Наверх
— 76,8195 ₽
— 89,6637 ₽

Оркестр Ивановского музыкального училища в премьере московского музыкального театра «Русская опера»

18.10.2010
Редкой на наших подмостках сказочной оперой «Гензель и Гретель» открыл свой сезон
самый новый и самый необычный московский музыкальный театр «Русская опера».
Удивительно, но «Русская опера» — первый театр в России, решившийся поставить «Гензеля и Гретель» после почти столетнего забвения.
Во всем мире «Гензель и Гретель» — такая же обязательная часть рождественского репертуара, как балет «Щелкунчик» Чайковского. Опере дали высокую оценку великие современники — композиторы Рихард Штраус и Густав Малер. Ею дирижировали такие эпохальные дирижеры, как Герберт фон Караян и Джордж Шолти, главные партии пели не менее знаменитые певцы Дитрих Фишер-Дискау, Криста Людвиг, Эдита Груберова, Бригитта Фассбендер, Кири Те Канава… Причина такой популярности — прежде всего изумительная музыка, безусловно, родственная роскошным оперным мистериям Вагнера, но не столь помпезная, как у автора «Кольца Нибелунга». Здесь все попроще — как если бы вы из царских чертогов попали в домик простого садовника, где гораздо уютнее и теплее.
Но в России «Гензелю…» не повезло — с началом Первой мировой войны в стране поднялась националистическая антинемецкая кампания (кстати, именно тогда Петербург переименовали в Петроград), и произведение германского композитора, о войне никогда не помышлявшего, запретили. А после революции его восстановлению помешала сильная религиозная христианская линия в сюжете.
«Русская опера» взялась за непростую задачу. При всей бесхитростности либретто (голодные дети съели ягоды для рождественского пирога, и рассердившаяся мать послала их искать ягоды в лес, где они чуть не попали на обед к ведьме из пряничного домика, но с Божьей помощью и благодаря своей сообразительности спаслись), при всей ясности музыкального языка это все же типично немецкая, очень изощренная партитура, для исполнения которой требуется вжиться в непривычную для большинства наших артистов вокальную и оркестровую культуру.
Не будем лукавить — сил у оркестра на такую музыку маловато. С другой стороны, ведь у театра нет своего оркестра, а выручать его каждый раз приезжает оркестровый коллектив Ивановского музыкального училища. Прикиньте: пять часов на автобусе из Иваново, потом два с лишним часа на сцене и пять часов по ночной дороге обратно. Условия не слишком комфортные. С другой стороны, для 18-20-летних студентов это хорошая практика. А молодой дирижер Александр Жиленков порой творит просто чудеса: маленький ансамбль под его управлением в какие-то моменты начинает выдавать настоящий большой симфонический звук.

Вернуться к списку новостей