Дмитрий Маслов
Прошедшая неделя в нашей губернии была ознаменована очередным всплеском международной активности: Ивановскую область посетила делегация Посольства Колумбии в РФ, вернулся в повестку Международный молодежный фестиваль Иваново-2021 (хотя и совсем незаметно); ивановская ИМКА объявила набор в летний международный лагерь «ИнтерКом 2016»; глава Иванова отправился к побратимам в графство Стаффордшир. А в субботу в столичном «Крокус Экспо» Ивановская область раскрыла свой туристический потенциал международному сообществу на «Интурмаркете 2016». Стенд Ивановской области украшали трубы заводов, башни автокранов и купола церквей, сплетенные синими и красными нитями нового фирменного стиля Ивановской области (давайте, только не будем называть эту визуализацию брендом). Но мое особое внимание привлекло призывное название сайта, венчающее нашу экспозицию – visitivanovo.com (спасибо Роману Ефремову за фото). Я подумал, что появился тот волшебный портал, о необходимости которого неоднократно говорили представители тур-индустрии нашего региона на различных совещаниях. Возможно этот портал даже на английском языке и ориентирован, в том числе на иностранцев, поскольку расположен не в российском сегменте интернета, а в зоне .com. Я решил последовать приглашению «Приезжайте в Иваново» и зашел на visitivanovo.com, но обнаружил, что никакого сайта нет, а само доменное имя продается (со скидкой) за $349, хотя цена, возможно, уже изменилась. Сам домен создан совсем недавно (4 марта 2016 года) и уже выставлен на продажу за немалые деньги (обычно доменные имена в зоне .com продаются за $10). У меня эта ситуация вызвала недоумение. Что подумали посетители международной выставки с приставкой «Интур-», которые также решили нанесли виртуальный визит в Иваново через visitivanovo.com, неизвестно… А я, поскольку и так давно собирался, порефлексировать на тему международного потенциала Ивановской области.
История эта, на мой взгляд, отлично иллюстрирует сегодняшнюю способность региона развивать свой международный потенциал: туристический, деловой, социальный. И потенциал этот… огромный, когда даже небольшие улучшения, начиная с приобретения навыка регистрировать в сети доменное имя, уже будут прорывом. Судя по региональной повестке (не только прошлой недели, но и многих последних лет), мы хотим расставлять ивановские флажки на карте мира и крупными буквами зафиксировать IVANOVO в головах иностранцев. Но когда наши флаги появляются в Англии, Германии, Сербии, Колумбии, Таджикистане…, возникает вопрос «что дальше?» Мы не знаем, как взаимодействовать с иностранцами (кроме, конечно, хлебосольного их приема), как капитализировать эти отношения, превратив их в социальные и экономические проекты. Мы почти не можем говорить с потенциальными партнерами на одном языке в прямом и переносном смысле, не понимаем, что они от нас хотят, а зачастую сами не знаем, что же мы от них хотим.
Будучи экономистом, я прекрасно сознаю, что без развития внешних экономических и социальных связей внутреннее развитие крайне затруднительно. На протяжении нескольких лет я пытаюсь включать город и регион в международные процессы. В 2009-2010 годах мы пытались улучшить качество государственного и муниципального управления региона в рамках программы развития ООН, когда пытались опередить время и известные майские указы Президента и впервые в России апробировать клиентоориентированные управленческие подходы в ряде региональных и муниципальных органов власти. Далее в 2011-2012 годах были две европейские кампании за право стать Молодежной столицей Европы. Хотя нашей команде оба раз удалось вывести заявку Иванова в финал, мы не смогли реализовать возможности, которые нам открывал статус финалиста, о чем я неоднократно писал, в том числе на 1000inf. С 2014 года я пытаюсь вывести Иваново на площадки Всемирного экономического форума, так в прошлом году две ивановские компании были представлены в докладе ВЭФ по развитию предпринимательства России Unknown Russia: Powered by Entrepreneurs.
У нас, несомненно, есть еще энтузиасты, благодаря которым международное сотрудничество выходит за рамка бизнес-туризма, обмена визитками и любезностями с иностранцами. Это и первая в России школьная модель ООН, выпускники которой представляют Россию в структурах ЕС и Света Европы, это и ИМКА-Иваново, которая смогла перевести сотрудничество Иванова с Ганновером и Стаффордширом в практическую плоскость молодежных обменов, это и студенческие обмены по линии международной организации AEISIC, набирающий обороты языковой лагерь «Объединенное королевство», инициативы музея Бурылина, это отдельные таланты, такие как мастер граффити Max13, которые своим творчеством транслируют позитивный имидж Иванова во вне. Можно, конечно, привести и другие примеры, в том числе участие наших вузов в ряде международных образовательных проектов, успешная работа на зарубежных рынках некоторых ивановских софтверных компаний. Но, на самом деле, этого очень и очень мало, если мы, конечно, всерьез ставим цели повышения инвестиционной привлекательности, инновационного развития и туристического потенциала региона.
Чтобы международные контакты (особенно чиновников) не рассматривались общественностью как бесполезная трата времени и денег, необходимо эти контакты переводить в проекты. Нужен хоть какой-то более менее системный подход к международному сотрудничеству с видимыми результатами, прозрачными целями и понятными методами их достижения, тогда у граждан не будет возникать вопросов, какие плоды принесли 19 лет сотрудничества Иванова и Стаффордшира.
На самом деле, многие международные возможности имеют вполне конкретную экономическую составляющую. Это важно и для социальной сферы, ресурсное обеспечение которой сегодня существенно сокращается. Российская Федерация официально софинансирует многие программы международного сотрудничества по линии ООН, Совета Европы, Европейского Союза. Может, я открою секрет Полишинеля, но двери для Ивановской области во все эти программы не закрыты, как не закрыты они были для Иванова в борьбе за Молодежную столицу Европы. Задача ивановских властей, коммерческих и некоммерческих организаций, и просто жителей всего лишь воспользоваться этими возможностям.
Например, российские организации могут выступать партерами в программе ЕС в области образования, подготовки кадров, молодежи и спорта Erasmus+. Если российские вузы участвуют в этой программе в части обмена студентами и преподавателями, то в области молодежных обменов и волонтерской деятельности мы в стороне. На практике молодежный обмен по Erasmus+ может выглядеть, например, следующим образом: группа из Иванова (7-10 молодых людей в возрасте от 13 до 30, которые интересуются современными танцами и фотографией, плюс их руководитель) едет в Ереван, где собираются такие же команды, скажем, из Нидерландов, Польши, Литвы. Там, разбившись на мультинациональные группы под руководством профессиональных наставников готовят танцевальные программы и дают представления на открытых площадках города и общий гала-концерт. В тоже время группа фотографов учится снимать человека в движении, фотографирует танцоров и готовит выставку о проекте. Все это длится 10 дней. Erasmus+ покрывает все расходы: перелет, проживание, питание и организация мероприятий. Процент поддержанных заявок обычно довольно высок. Европейцы очень активно используют этот финансовый инструмент для развития молодежных инициатив. Учитывая, что в Иванове большое количество творческой молодежи, желание развиваться в международной среде может реализоваться в десятки совместных проектов по различным направлениям, которые не будут стоить местному бюджету ни копейки. Дело за малым – за международными партнерами, коими по условиям Erasmus+ могут выступать страны-члены ЕС. Вот здесь нам могут очень пригодиться наши партнеры из Англии, Германии, Польши. Ради эксперимента за 10 минут поиска в интернете я нашел несколько потенциальных партнеров для молодежных обменов в Лодзи:
- ŁKS Koszykówka Męska – образование через спортивные игры, в первую очередь, баскетбол;
- Voluntary Labour Corps in Łódź – помощь молодым людям в трудоустройстве;
- Gaia Foundation – помощь молодым людям с ограниченными возможностями здоровья.
Все перечисленные темы актуальны и для Иванова: у нас есть и активисты и организации, которые работают в этих направлениях. Так почему нам не вдохнуть новую жизнь в давнюю дружбу с Лодзью (Ганновером, Стаффордширом…)? Почему бы нашим мэриям не обсудить возможности партнерства в рамках молодежных обменов по Erasmus+. Польская сторона поработала бы со своими организациями – потенциальными партнерами (Польша, кстати, одна из самых активных участников программы), а мы бы мобилизовали наши заинтересованные организации. Дальше дело за малым – написание заявки, что не составит большого труда для опытных польских партнеров, от нас потребуется только зарегистрироваться в системе.
Я привел лишь один пример развития международного сотрудничества без ущерба для бюджета и с пользой для всех вовлеченных сторон. Есть масса других возможностей, которые требуют системного подхода. Но пока мы можем только системно посылать наших партнеров на visitivanovo.com…
P.S.: В зоне ру зарегистрирован домен visitivanovo.ru, сайт временно (с 3 сентября 2013 года) недоступен, но картинка с альпийским вершинами приятно радует глаз. Доменом владеет Департамент молодежной политики и спорта Ивановской области, что уже неплохо. Значит у наших партнеров/инвесторов/туристов остается надежда на visit в ivanovo (если, конечно, после 3 сентября 2016 года будет чем заплатить за продление регистрации).
Общество
Visit Ivanovo: добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен?
О международном «сотрудничестве»