Некоторое время назад в разговоре с одним товарищем с громкой гражданской позицией всплыла тема различных общественных советов, которые у нас созданы практически при каждом мало-мальски существенном органе власти. Так вот, этот гражданин считал, что эти общественные советы, а заодно и Общественная палата Ивановской области, по большому счету, нужны только для того чтобы своими одобрямсами легитимизировать любые решения, принимаемые властью. В пример приводил историю с переименованием проспекта Энгельса. Ну да, история некрасивая и показательная.
С этой позицией сложно не согласиться – но только до тех пор, пока в такие общественные советы или Общественную палату не попадают «настоящие буйные», которые искренне верят, что эти декоративные новообразования могут что-то решать. И в результате действительно может что-то получиться. Вытащил же Роман Круглов на свет божий и общественное обсуждение тему работы общественного транспорта – и теперь властям надо очень и очень постараться, чтобы вновь загнать ее в коллективное подсознательное. И то не факт, что получится.
Еще один пример несогласованного буйства (уж извините, ежели кого обидела этим термином) представителя общественности случился на заседании коллегии департамента энергетики и тарифов 3 февраля. После всех плановых выступлений и отчетов слово взял Алексей Жбанов – директор регионального Союза промышленников и предпринимателей, а также член Общественной палаты и целой кучи общественных советов (это, кстати, ненадолго, потому что теперь, в соответствии с очередным то ли постановлением правительства, то ли указом губернатора гражданин может быть членом только одного общественного совета. К чему приведет такое решение, нетрудно догадаться, потому что «одобрятелей» у нас гораздо больше, чем борцов за общественное благо).
У Жбанова, в отличие от других выступавших, претензии к департаменту были.
Причем такие, которые представляют интерес для всех потребителей и пользователей общественного транспорта. Алексей Юрьевич напомнил, что ранее, когда департамент энергетики и тарифов (а точнее – еще РСТ) возглавлял нынешний замгубернатора Владимир Шарыпов, многие тарифные решение обсуждались на заседаниях общественного совета ДО их принятия, а не после, как происходит сейчас. Например, решение о повышении предельного максимального тарифа на проезд в автомобильном общественном транспорте. В конце 2014 года этот вопрос обсуждался с общественниками, а 16 декабря 2015 года, когда состоялось последнее в прошлом году заседание общественного совета, начальник департамента Евгения Морева сообщила членам совета, что стоимость проезда повышаться не будет, потому что от перевозчиков нет заявок. И вдруг 27 января департамент принимает постановление о повышении стоимости проезда (извините за некорректный термин, просто лень писать длинно и правильно)… с 1 февраля. Такого, я вам скажу, давно не было – обычно подобные постановления принимаются заблаговременно, недели за две-три до даты повышения.
«Общественный совет не принимал участия в обсуждении этого решения, - заявил Алексей Жбанов. – Сначала нам сказали, что перевозчики не требуют повысить плату за проезд, а потом поступает одно заявление – от ООО «Экспресс-Лидер», и департамент идет у него на поводу».
Жбанов обратил внимание участников коллегии еще на один любопытный момент. Перевозчик заявил, что предельный максимальный тариф нужно увеличить до 23 рублей, иначе всё – перевозчики разорятся, гипс снимут, клиент уедет. Однако когда им повысили в среднем по году до 18,5 рублей, сказали, что их устроит и такое повышение. Это как понимать? Хотели рост тарифа на 39 %, получили на 12, и все довольны? А может, их устроило бы повышение на 6%?
Никто не протестовал против повышения стоимости проезда в принципе – за год и ГСМ подорожали, и запчасти. И стоимость обслуживания машин, да и зарплату водителям надо бы поднимать. Но такое впечатление, что 23 рубля взялись с потолка. Что бы тогда все 30 не потребовать?
Второй момент, на который обратил внимание Алексей Жбанов, связан с установлением тарифов на электроэнергию и касается, прежде всего, потребителей – юридических лиц. По мнению Жбанова, энергетики в своих заявках указывают завышенную величину НВВ (необходимой валовой выручки – то есть объема денег, которые необходимы организации для функционирования). А в результате за это платят потребители. Жбанов попросил предоставлять на заседания общественного совета при рассмотрении тарифов данные по НВВ для каждой организации, «и мы четко будем видеть, у кого какие аппетиты». Что-то подсказывает, что все эти пожелания могут остаться пожеланиями – а могут и не остаться, если и другие члены общественного совета его поддержат. Тем более, что они имеют право инициировать внеочередные заседания, о чем напомнила зампред правительства Светлана Давлетова, указав Алексею Жбанову на то, что негоже подобные вопросы переводить в публичную плоскость, могли бы и кулуарно обсудить. Что ж, поскольку я являюсь членом общественного совета при департаменте энергетики (пока, во всяком случае), скажу: Алексей Юрьевич, а давайте соберем внеочередное заседание. И попросим все-таки объясниться относительно стоимости проезда. А то ведь и цену на пригородных маршрутах подняли – без какого-либо обсуждения с нами. Правда, скоро споры относительно маршрутчиков будут бессмысленны, поскольку тарифы на всех городских автобусных маршрутах будут нерегулируемыми, но до этого еще как минимум год (если, конечно, перевозчики не заключат какие-нибудь допсоглашения с мэрией).
Почему-то складывается впечатление, что если порыться в работе общественных советов при других департаментах и комитетах, можно нарыть не меньше вопросов, которые надо бы вытаскивать на свет божий. СлабО, коллеги?
1000inf.ru