были недовольны, но мы исходили из интересов конечных потребителей.
В последующие годы мы будем, в первую очередь, рассматривать механизмы экономии внутри котла, чтобы создать свободные резервы. В этом нам поможет укрупнение сетевых организаций, к которому неизбежно приводит ужесточение требований к сетевым организациям.
Также могу подтвердить, что, скорее всего, наибольший рост тарифов ожидает тех потребителей, которые применяют двуставочные тарифы. Потому что в свое время при изменении федерального законодательства в части изменения порядка расчета мощности по двуставочным тарифам, которая подлежит оплате, мы не стали резко увеличивать эти тарифы, как того требовалось в соответствии с нормативными документами. Этому было две причины: первая – это защита крупных промышленных потребителей, которые, в основном, и рассчитываются по двуставочным тарифам. А вторая – мы не смогли одномоментно поднять тарифы из-за наличия предельных индексов. Сейчас мы сталкиваемся с последствиями такого решения и вынуждены приводить двуставочные тарифы в соответствие с федеральными требованиями».
В общем, проблемы, которые копились с 2011 года, привели к тому, что в следующем году региональным властям придется либо резко увеличить тарифы на передачу электроэнергии (а они, напомним, составляют порядка 40 % от конечного тарифа) для потребителей – юридических лиц, либо отдать 2 миллиарда из бюджета области. Третий вариант – повышение тарифов, но в рамках разумного, и реструктуризация выплат энергетикам – возможен только при условии достижения договоренности между федеральными структурами, областной властью и энергетиками.
В любом случае, предупрежден – значит, вооружен. И тем юрлицам, которые находятся на двуставочных тарифах, уже сейчас стоит задуматься о возможности перехода на другой тариф. Или приготовиться к тому, что затраты на электроэнергию в 2017 году могут значительно вырасти. Потому что надеяться на то, что от областного бюджета можно легко и непринужденно отрезать 2 миллиарда, как минимум, глупо. Впрочем, возможно, найдутся умельцы, которые подрежут ее с десяток социальных статей – льгот-то у нас пока еще осталось немало.
1000inf.ru
Бизнес
Бюджетная дыра откуда не ждали
Энергетическая