Общество
Отдел «зеленой волны»
Кто «рулит» светофорами в Иванове
Фото: Варвара Гертье
С января 2016 года в управлении благоустройства областного центра работает новый отдел – отдел организации дорожного движения (ООДД). В сферу ведения этого отдела (его возглавляет Игорь Аботуров) входят технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, вертикальная и горизонтальная разметка, светофорные объекты), а также разработка схем организации дорожного движения в городе, паспортов улично-дорожной сети. Специально для автомобилистов: к состоянию дорожного покрытия отдел организации дорожного движения не имеет отношения, этим занимается другой отдел управления благоустройства.
Первые результаты работы нового отдела мы уже увидели: в начале марта изменился режим работы светофорного объекта на перекрестке ул. Радищева и ул. Некрасова, в ближайшее время будет меняться режим работы нескольких светофорных объектов на ул. Куконковых, что, по замыслу разработчиков, должно несколько уменьшить пробки, возникающие на этой улице в часы пик.
Как говорят специалисты в области дорожного движения, аналогичные структурные подразделения уже давно функционируют в администрациях городов, как крупных, вроде Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Новосибирска, Екатеринбурга, так и поменьше. «Центры организации дорожного движения в составе муниципальных органов власти есть во всех близлежащих областных центрах – Ярославле, Нижнем Новгороде, Владимире». – говорит заместитель начальника ООДД Юрий Савин.
В Иванове вопросами организации дорожного движения в числе прочих вопросов в последние годы занималось управление благоустройства, но нередко эти вопросы отходили на второй план на фоне, скажем, ремонта дорог.
Для работ по нанесению разметки сейчас, конечно, не сезон, а вот для оптимизации работы светофорных объектов – в самый раз. Многие, правда, помнят, что еще летом 2013 года в Иванове был презентован центр управления дорожным движением – не муниципальный, а принадлежащий ООО «Перспектива», организации, которая в Иванове занимается обслуживанием и ремонтом светофорных объектов, в том числе, в рамках концессионного соглашения с муниципалитетом. Тогда впервые начали использовать разные режимы работы светофоров в разное время суток, с учетом интенсивности дорожного движения. «Сейчас диспетчерский центр, с помощью которого можно управлять работой всех светофорных объектов в городе, находится у нас, - поясняет Юрий Савин. – И, соответственно, наш отдел разрабатывает схемы оптимизации работы светофорных объектов».
В качестве примера такой оптимизации можно привести координацию работы светофорных объектов на ул. Лежневской. Попасть на улице Лежневской в «зеленую волну» можно только по теории вероятности. Сейчас режим работы светофоров вне часов пик настроен таким образом, что попасть в «зеленую волну» можно при скорости около 60 км/ч. То есть, как уже заметили ивановские автомобилисты, превышать скорость на Лежневской стало не так уж выгодно: все равно уткнешься в красный свет на светофоре. На ул. Куконковых, по которой в часы пик идет очень большой поток автомобилей, стоит несколько иная задача, для решения которой и разрабатывается схема координации работы светофорных объектов. По словам Анатолия Смирнова, необходимо снизить время ожидания на светофорах и, соответственно, уменьшить пробки в часы пик. «В будние дни с утра более значительный поток транспортных средств идет по Кохомскому шоссе и ул. Куконковых со стороны Кохмы в центр города – значит, именно в этом направлении фаза зеленого света будет дольше, - говорит начальник управления благоустройства. – Вечером обратная картина: большинство водителей едут из центра в Суховку, в Кохму, в Шую. Значит, зеленый свет будет дольше гореть в этом направлении. И машины не будут скапливаться на регулируемых перекрестках».
Координация работы светофорных объектов затронет не только ул. Куконковых. В планах отдела организации дорожного движения – отработать проспект Ленина. «Режим работы светофорных объектов будет отстраиваться таким образом, чтобы можно было сформировать «зеленую волну» на участке от ул. Демидова до ул. Фрунзе, - пояснил Анатолий Смирнов. – Мы понимаем, что основная проблема на пр. Ленина сейчас – это пробки в районе площади Пушкина. Но на сегодняшний день мы отработали оптимальный режим работы светофоров в этом транспортном узле, и очевидно. Что причиной пробок являются не светофоры, а несоответствие транспортного потока и пропускной способности улично-дорожной сети. То есть решить проблему пробок на площади Пушкина можно только за счет дорог-дублеров и альтернативных маршрутов, позволяющих автомобилистам миновать этот узел». Кроме того, планируется, что координация режима работы светофорных объектов будет проводиться на пр. Текстильщиков, пр. Строителей, ул. Парижской Коммуны – то есть на всех магистральных улицах областного центра.
Говоря об изменениях режима работы светофоров, надо обратить внимание еще на один важный момент. Некоторые автомобилисты уже заметили, что режим работы новых светофорных объектов настроен таким образом, что транспортные потоки и пешеходные не пересекаются. Самый свежий пример – светофорный объект на пересечении ул. Генерала Хлебникова и ул. Кудряшова: здесь в одной из фаз работы светофорного объекта для всех автомобильных потоков дается красный свет, а всем пешеходным – зеленый. Водители уже успели поворчать по этому поводу: днем количество пешеходов на этом перекрестке невелико, и какое-то время уходит на пустое ожидание переключения светофора. «Действительно, сейчас при разработке режима работы светофорных объектов мы стремимся исключить пересечение пешеходов и транспортных потоков, - отмечает Анатолий Смирнов. – Да, это ведет к увеличению времени ожидания водителей, но зато повышает безопасность пешеходов». По словам Юрия Савина, еще в феврале 29014 года на федеральном уровне была введена норма, запрещающая пересечение транспортных и пешеходных потоков в одной фазе светофора. «И это правильно, - считает он. – Во всяком случае, сейчас, поскольку культура поведения на дороге в Иванове не слишком высока, и многие водители не умеют ездить «на просачивание» через поток пешеходов, и в результате создают аварийные ситуации». Как подчеркивают специалисты, безопасность пешеходов находится в безусловном приоритете, поэтому светофорных объектов, на которых транспортным средствам разрешен поворот в ту или иную сторону на пересечение пешеходного потока (при зеленом свете на пешеходном светофоре) постепенно будет всё меньше.
P.S.: И напоследок – на заметку активным жителям города. Именно отдел организации дорожного движения управления благоустройства г. Иванова занимается разработкой схем организации дорожного движения и паспортов улично-дорожной сети. По словам Игоря Аботурова, эти паспорта сейчас выкладываются в открытом доступе на официальном сайте администрации г. Иванов и регулярно обновляются, так что любой житель города может с ними ознакомиться. И именно в ООДД теперь могут обратиться граждане и предложениями по изменению схемы организации дорожного движения в той или иной точке города. «Если предложения не будут выходить за рамки требований нормативных документов, то мы их, естественно, рассмотрим, - говорит начальник ООДД Игорь Аботуров. – Но хочу сразу предупредить: мы не можем гарантировать, что эти предложения будут немедленно воплощаться в жизнь. Поскольку, с одной стороны, они не должны ухудшать дорожно-транспортную ситуацию в городе, а во-вторых, нередко основная проблема – это отсутствие финансирования на проведение необходимых работ
Анна Семенова