На прошлой неделе в Ивановской области прошли некоторые мероприятия, которые имели все шансы быть организованными и проведенными совсем по-другому и, соответственно, иметь СОВЕРШЕННО другие результаты.
Сначала в четверг, 17 марта, в Общественной палате Ивановской области прошло экстренное заседание рабочей группы по дорогам, транспорту и БДД, а затем рано утром в пятницу, 18 марта, состоялось закрытое заседание в правительстве – и то, и другое мероприятия были по вопросу ОСАГО.
По старинной традиции, когда-то заведенной не мной и при совершенно других обстоятельствах, я ВСЕГДА провожу разбор полетов тех мероприятий, где принимал участие, по критериям - хорошее и плохое, что было не так, кто виноват и как подобного не допустить в будущем. Так поступлю и в этот раз.
Сначала о хорошем: все молодцы, провели, все кто мог и хотел - приняли участие.
Далее о плохом.
Проблема невозможности в срок и по установленной законом цене легально получить полис ОСАГО обычному среднестатистическому водителю в Ивановской области, была намечена для обсуждения мной, как один из вопросов для Общественной палаты, еще в декабре 2015. В силу ряда объективных и субъективных причин лишь 21 февраля, на очередном заседании комиссии, вопрос был поставлен ребром, и члены комиссии в присутствии аппарата ОП проголосовали в кратчайшие сроки провести мероприятие по ОСАГО.
Как же я обрадовался, когда на проблему ОСАГО обратил внимание и губернатор области Павел Алексеевич Коньков и велел провести рабочие совещания экономическому блоку правительства…Тем более круто было то, что согласно обещаниям, резолюция ОП, принятая малой группой товарищей (на комиссии ОП присутствовали 6 из 10 ее членов) будет донесена до зампреда правительства Светланы Давлетовой. В конце концов, надо верить людям (пока они не убедили вас в обратном)!
Анализ действующего законодательства в сфере ОСАГО и практика его применения в РФ и на территории Ивановской области показали: формальных нарушений у страховых компаний (СК) очень мало или нет вообще. Да, вот так вот! Это довольно прибыльная сфера бизнеса и высококлассные юристы не зря свой хлеб едят, как непосредственно в самих СК, так и в РСА. Страховщики могут оставить ровно 1 офис и в нем 1 сотрудника, который будет в день оформлять 1 полис - и не будет никаких нарушений, а 146 (или 86, смотря каким опросам доверять) процентов населения будут и дальше ждать, что кто-то за них сейчас решит проблему, и уклоняться от написания заявлений в контролирующие органы. То, что обращаются единицы – факт, Давлетова в комментариях СМИ подтвердила: к ним никто не обращался. Исходя из этого, а также из результатов мониторинга как в области, так и в стране, на заседании комиссии в ОП я доложил, что решение проблемы возможно только на федеральном уровне законодательной власти или - так как проблема отсутствия полисов напрямую угрожает безопасности - находится в сфере компетенции главы государства.
Тем, кто не понимает, что происходящее - это уже чрезвычайная ситуация, сейчас постараюсь объяснить. В настоящее время, если судить по 5 офисам продаж, которые я обошел в рамках подготовки к заседанию комиссии (тетрадку учета выданных полисов человеку с улицы, будь он четырежды член ОП, естественно, никто не показывал, но есть списки в очереди, и там пометки, сколько вошло, сколько вышло, с указанием временных промежутков, фото имеются) в день в офисе продаж выдается 6 новых полисов. Ранее я уже подсчитывал, что для того чтобы закрыть, например, Росгосстраху лишь свой сегмент рынка (50% от 130 тысяч автомобилей в Иваново), в течении года в каждом из их четырех офисов в городе должны выдавать по 60 полисов в день. 6 и 60 – чувствуете разницу? Меньше в 10 раз. Перенеся эту разницу на общее количество автомобилистов в городе, мы можем получить, что к концу года полисы получат ТОЛЬКО 13 тысяч из 130 тысяч автомобилистов Иваново. 117 тысяч будут ездить без полисов или с фальшивыми полисами. Статистику подтверждают сотрудники ГИБДД в частной беседе: число таких нарушений резко увеличилось. В почте и по телефону один и тот же вопрос – где купить полис без очереди и без допов.
Исходя их этого, получается, что необходимо менять законодательство, жестко регламентируя срок получения полиса и обязательные для этого кадровые и прочие мощности, причем делать это нужно на федеральном уровне, так как закон №40 об ОСАГО федеральный, а любые ограничения на местах могут быть восприняты прокуратурой как давление на бизнес. Для этого надо привлекать к решению проблемы субъекты с правом законодательной инициативы, коими у нас являются Ивановская областная дума и правительство. Если уж совсем радикально ставить вопрос, то имеет смысл отобрать к чертовой матери страхование автогражданской ответственности у коммерсов. А чтобы «жулики от ОСАГО» не выдохнули, счастливо распрощавшись с такой обузой, – отобрать и все наворованное/накопленное (выбранное подчеркнуть) за годы жирования на рынке – это порядка 30 млрд рублей ежегодно с 2004 года (ссылка: http://www.opiv.ru/blogs/?page=post&blog=pigalkin&post_id=67) – и перевести на спецсчет в государственный банк. Сделать одну единственную государственную СК, уравняв тем самым право и обязанность водителя. Оплату же вообще можно взимать как прочие государственные пошлины через любое отделение любого банка.
К сожалению, 5 из 6 членов комиссии ОП этого не поняли и решили, что можно чего-то добиться и на местном уровне, а потому кастрировали итоговые рекомендации. Правительство Ивановской области на своем закрытом совещании тоже – ЭТО ЖЕ ЛОГИЧНО!! – развело руками и расписалось в отсутствии рычагов. Зато там решили, что те самые 117 тысяч автомобилистов (не имеющих возможности получить полис на законных основаниях и в установленный законом срок) представляют опасность для окружающих, и, согласно требованию Президента РФ их будут преследовать по всей области и загонять в многодневные очереди ко вконец обнаглевшим от безнаказанности страховщикам.
Знаете что, друзья? Терпение у людей рано или поздно кончится. В ГИБДД, между прочим, тоже люди, у которых тоже нет возможности оформить полис в установленном законом порядке (это если вы думаете, что нельзя будет договориться, – вы ошибаетесь). Да и 7-10 экипажей город не закроют! Люди не скажут вам спасибо за такое решение. Тем более, что это не первое заседание в правительстве области по ОСАГО. Как думаете, сколько еще люди будут спокойно сидеть по домам и в очередях в офисах страховых? Когда в СК начнутся драки и погромы? И совершенно наплевать, что буквально на днях автопробеги приравняли к демонстрациям. Уведомление подать – раз плюнуть!
Последний абзац – обращение к депутатам Ивановской областной думы. Я знаю, что в прошлом году 25 декабря в думе планировалось мероприятие по ОСАГО, но кто-то неверно информировал организаторов, что проблемы нет…. И его отменили. Так вот, проблема есть! И тут уже не до реверансов – кто первый заявит о проблеме, необходимо ее решать. Мне совершенно без разницы, депутат какой из фракций станет инициатором внесения изменений в федеральный закон об ОСАГО. Так как по итогам заседаний в правительстве такой инициативы не последовало, а ОП области права такого не имеет – прошу подключиться!
Илья Пигалкин
P.S.: От редакции. 22 марта на имя председателя Ивановской областной дума Виктора Смирнова было направлено обращение с просьбой оказать содействие в продвижении законодательной инициативы по изменению федерального законодательства в сфере страхования автогражданской ответственности (Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" ( ОСАГО ), N 40-ФЗ от 25.04.2002). Председатель Общественной палаты Ивановской области Юрий Смирнов сопроводил это обращение письмом, в котором просит дать необходимые поручения по рассмотрению этого обращения.
Общество
Илья Пигалкин: Яйца курицу или из души душевно в душу…
Про ОСАГО