Последние
новости
Общество

Дмитрий Маслов: РеаНИМация, или что с НИМ?

Посмотрим
6 мин
19 февраля, 2016
Уже почти два года я слежу, а иногда и участвую в реновации (как говорят некоторые причастные) фабрики НИМ. Идея дать новую жизнь старой «новой ивановской мануфактуре» казалась и до сих кажется мне весьма перспективной, несмотря на многие «но». Торговый или деловой центр в сердце города был бы самым простым и очевидным решением. Однако попытка создать центр городской жизни, сохраняя эстетику исторического пространства, как минимум, интересна и заслуживает внимания. 



Не секрет, что не только Иванову, но и многим городам в разных уголках мира приходится наполнять новой жизнью и смыслами потерявшие былую промышленную привлекательность свои фабрики и заводы. Я спросил у Гугла, что говорят в сети о «new life of old factory», и получил ссылки на истории, совершенно не связанные с торговыми моллами или офисными центрами. Уже первая страница результатов поиска рассказала о преобразовании швейной фабрики в американской Западной Вирджинии в пространство для художников и ремесленников, перезагрузке бывшей текстильной фабрики британского Марипорта в спортивный зал, запуске в апреле 2016 года инкубатора для художников и предпринимателей в стенах старой табачной фабрики Кракова, открытии фермерского хозяйства на бывшем заводе электроники Fujitsu, а также других близких по духу примерах. 
Креативный кластер, как сначала себя позиционировал новый НИМ, был нацелен на творческую молодежь, дизайнеров, художников, в общем, всех тех, кого можно именовать емким иностранным словом «хипстер». Весь прошлый год на команда НИМа приобщала ивановцев к модным трендам социальной динамики через форматы городского выходного, большого обеда, детских праздников, разнообразных лекториев, совместного просмотра фильмов, коворкинга и т.д. 
В России такие примеры тоже имеются, и НИМ (точнее, NIMLOFT) на них ориентируется. Это московские дизайн-заводы FLACON, Красный Октябрь и АРМА, центр современного искусства ВИНЗАВОД, питерский лофт проект ЭТАЖИ, ряд проектов в регионах, в первую очередь новая территория культуры в Ярославле Textil. Надо отметить, что команда НИМа целый год обучалась в московском центре дизайна ARTPLAY, который сам по себе является моделью для НИМа. 
А начиналось все с того, когда весной 2014 года на НИМ приехал известный урбанист-практик Свят Мурунов с серией семинаров (или воркшопов, как он любит говорить). Тогда была проведена интенсивная работа по созданию карты городских сообществ Иванова, о которой мало кто в знает, однако это неплохая систематизация неформальной городской активности, где представлены более 60 групп по интересам, объединяющие свыше 60 тысяч человек. Идея создание центра городского активизма снизу, от потребностей горожан, показалась любопытной многим, в том числе и мне. В рамках нескольких экспертных сессий с привлечением различных заинтересованных групп мы определяли, каким может быть НИМ, чтобы стать центром городского притяжения. 
Однако потом вектор сменился в сторону научного подхода от РАНХиГС и программы «Новые лидеры территориального развития», где Промзона НИМ стала территориальным кейсом для группы студентов, в числе которых была и креативная команда NIMLOFT. Несмотря на то, что в рамках программы было сделано многое (я ради интереса участвовал в ряде учебных и практических мероприятий в Иванове и Москве), в том числе, проведена аналитическая работа. Пространство, благодаря энтузиазму NIM-team, стало наполняться городскими мероприятиями. Но какой-то финансовой модели, которая бы обеспечивала устойчивость проекта, не появилось. Однако была предложена идея, которая должна стать драйвером развития территории: «НИМ – Новая индустрия моды». Должна стать, но не стала. Хотя в интерьерах просторных цехов фабрики прошлой весной довольно успешно прошел первый показ ивановских дизайнеров, а вот второй показ ожиданий не оправдал. 
Сегодня НИМ снова меняет курс. Теперь это философская «реновация нас». На мой взгляд, концепция слишком философская. Уход в идеологию – это уход от реальности, от реальных потребностей горожан, с изучения которых все начиналось. Я очень хорошо отношусь к команде НИМ и хочу, чтобы у них все получилось. Всемерно поддерживаю их стремление вывести наш город на новый уровень качества жизни, создавая хотя бы некоторые элементы этого нового качества. Многие глобальные тренды отлично могли бы вписаться в пространство НИМ, например, конференция TEDx, площадка для социальных предпринимателей в формате Impact Hub, мастерские FabLab и многое другие. Кроме того, площади и помещения НИМ позволяют создать лучший за пределами МКАД региональный конференц-центр для мероприятий Центрального федерального округа, да еще и в эстетике исторического пространства. Только в рамках официальных молодежных программ ЦФО в год проводится порядка 40 мероприятий. А еще есть культура, образование, другие государственные сферы и, конечно, корпоративный сектор.
При всем этом, я, как многие мои друзья и коллеги, на разных стадиях вовлеченные в процессы переосмысления НИМ, все меньше верю в успех предприятия. За два года так и не стало понятно, что здесь будет: креативное пространство для молодежи и модных городских проектов; межрегиональный выставочный конгресс-центр; инкубатор для ивановских (и не только) дизайнеров; большая киностудия; культурно-исторический квартал; центр социальных инноваций, лофт-апартаменты или что-то еще. Будет ли улица Демидова продлена до реки, открыв тем самым выход на набережную. Появится ли вообще набережная для горожан, какой мы ее видели на картинках к Международному молодежному фестивалю 2021 года (хотя перспективы фестиваля сейчас опять в тумане). Но самое главное, людям (в первую очередь, деловым партнерам) непонятен продукт, который предлагает НИМ. Понятен ли он самим нимовцам?. Потенциальным резидентам, формирующим креативное пространство непонятно, куда поплывет этот корабль завтра. Обычным горожанам непонятно, что им делать на НИМе и зачем возвращаться сюда снова. Поскольку таких «непонятно» становится все больше, а ответов все меньше, градус интереса к проекту падает, и перезагрузка без ясного видения и последовательной стратегии может обернуться перегрузкой, чего бы очень не хотелось. 
Но пока НИМ живет, и уже в начале марта NIMLOFT представит новый международный формат популяризации науки – битва молодых ученых или научный стендап Science Slam. Посмотрим!
1000inf.ru
11 декабря 2024
Все новости