В последние годы власти периодически призывают жителей активнее участвовать в публичных слушаниях, которые в Иванове проводятся по самым разным вопросам – от строительства гаражей во дворах до проекта бюджета города на следующий год. Ну да, горожане должны понимать, что они тоже в определенной мере ответственны за то, что происходит в их квартале, районе, городе, и могут получить информацию и повлиять на процессы – пусть эти возможности порой довольно иллюзорны, но они есть. Однако, судя по всему, теперь публичные слушания, связанные с градостроительными вопросами локального характера, могут превратиться в банальную профанацию. Потому что в Иванове отработаны технологии, позволяющие получить нужный результат публичных слушаний без особых усилий и утомительного застирывания.
Если чиновники и депутаты на этом месте вздрогнули, то напрасно: они могут расслабиться, поскольку, похоже, муниципальные власти здесь не только ни при чем, но и являются заложниками ситуации и действующего законодательства. И не какого-нибудь областного, а федерального – на которое и городским властям, и горожанам повлиять практически невозможно.
Фишка вот в чем. В Иванове есть множество относительно небольших земельных участков, которые либо отданы в аренду под застройку, либо проданы разным мелким предпринимателям, но строительство на которых еще не начато. Обычно эти самые предприниматели имеют где-то поблизости (или на этом же участке, ели речь идет о реконструкции уже существующего объекта) какой-нибудь магазинчик, заправку, цех и тому подобное – то есть знают и местность, и местное население. И вот такой деятель решает начать строительство, но при этом либо хочет построить объект, который относится к условно разрешенным в данной конкретной градостроительной зоне видам (например, какую-нибудь АЗС или магазин), либо хочет увеличить площадь застройки, в том числе, за счет площади под озеленение, благоустройство или парковку. В этом случае нужно проводить публичные слушания.
Для того чтобы получить нужный результат, сначала прощупывается настроение местного населения. Как правило, обязательно находятся противники: дескать, «близко к детской площадке», или «ваши машины будут проезжать через наш двор», или «деревья будете вырубать», или «здесь тротуар нужен, а не магазин», или еще что-нибудь. Тогда надо найти местных маргиналов и подружиться с ними, а заодно подружиться с местными древними и плохо соображающими (но от этого не перестающими быть дееспособными) старушками, которые за плюшку к чаю и полчаса внимания будут считать вас своим лучшим другом.
И вот назначаются публичные слушания. Если старушки не могут приехать к месту проведения слушаний, для них готовят письменное обращение с выражением нужного мнения и предоставляют документ организаторам слушаний. А маргиналов, пообещав им четверочку с закусью после мероприятия, можно просто погрузить в арендованные «газели», привезти в нужное место и в нужное время и показать, где и что они должны написать.
Обычно человек 20-30, а то и больше набрать можно без проблем. Активных же граждан, готовых пожертвовать личным временем, чтобы защитить свой дом/двор/зеленую зону/нужное вписать, бывает меньше. И всё: глас народа явно высказывается в поддержку застройщика, а накладные расходы весьма невелики по сравнению с выгодой. И неважно, что эти граждане за стакан выразят любое мнение. Они же обладают такими же правами, как и остальные. А дальше – хоть трава не расти.
Эта схема была использована в Иванове за последние полтора года не раз и не два. Один из ярких примеров публичные слушания, которые проходили 10 марта – по вопросу увеличения площади застройки участка, где собираются построить «многофункциональный торговый центр», а на самом деле – просто микрорынок (с «Максимкой», антисанитарией, спившимися подсобными рабочими и прочими прелестями, обычно сопутствующими таким объектам).
Забавно, но единственным фактором, сдерживающим столь дивную «предпринимательскую инициативу», являются… чиновники. Потому что результаты публичных слушаний можно принять во внимание, а можно и не принять – это штука такая, консультативная. Получается, что интересы граждан, которые заботятся не о полноте налитого стакана, а о том, в каких условиях и в какой среде они будут жить дальше, могут защитить только те, кто принимает окончательное решение – комиссия по внесению изменений в правила землепользования и застройки, а также глава города Иваново, поскольку постановления о разрешении или отказе на отклонение от предельных параметров застройки или на условно разрешенный вид использования земельного участка подписывает глава города (а в случае его отсутствия – исполняющий обязанности главы города). Так что мирным гражданам остается надеяться только на добрую волю и здравый смысл должностных лиц.
И возникает крамольная мысль: а может, при таких раскладах и не нужно ничего менять в правовых основаниях проведения публичных слушаний? Ведь уже не первый год раздаются голоса, что, мол, надо сделать результаты публичных слушаний обязательными к применению чиновниками. Но на практике эти результаты нередко таковы, что лучше бы у чиновников оставалось право вето.
Короче, беда какая-то, граждане, с этими публичными слушаниями.
1000inf.ru