В 2005 году, когда Михаил Мень вступил в должность губернатора Ивановской области, ему достался один из самых депрессивных регионов страны, на ситуации в котором мало сказался даже общий экономический подъем, демонстрировавшийся Россией в первой половине десятилетия. Причина отставания Ивановской области от общероссийских показателей была очевидна: текстильная моноэкономика, тесно завязанная на зарубежные поставки. Уровень специализации производства в регионе был гораздо более высоким, нежели у соседей. И фактическое прекращение поставок узбекского хлопка в 90-е стало настоящим смертным приговором для ивановской экономики. И одновременно - питательной средой для роста экономики теневой.
Показательна в этом отношении судьба "образцового города"Фурманова, еще в середине 80-х потрясавшего воображение приезжих уровнем жизни населения, продуктовым изобилием и слаженностью работы городских служб. Ивановский райцентр с населением в 40 тыс. жителей считался образцом хозяйствования и примером для подражания, чей опыт призывали перенимать на всех совещаниях республиканского и общесоюзного уровня. Спустя всего десять лет, после фактического закрытия трех ткацких фабрик, город представлял собой жуткое зрелище: заброшенные магазины, выбитые стекла подъездов, разрушенные дороги, повальная безработица и не менее повальное пьянство... Бежать с неработающих фабрик ткачам и прядильщикам было попросту некуда: никакой промышленности, кроме самогоноварения, в городе не было.
В той или иной форме судьбу Фурманова повторяли все населенные пункты региона, включая областной центр. Текстильная промышленность полностью перешла на работу по "давальческим"схемам, которые перекрыли и без того слабые налоговые ручейки. Формально вся продукция ивановских мануфактур возвращалась к хозяевам сырья - в Узбекистан и Таджикистан. На деле же Ивановская область превратилась в основную сырьевую базу подпольной текстильной промышленности СНГ - тех самых "цехов", где в массовом порядке изготавливались контрафактные изделия престижных зарубежных марок. На различных "схемах"работали практически все - и немудрено, что ивановская область имела репутацию одного из самых коррумпированных регионов страны. Поэтому не случайно одной из первых мер, принятых Михаилом Менем на посту губернатора, стало "пересоздание"комиссии по борьбе с бюджетными недоимками. Как заявил сам Михаил Мень, такая комиссия была сформирована и до него, но скомпрометировала себя.
Не только положение в экономике побудило Кремль к смене губернатора Владимира Тихонова. Он оказался не способен наладить контакт с региональными политиками. Как результат - жесткое противостояние между главой региона и областной Думой. Полпред президента в ЦФО Георгий Полтавченко в интервью газете "Известия"говорил: "Главная причина (смены губернатора - прим. ИА REGNUM Новости) - неумение или нежелание Тихонова консолидировать ивановскую элиту для решения конкретных задач". Новому губернатору удалось справиться с ситуацией и наладить диалог между парламентом и региональным правительством. На выборах в Ивановскую областную Думу в марте 2008 года прошли лояльные губернатору кандидаты. О единодушии между исполнительной и законодательной власти свидетельствует заявление спикера облдумы Сергея Пахомова, который вошел в число кандидатов на пост губернатора, о поддержке Меня.
Среди других политических достижений Михаила Меня - изменение системы выборов в областную Думу. Следующие выборы пройдут по пропорциональной системе, а не смешанной. Депутаты будут избираться только по партийным спискам, их будет меньше в два раза - не 48, а 24. На муниципальных выборах депутаты теперь избираются не только по одномандатным округам, как это принято в муниципалитетах, а по смешанной системе.
Все муниципалитеты перешли на новую систему муниципального управления. Муниципальными образованиями приняты новые редакции Уставов, суть которых - в новом порядке управления, в разделении представительских и исполнительных функций, введении должностей глав администраций муниципалитетов.
Вместе с тем, в области существует сильная оппозиция, состоящая не только из коммунистов, которые направили письмо президенту с просьбой не вносить Михаила Меня в качестве кандидата на пост губернатора, но и представителей местной элиты, недовольные засильем "сергиево-посадских", как называют здесь команду губернатора.
В экономике региона за пять лет работы успехом Меня можно считать то, что за этот период в Ивановскую область пришло 40 миллиардов рублей из федерального бюджета. Средства пошли на переоснащение школ, новое современное медицинское оборудование в больницы. Город-курорт Плёс получил на свое развитие 300 миллионов рублей. С 2006 года на развитие образования в Ивановской области было привлечено более 860 млн рублей из федерального бюджета. В рамках нацпроекта "Здоровье"регион получил сумму в три раза больше: 1,6 млрд рублей на приобретение реанимобилей и медицинского оборудования и 900 млн рублей на реализацию новых направлений нацпроекта. Также Ивановская область получила значительные средства (1,6 млрд. рублей) из федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ. Были получены средства на строительство объездной дороги вокруг Иванова. Благодаря инвестициям "Газпрома"в регионе удалось построить 1130 километров газопроводов. За последние пять лет сделано в этой сфере больше, чем предыдущие 10 лет.
В 2007 - 2008 году в область стали заходить крупные инвесторы. Вкладываются средства в развитие машиностроения, текстильные фабрики и логистические центры (в том числе благодаря развитию "текстильного кластера"), в другие отрасли. Объем инвестиций в основной капитал за последние пять лет вырос более чем в 2,5 раза, приток иностранных инвестиций - в 93 раза. Такого интереса и инвестиционного подъема область не видела последние 15 лет.
Возобновил работу международный аэропорт "Иваново"- официально он был открыт в 2008 году, после 10-летнего перерыва.
За первое полугодие 2010 года индекс промышленного производства составил 108,6%. В строительстве рост составил 12%. В первом полугодии 2010 года отмечено несколько положительных тенденций. Во-первых, промышленное производство выросло на 8,6%, во-вторых, объём строительных работ увеличился на 11,9%. Денежные доходы населения выросли на 11,1%. Также в регионе увеличивается средняя заработная плата, растут реальные доходы населения.
Вместе с тем, пока положение в области далеко от идеального. Критики работы губернатора ссылаются на данные Минрегионразвития : доля прибыльных предприятий составляет 50,1% (ниже только в Костромской области - 50%, в среднем по Центральному федеральному округу - 63,1%); доля просроченной задолженности по кредитам юрлицам - 6,8% (в среднем по ЦФО - 4,9%). Объем жилищного строительства по-прежнему остается одним из самых низких в регионе - 47,6 тыс. кв.м (ниже в Костромской, Курской, Орловской, Тульской и Ярославской областях). По данным Минрегионразвития, высоким по сравнению с регионами - соседями по ЦФО оставался и уровень безработицы в Ивановской области - 4%.