Анна Семенова
- В чем состоят принципиальные изменения в системе организации пассажирских перевозок наземным транспортом, введенные 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»?
- По большому счету, основные изменения, введенные 220-ФЗ в части регулирования отношений по организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, - это введение таких понятий, как регулярные перевозки по регулируемым и нерегулируемым тарифам, а также государственный или муниципальных контракт на право осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Кроме того, в законодательстве появилось такое понятие, как свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, на основании которого осуществляются перевозки по нерегулируемым тарифам. Также необходимо отметить, что в соответствии с законом должен быть разработан документ планирования регулярных перевозок на определенную перспективу, т.е. программа развития, содержащая комплекс мероприятий не в отношении отдельного маршрута, а в отношении всей маршрутной сети региона или муниципального образования. Законом регламентируются только отдельные мероприятия, которые могут быть включены в этот документ, в частности, перспективный план по оптимизации маршрутной сети и структуры перевозок (установление специализации остановочных пунктов межрегиональных маршрутов по направлениям перевозок, отмена отдельных маршрутов, изменение вида перевозок по отдельным маршрутам, например, с нерегулируемых на регулируемые, и т.д.), а также помаршрутный график перехода на контрактную систему. Остальное содержание данного документа определяется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Все мероприятия за исключением установления помаршрутного графика перехода на контрактную систему не являются обязательными.
Введением понятия «регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам» законодатель определил, что регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования настоящего федерального закона, в противном случае - перевозки должны считаться осуществляемыми по нерегулируемым тарифам, и, следовательно, органы власти не вправе устанавливать предельные значения тарифов для данного вида перевозок. Эта новация фактически меняет принципы организации регулярных перевозок в стране.
- Соответствует ли действительности утверждение, что теперь государство практически никак не будет влиять на стоимость проезда в общественном транспорте, в первую очередь, в частном?
- 220-й федеральный закон четко устанавливает правомочия органов государственной власти в части организации перевозок. Ст. 39 федерального закона предусмотрено, что регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования настоящего федерального закона, т.е. при организации таких перевозок с перевозчиком будет заключаться государственный или муниципальный контракт, предметом которого является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам. В соответствии с федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» начальная (максимальная) цена контракта подлежит обоснованию, следовательно, для определения начальной цены контракта должен быть утвержден соответствующий порядок.
Еще раз подчеркну, что переход на контрактную систему предусмотрен только в отношении перевозок, которые осуществляются с предоставлением бюджетного финансирования. Этот переход должен быть осуществлен помаршрутно в течение 5 лет. До перехода на контрактную систему перевозки по соответствующим маршрутам должны осуществляться в том же порядке, который действовал до вступления закона в силу, т.е. в данном случае полномочия органов власти в части тарифного регулирования сохраняются независимо от того, осуществляет ли перевозки государственное или муниципальное предприятие, или это частная компания.
В отношении перевозок, которые в настоящее время осуществляются без предоставления бюджетного финансирования, но с применением регулируемых тарифов, должны быть выданы свидетельства. Согласно закону свидетельства должны быть выданы до 14.07.2016. Однако, если такие перевозки в настоящее время осуществляются на основании договора, то данные свидетельства начнут действовать только по окончании срока действия этого договора. При этом со дня начала действия свидетельства тарифное регулирование соответствующих перевозок должно быть отменено.
То есть если до 11 января 2016 года, когда 220-ФЗ вступил в силу, с перевозчиком был заключен договор на право осуществления пассажирских перевозок, то он продолжает работать по этому договору до его окончания. Таким образом, в данном случае перевозки пассажиров продолжают осуществляться с применением предельного максимального уровня тарифов и не более (сегодня это 17 руб. по муниципальным маршрутам, 2 руб. 34 коп. за один пассажирокилометр по межмуниципальным маршрутам).
- А что будет, когда сроки договоров с перевозчиками закончатся?
- Выше я уже частично ответил на этот вопрос. В отношении маршрутов, перевозки по которым частично или полностью оплачиваются (субсидируются) из областного или местных бюджетов, как пример, маршруты наземного электрического транспорта, попросту говоря, троллейбусные маршруты, будет действовать прежний порядок.
В отношении маршрутов, пассажирские перевозки по которым подпадают под определение «регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам», начнут действовать свидетельства, выданные перевозчикам по результатам открытого конкурса. Если перевозки осуществляются по нерегулируемым тарифам, то органы власти не вправе устанавливать предельные значения данных тарифов, поскольку это также будет являться тарифным регулированием. При этом на сегодняшний день наделение органов власти правом устанавливать предельные значения тарифов на такие перевозки не предполагается.
Безусловно, наличие так называемых свободных цен (тарифов) влечет за собой определенные риски, связанные как с установлением экономически необоснованных (завышенных) тарифов, так и с возможным заключением соглашений между хозяйствующими субъектами-конкурентами, осуществляющими пассажирские перевозки, которые приведут к установлению и поддержанию монопольно высоких цен на проезд и провоз багажа. В последнем случае это может рассматриваться как нарушение антимонопольного законодательства, и тогда это компетенция УФАС.
С другой стороны, конкуренция между перевозчиками, напротив, может послужить стимулом для снижения стоимости проезда. Кроме того, частичное совпадение маршрутов регулярных перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам на межмуниципальных и муниципальных маршрутах также обеспечит усиление конкуренции между перевозчиками и недопущение установления и поддержания монопольно высокой цены проезда и провоза багажа.
- По вашим прогнозам, какова может быть стоимость проезда в общественном транспорте в области и в областном центре в 2016 году? Согласны ли вы с тем, что в Иванове стоимость проезда может вырасти до 20-25 рублей?
- Относительно стоимости проезда всегда существует два мнения – перевозчиков и пассажиров. По мнению перевозчиков, тарифы занижены, в свою очередь, по мнению пассажиров, тарифы завышены.
Каждый год вследствие инфляционных процессов в экономике отмечается тенденция к повышению стоимости проезда в общественном транспорте. Это связано, прежде всего, с увеличением стоимости ГСМ, запасных частей, содержания перевозчиками парка транспортных средств и обслуживающего персонала.
В декабре прошлого года департамент энергетики и тарифов Ивановской области повысил размер предельного максимального тарифа на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении на территории Ивановской области до 2,34 рублей за один пассажирокилометр (в процентном выражении тариф вырос менее 7%). Тарифы на проезд в муниципальном сообщении остались на прежнем уровне – 17 рублей.
Отвечая на ваш вопрос о возможном росте стоимости проезда в Иванове до 20-25 рублей, хотел бы подчеркнуть, что оснований для такого роста, а это 17,6%-47%, нет. По данным Ивановостата, индекс цен на услуги пассажирского транспорта в Ивановской области по итогам 2015 года составил 108,4%. Таким образом, объективно стоимость проезда может вырасти именно в этом пределе (в стоимостном выражении это не более 18,5 рублей).
- В конце прошлого года в Ивановской области постановлением правительства был отменен ряд нормативно-правовых актов, связанных с организацией конкурсов на осуществление пассажирских перевозок, то же самое было сделано в г. Иваново. С чем это связано и каким образом теперь будут проводиться конкурсы на право осуществления пассажирских перевозок?
- Признание утратившими силу ряда нормативных правовых актов Ивановской области является следствием принятия 220-ФЗ, а также Закона Ивановской области «О внесении изменений в Закон Ивановской области «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ивановской области» от 25.12.2015 № 141-ОЗ.
Как я уже говорил, согласно действующему федеральному и региональному законодательству организация пассажирских перевозок по регулируемым тарифам будет осуществляться на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в порядке, установленном 44-ФЗ.
Организация пассажирских перевозок по нерегулируемым тарифам будет осуществляться на основании свидетельства об осуществлении перевозок, выданного по результатам открытого конкурса, проведенного уполномоченным исполнительным органом государственной власти в сфере транспорта – на уровне региона это будет осуществлять департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области.
Изменение областной нормативной правовой базы происходит в связи с ее приведением в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством.
- Как вы сами оцениваете последствия вступления в силу 220-ФЗ и отмены госрегулирования тарифов на пассажирские перевозки для Ивановской области?
- Хочу отметить, что 220-ФЗ не предусматривает отмены государственного регулирования тарифов на пассажирские перевозки. Данный федеральный закон вводит новое понятие «вид регулярных перевозок».
Как уже говорилось ранее, государственное регулирование тарифов происходит в случае оплаты (субсидирования, возмещения затрат) пассажирских перевозок за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. К ним следует относить любые перевозки, в отношении которых предоставляется бюджетное финансирование, независимо от его целевого назначения.
При осуществлении пассажирских перевозок по нерегулируемым тарифам между организатором пассажирских перевозок и перевозчиком может быть заключено соглашение о стоимости проезда на конкретном маршруте. При этом, если речь идет об уже существующих маршрутах, то в распоряжении уполномоченного органа должна иметься вся необходимая информация (паспорт маршрута, действующий договор и т.д.), которая позволит определить оптимальную стоимость проезда, которая устроит и перевозчиков, и, будем надеяться, пассажиров.
Положения 220-ФЗ, прежде всего, направлены на регулирование отношений между организатором перевозок и перевозчиками. Зачастую любое нововведение не обходится без противоречий и воспринимается с осторожностью. Однако в случае с 220-ФЗ, мне хотелось бы отметить один очень важный, на мой взгляд, момент: «забирая» у субъектов один инструмент влияния (установление предельного максимального уровня тарифа), законодатель наделил региональные органы власти другим, возможно, даже более действенным инструментом – контролем за осуществлением регулярных перевозок. Уверен, что указанные нововведения окажут положительное воздействие на ситуацию в транспортной сфере, в том числе, в части решения вопроса пресечения деятельности так называемых «нелегальных» или бездоговорных перевозчиков.
1000inf.ru