Итак, что, собственно, такого произошло? А всё просто: с 11 января вступили в силу основные положения федерального закона № 220-ФЗ ««Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Раньше максимальную стоимость проезда устанавливало подразделение правительства области – сначала РСТ, потом департамент энергетики и тарифов, отдельно для городского электротранспорта (троллейбусы), отдельно для автомобильного (автобусы и маршрутки). И перевозчики могли установить стоимость проезда не выше этой максимальной. И эти перевозчики постоянно жаловались на то, что максимальный тариф слишком низкий, ГСМ и запчасти дорожают, налоги повышаются, и вообще, по многим маршрутам они ездят себе в убыток. С 11 января федеральные законодатели кардинально изменили систему ценообразования в сфере пассажирского транспорта. Не будем сейчас рассматривать, что происходит в межобластных перевозках – поковыряемся пока только в муниципальных и межмуниципальных.
Теперь все перевозки делятся на две категории. Первая – регулярные перевозки по регулируемым тарифам. То есть устанавливаемым государством. Устанавливать стоимость проезда государство будет только для тех перевозчиков, которые получают из областного или муниципального бюджета субсидии (именно субсидии на возмещение части затрат, а не компенсацию проезда льготников по социальным картам). В Иванове их получает только МУП «ИПТ», а значит, регулироваться будет только стоимость проезда в троллейбусах. Вторая – перевозки по нерегулируемым тарифам. То есть стоимость проезда будет устанавливать перевозчик. Захочет – установит 20 рублей, захочет – 30 или 50. Не нравится – садитесь на другую маршрутку, где проезд дешевле. Типа, рынок всё отрегулирует.
Принципиальный момент (о котором власти города Иваново почему-то умалчивают, о нем рассказал в интервью нашему изданию только зампредседателя правительства Сергей Зобнин): пока действуют ранее заключенные договоры с перевозчиками, стоимость проезда определяется по-старому, то есть постановлением департамента энергетики. Именно поэтому с 11 января проезд в маршрутках не подорожал. Но основная часть договоров с перевозчиками по тем маршрутам, которые проходят по территории областного центра (и муниципальным, и межмуниципальным) заканчивается в этом или следующем году. И сейчас, по нашей информации, власти ведут переговоры с перевозчиками, пытаясь как-то согласовать нерегулируемую стоимость проезда. Очевидно, что на так называемых рентабельных маршрутах стоимость проезда резко не вырастет (если, конечно, перевозчиков не одолеет гипержадность). Скорее всего, она будет на уровне 19-20 рублей. А вот на нерентабельных маршрутах, по поводу которых перевозчики все время плакались, а граждане ругались (вроде того же 10-го), проезд может подорожать очень заметно – до 25-30 рублей. И ведь никуда граждане не денутся – в отдаленных районах города, как правило, нет альтернативы. Разве что машину купить. Но это совсем другая песня.
Кроме того, есть еще несколько проблем, которые могут оказаться для ивановцев очень неприятной неожиданностью. Льготы будут сохраняться и на маршрутах с нерегулируемыми тарифами. Но, как и сейчас, государство будет компенсировать льготникам половину стоимости проезда. А если вы помните, осенью прошлого года в области изменилась система обеспечения оплаты льготного проезда. Если раньше на социальную карту зачислялись поездки, то теперь – деньги. И вот льготник перечислил на карту деньги, привычно предполагая, что одна поездка ему обходится в 8,50 рублей. Но если на маршруте перевозчиком установлен тариф 20 рублей, с карты будет списано 10 рублей, если тариф 30 рублей – то будет списано 15. То есть в один прекрасный момент граждане (в первую очередь пенсионеры) обнаружат, что деньги на соцкартах у них исчезают гораздо быстрее, чем раньше. И льготных поездок, соответственно, у них будет гораздо меньше, чем раньше. Отгадайте с трех раз, что скажут эти граждане, которым никто ничего не соизволил объяснить?
Вторая проблема связана с тем, что, да, 220-ФЗ существенно подрезает крылья так называемым бездоговорным (или нелегальным) перевозчикам. Предположим, государство и те перевозчики, которые выиграли конкурсы на маршруты, добились-таки своего и ликвидировали в Иванове нелегалов как класс. И тогда у нас «легалы» становятся монополистами. А тарифы у них, напомню, регулируются только внутренним нормативным актом перевозчика, скажем, приказом по предприятию. Что мешает директору предприятия поднимать стоимость проезда чуть ли не каждый месяц? Троллейбусные маршруты весь город не закрывают, а значит, конкуренции никакой не будет. Тем более, что большинство перевозчиков-«легалов» в Иванове входят в одну ассоциацию и вполне могут вступить в какой-нибудь картельный сговор. А там уже будет ли УФАС с ними разбираться или не будет – деньги из карманов граждан они все равно успеют получить.
Фишка в том, что рынка пассажирских перевозок у нас как такового нет – все маршруты поделены, конкуренция отсутствует. И никакие конкурсы ее не создают, поскольку… ну, конкурсы среди перевозчиков – это тоже отдельная песня. Про них здесь стоит сказать лишь вот что: в связи со вступлением в силу 220-ФЗ будет меняться и конкурсная документация. Говорят, что в новой документации, которая сейчас разрабатывается, официально зафиксированы преимущества тех перевозчиков, которые на данный момент работают по договорам с администрацией города или правительством области. За наличие такого договора дается чуть ли не 12 баллов – попробуй перешиби его. Если это действительно так, то даже та тень конкуренции за маршруты, которая еще была в Иванове, будет окончательно ликвидирована.
Еще она любопытная фишка: помните, сколько было разговоров о том, что в Иванове надо менять маршрутную сеть? Городские власти даже обследование провели (нет, даже два), потратив на это несколько миллионов бюджетных рублей. Однако судя по постановлению главы города Алексея Хохлова, никаких намеков на изменения в маршрутной сети не будет. А по 220-ФЗ разработка маршрутной сети является прерогативой властей. Хотелось бы ошибаться, но и здесь ивановцев, похоже, ждет индейская народная изба.
Интересно, что власти все это прекрасно понимают, но молчат. 11 января, когда выйдя с каникул многие местные СМИ попытались получить от ивановской мэрии какие-то комментарии разъяснения, что же нас ждет и что будет со стоимостью проезда, городские власти их очень вежливо, но все-таки послали. Формулировки типа «идут переговоры с перевозчиками» и «окончательных решений еще нет» в данной ситуации именно «посыл». Как и неофициальные заявления «это область принимала, вот у них и спрашивайте». Те, кто работает в сфере общественного транспорта, давно всё знают. Но, видимо, понимают, что ничего хорошего от жителей они в ответ не услышат. К чему может привести такая страусиная позиция, мы уже видели на примере платы за капремонт. Но грабли – они на то и грабли, чтобы постоянно на них наступать. Хотя, вроде бы, очевидно, что общественный транспорт – это сфера, которая касается всех, и если проезд резко подорожает, то митинги дольщиков Ивановской ДСК могут показаться за счастье. А тут выборы в Госдуму, можно сказать, на носу.
Так что большое спасибо Сергею Зобнину, который, как уже упоминалось, все-таки согласился дать разъяснения.
В общем, дорогие граждане, пора морально готовиться к тому, что к лету жителям отдаленных районов будет выгоднее договориться с соседями и, скажем, вызывать одно такси на троих-четверых. По 30 рублей с носа – это уже почти 100 рублей, а за эти деньги при нынешнем демпинге в сфере такси много куда доехать можно. Ну или покупайте машину – и фиг с ними, с нечищеными дорогами и пробками в часы пик.
P.S.: Ну а чтобы повышение стоимости проезда в общественном транспорте не стало для ивановцев уж совсем неожиданным, в ближайшее время мы опубликуем сроки окончания договоров перевозчиков с ивановской мэрией и департаментом дорожного хозяйства и транспорта. Поскольку в распоряжении редакции есть копии этих договоров.