Пожарная катастрофа в лесах Европейской России нанесла колоссальный ущерб лесам и населению нашей страны. По предварительным оценкам, площадь, пройденная лесными пожарами, составила не менее восьми миллионов гектаров, из них более миллиона пришлось на самые густонаселенные регионы Европейской России. От лесных пожаров полностью или частично сгорело не менее 150 населенных пунктов, не считая многочисленных дачных поселков. В огне погибло не менее семидесяти человек. Еще несколько десятков тысяч стали жертвами совместного воздействия дыма и экстремальной жары.
Лишь чрезвычайными усилиями работников лесного хозяйства, местного населения, добровольцев и вообще всех, кто тушил пожары, удалось избежать еще больших бедствий. Лето 2010 года показало, что ликвидация государственной лесной охраны, разрушение централизованной системы авиалесоохраны и разорение государственных лесохозяйственных организаций (лесхозов) в результате принятия нового Лесного кодекса в конце 2006 года обошлись нашей стране слишком дорого. У работников лесных и природоохранных организаций появилась некоторая надежда на то, что по итогам пожарного сезона руководителями государства будут сделаны правильные выводы, и будут предприняты необходимые действия по восстановлению лесной охраны и лесного хозяйства.
Сентябрь 2010 года показал, что эти надежды пока тщетны. В сентябре состоялось множество высочайших совещаний, встреч и слушаний, посвященных проблеме лесных пожаров и ситуации в лесном хозяйстве России - эти встречи прояснили позицию основных ведомств и руководителей по поводу произошедшего. В сентябре же был подготовлен проект федерального бюджета на следующий год (именно закон о федеральном бюджете определяет, какими ресурсами будет располагать лесное хозяйство в том числе для охраны лесов от пожаров). В сентябре появилась и первая информация о том, какие именно изменения планируется внести в Лесной кодекс РФ. Чуть раньше был назначен новый руководитель Федерального агентства лесного хозяйства и существенно расширен круг полномочий агентства.
К сожалению, к концу сентября стало ясно, что представления руководителей страны о масштабах и причинах пожарной катастрофы в корне неверны, и потому меры, которые предполагается принять по ее итогам, не смогут предотвратить катастрофические лесные пожары в будущем.
Многие высокопоставленные должностные лица склонны списывать пожарную катастрофу исключительно на стихию - небывалую жару и засуху. Факты говорят о другом - в сентябре, когда небывалая жара ушла, пожары продолжились, опять со сгоревшими деревнями и человеческими жертвами. Да и начались катастрофические пожары задолго до установления летней жары - еще весной (просто заинтересованным органам власти удалось информацию об этих пожарах в основном скрыть). Поэтому списание пожарной катастрофы на природу - это всего лишь попытка должностных лиц, ответственных за охрану лесов от пожаров, уйти от личной ответственности.
Назначение нового руководителя Рослесхоза продолжило печальную традицию, сложившуюся в нулевые годы - не допускать к руководству лесного хозяйства специалистов, понимающих, что происходит, и способных проводить грамотную лесную политику. Новый руководитель Рослесхоза - столь же далекий от лесного хозяйства человек, как и двое его предшественников. Более того - в сентябре, уже при новом руководителе, возобновился уход профессионалов из системы Рослесхоза. Сентябрь почти убил надежду на значительные перемены к лучшему в руководстве Федерального агентства лесного хозяйства.
Проект федерального бюджета на следующий год не оставил надежды на то, что в лесах будет восстановлена государственная лесная охрана - на ее работу просто не закладывается денег. Финансирование лесного хозяйства предполагается увеличить в полтора раза (до 30,7 млрд. рублей), но при этом регионы на свою повседневную работу по управлению лесами получат почти столько же денег, сколько в 2010 году, с добавками лишь на ликвидацию последствий пожаров и ураганов. Дополнительные деньги на новое пожарное оборудование предполагается выделить на условиях "софинансирования"- а это означает, что в результате бюрократических процедур новое оборудование будет получено слишком поздно, скорее всего, лишь к середине или даже концу пожарного сезона.
Скудная информация о готовящихся поправках к Лесному кодексу, просачивающаяся из Рослесхоза и Государственной Думы, говорит о том, что эти поправки будут носить в основном косметический характер и не затронут концептуальную основу кодекса. Лесная охрана если и будет восстановлена, то лишь формально, путем "навешивания"дополнительных обязанностей на немногочисленных работников органов управления лесами. Людей в лесах от этого не прибавится, а немногочисленные оставшиеся работники лесничеств и лесопарков, на три четверти загруженные "бумагописанием", охранять леса явно не смогут. Формальное возложение на них обязанностей по охране лесов лишь увеличит объемы отраслевой отчетности, и тем самым еще сократит время, остающееся у лесничих и их помощников на живую работу в лесу.
Более того - сентябрь 2010 года показал, что виновными в лесных пожарах могут быть назначены как раз те люди, которые приложили максимум усилий к их предотвращению и тушению - работники лесохозяйственных организаций, заповедников, национальных парков. На работников МЧС по итогам пожарного сезона пролился буквально дождь наград и поощрений - а работникам леса, потушившим более 90% всех пожаров и спасшим от огня огромное количество деревень и поселков, остается лишь надеяться на то, что их "хотя бы не накажут". На некоторых работников лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий, сделавших все возможное для охраны лесов от пожаров, несмотря на это, заводятся уголовные дела в связи с якобы проявленной халатностью. Возбуждается пугающее количество административных дел в связи с невыполнением в срок тех или иных формальностей (которые было невозможно выполнить - люди были почти круглосуточно заняты тушением пожаров). При таком отношении государства к работникам леса к лету 2011 года может просто не остаться людей, способных и готовых тушить лесные пожары.
В целом сентябрь показал, что должных выводов по итогам пожарного сезона 2010 года руководителями государства не сделано и необходимых мер по исправлению ситуации не принято. Даже если эти выводы будут сделаны позже и необходимые меры все-таки будут приняты - они, скорее всего, уже не успеют привести к желаемым результатам к началу пожарного сезона следующего года. Государственная машина очень медлительна и неповоротлива - если подготовка к следующему сезону лесных пожаров начинается с ошибок, оставшихся шести месяцев может просто не хватить для реализации хотя бы минимально необходимых правильных решений.
Предварительная оценка ситуации в лесах по итогам засушливого лета также неутешительна: в результате пожаров, ураганов и вспышек численности насекомых-вредителей в лесах густонаселенных районов Европейской России накопились огромные объемы мертвой древесины, представляющие чрезвычайную пожарную опасность. Из-за бюрократических препятствий, связанных с новым лесным законодательством, и разрухи в лесном хозяйстве расчистить большинство заваленных мертвой древесиной участков за год невозможно. Уже сейчас ясно, что относительно благоприятный для разборки горелой и ветровальной древесины сезон (до выпадения снега) будет в основном упущен.
Таким образом, уже сейчас можно сделать однозначный вывод: к началу пожарного сезона следующего года страна окажется еще менее готовой, и, если лето окажется хотя бы относительно сухим и жарким - нас, скорее всего, ждет повторение пожарной катастрофы. Если же лето будет примерно таким же жарким и сухим, как в 2010 году - пожарная катастрофа в лесах неизбежно окажется еще более масштабной.
Уже сейчас надо начинать к этому готовиться, и попытаться силами всех здравомыслящих людей максимально снизить риск от лесных пожаров следующего года, предотвратить гибель новых деревень и поселков и жертвы среди населения.
29 сентября 2010 года
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России