Как известно, преимущественным правом зачисления в 1 класс пользуются дети, имеющие постоянную или временную регистрацию на микроучастке конкретной школы. Одно время регистрация по месту пребывания (то есть временная прописка) никаких преимуществ при записи в школу не давала, но в 2014 году очередным приказом Министерство образования и науки поменяло правила игры. В результате возник целый бизнес: достаточно иметь хоть комнату в коммуналке на микроучастке какой-нибудь престижной школы, и прописывай (временно, разумеется) к себе чужих детей за вознаграждение. Говорят, сейчас временная прописка на 2 месяца на микроучастке престижной школы в Иванове стоит 10 тысяч рублей. Количество «право имеющих» выросло в первый же год применения приказа Минобра № 32, и уже тогда стали возникать конфликтные ситуации из-за того, что детей, живущих рядом со школой, не зачисляли в нее, потому что временно прописанные подали заявление раньше.
А с активным внедрением электронной записи в школы проблемы усугубились. Теперь не надо занимать очередь у дверей вожделенного учебного заведения в 4 часа утра — достаточно заранее потренироваться заполнять форму заявления, быстренько набить в компьютере все данные и нажать нужную кнопку. У кого пальцы ловчее — тот и успел. Менее продвинутые обладатели постоянной прописки в том году обнаруживали, что набор в первые классы в некоторых школах завершался чуть ли не в первый день. В итоге ходоки и жалобщики потянулись по кабинетам и приемным.
9 февраля начальник управления образования администрации г. Иваново Елена Юферова докладывала о сложившейся ситуации депутатам Ивгордумы — членам комитета по образованию. Елена Юферова напомнила про тот самый приказ Министерства образования и науки № 32 от 22 января 2014 года, который, по ее мнению, и является причиной возникающих проблем.
«К сожалению, в последнее время именно потому, что уравнены в правах проживающие постоянно и оформившие временную регистрацию, в ряд школ подают заявления на прием десятков детей, имеющих временную регистрацию, и это создает существенные проблемы для предоставления места детям, действительно проживающим постоянно на этом микроучастке, — сообщила Юферова. — Такая ситуация у нас в этом году встала достаточно остро практически во всех школах повышенного статуса, особенно в 22-й гимназии, 36-й гимназии, 21-м лицее, а также в ряде школ, которые не имеют повышенного статуса, но достаточно популярны. Мы понимаем, что люди, которые проживают постоянно, должны бы быть в приоритете. Но права у нас такого нет, и прокуратура, конечно, нас сразу поправит, если мы будем нарушать данный порядок. И сейчас, когда появляются проблемы, мы рассматриваем каждый случай отдельно. Иногда принимается решение открыть дополнительный класс, но чаще всего мы даем направление детям, которые не попали по микроучастку, в другое учреждение по их выбору, находящееся в допустимой доступности. Сейчас мы ведем прием в управлении образования и даем направления на свободные места в другие учреждения».
Елена Юферова сообщила, что через уполномоченного по правам ребенка и уполномоченного по правам человека городские власти ставили перед Минобром вопрос о предоставлении преимущества тем детям, которые постоянно проживают на микроучастке. Однако получили отрицательный ответ. Ситуацию усугубляет, по мнению чиновников, неравномерность застройки в Иванове: где-то несколько школ стоят буквально через забор, а где-то на весь район одна школа (как в случае с 22-й гимназией). Частично проблему можно решить за счет строительства пристроек к уже существующим школьным зданиям. Однако перспективы получения федеральных денег на это весьма туманны.
Депутаты обратили внимание еще на один момент, который обостряет ситуацию: примерно до 2011 года ребенок, чьи старшие братья или сестры ходили в конкретную школу, мог пользоваться преимуществом при зачислении (в этом есть логика: водить детей в разные школы весьма хлопотно). В 2012 году Министерство образования отменило это право.
Предложения, что делать, чтобы вопрос о зачислении ребенка в ту или иную школу не превращался в проблему космических масштабов и чтобы соблюдались принципы элементарной справедливости, звучали самые разные, вплоть до того, что надо закрыть глаза на требования ФЗ «Об образовании» и опять вернуть во всех школах вторую смену.
Елена Юферова подчеркнула, что корень проблемы — в нормативной базе, и без ее изменения ситуация останется прежней. Бесконечно увеличивать количество первых классов в школах нельзя: у каждой школы есть проектная мощность, она рассчитана на определенное количество учеников, и если его существенно превысить, то начнутся проблемы с нехваткой мест в столовой или в спортивном зале. В итоге администрация школы просто не сможет обеспечить качественное образование в переполненном учебном заведении. Есть требования Роспотребнадзора, о которых нельзя забывать. Ну и конечно, повышенный спрос на одну школу приводит к оттоку детей из других, менее престижных или менее раскрученных (а может быть, действительно, дающих менее качественное образование. — прим. ред.).
«Безусловно, одна из наших задач — поднимать уровень всех образовательных учреждений, чтобы любая школа была привлекательна, чтобы родители стремились отдать ребенка в школу именно по месту жительства, а не в ту, которая читается престижной, но находится в другом районе, — подчеркнула Елена Юферова. — Необходимо снижать уровень дифференциации школ по качеству образования».
В ходе обсуждения выяснилось, что в Республике Алтай, например, был принят региональный закон, закрепляющий приоритетно право зачисления в школу за детьми, имеющими постоянную прописку на микроучастке. Насколько подобный документ, будучи принят в нашем регионе, выдержит натиск прокуратуры, покажет только практика. В любом случае, с каждым годом проблема с записью детей в 1 класс становится все серьезнее, и городским властям надо как-то ее решать. Возможно, удастся достучаться до Минобразования под шумок госдумовских выборов. Но уже понятно, что те, кто не смог попасть в определенную школу в этом году, уже не сможет ничего изменить. Разве что пойдет по пути одной мамочки, которая пару лет назад через прокуратуру и суд доказала, что в ущерб ее ребенку в школу был зачислен другой, имеющий временную прописку, но фактически не проживающий по этому адресу. В итоге ее дочку зачислили в школу по месту постоянной прописки.
1000inf.ru