Итак, нам теперь навяливают версию, что, мол, плата за капремонт установлена в декабре 2013 года, с тех пор много воды утекло и инфляция вон какая (коэффициент-дефлятор на 2015 год – 5,8, на 2016-й – 7,4), все дорожает, в том числе стройматериалы, так что надо повышать. Но в этой версии концы с концами не сходятся. И вот почему.
Если взять в руки калькулятор и применить эти самые коэффициенты-дефляторы к нынешнему размеру платы за капремонт, то получается, что в 2016 году мы должны платить по 5,68 рублей с квадратного метра. 32 копейки вроде бы, какая ерунда. Но в масштабах области они вырастают до вполне заметных сумм…
В своём комментарии СМИ, данном после заседания общественного совета при департаменте ЖКХ, руководитель этого департамента господин Ястребов заявил, что при расчете повышения учитывался дефлятор на 2014 год (5,8, как и на 2015-й). Возникает вопрос: а с какого перепугу чиновники применяют его, если размер платы в 5 рублей был установлен в декабре 2013-го? Тем более, что в 2014-м плата за капремонт в Ивановской области не взималась. Или в 2013-м все были настолько неграмотные, что установили эту плату без учета каких-либо индексов, с потолка, лишь бы что-нибудь установить, как этого требует федеральное законодательство? Или мы сейчас подгоняем значения до требуемых федеральными властями?
Можно, конечно, вспомнить ситуацию конца 2013 года: в сентябре прошли выборы в Ивановскую областную думу, в октябре губернатор Михаил Мень ушел на пост министра строительства и ЖКХ, исполняет обязанности губернатора Павел Коньков. Весь бомонд застыл в ожидании, наблюдая за метаниями соратника Меня Сергея Пахомова. А решения принимать надо, иначе из федерального центра, а заодно и из прокуратуры прилетит большой ай-яй-яй…
Тогда, если мне не изменяет память, для Ивановской области был рекомендован размер платы за капремонт на уровне 6 рублей 20 копеек. Но власти во главе с курировавшим сферу ЖКХ вице-губернатором Александром Фоминым решили пойти на популистский шаг – установить плату ниже низшего предела (если пользоваться терминологией Уголовного кодекса). Свежеизбранные депутаты ИОД при одобрительном молчании общественности бурно поддержали этот шаг.
Весь 2014 год областные и муниципальные власти были заняты не разъяснениями населению, что такое капремонт и с чем его едят, а выборами губернатора. В октябре спохватились – но было уже поздно. Выделяя из областного бюджета деньги на обеспечение деятельности регионального оператора, никто из чиновников и депутатов как-то не озадачился вопросом, хватит ли этих денег, а также достаточно ли штатных единиц для того чтобы наладить работу этой организации. А с февраля этого года понеслось… И до сих пор несется, потому что бОльшая часть жителей области не понимает, за что они платят по квитанции от регионального оператора. Собираемость платы за капремонт в регионе и так упала ниже 50 %, а после этого непонятного повышения, видимо, будет стремиться к нулю. Ну и на какие деньги будет выполняться программа капремонта? На кредиты, которые вынужден будет брать регоператор?
Есть еще один момент: муниципальные образования, принимая бюджеты на 2016 год, рассчитывали, что размер платы за капремонт будет 5 рублей с квадратного метра. И заложили расходы на плату за муниципальные помещения из расчета этих самых 5 рублей. А теперь городу Иваново, например, надо будет найти дополнительно почти 7 миллионов рублей для того чтобы платить по 6 рублей с кв.м. Опять ж, вроде бы ерунда, что такое 7 миллионов при 6-миллиардном бюджете? Но этот бюджет, если что, сверстан с предельным дефицитом (что бы ни думали по этому поводу отдельные депутаты Ивановской областной думы), а в январе его собирались серьезно сокращать. Ну и где взять эти 7 миллионов? С зарплат бюджетников? С ремонта дорог? С уборки снега? С пресловутого уличного освещения?
Настораживает еще и то, каким образом сейчас проходит это повышение. Срочно. Тихо. В последний момент (постановление правительства области должно быть обязательно принято до 1 января). И наплевать на реакцию населения. Если бы разговор о необходимости повышения той платы был начат в публичном пространстве, скажем, летом или в сентябре, то к концу декабря люди, скорее всего, уже смирились бы с этим, как с неизбежной необходимостью. Правда, при этом пришлось бы более подробно объясняться, куда идут деньги и почему программа капремонта сверстана с такими косяками. И почему в этом году регоператор отремонтировал дай бог половину заявленных в первоначальной версии краткосрочной программы домов. И как уйти на спецсчет. И вообще, зачем этот капремонт. И далее везде… А общаться с населением – это не для слабонервных, не каждый чиновник выдержит. Так что, судя по всему, власти решили выбрать более «тихий» вариант, который может стать очень громким в феврале, когда людям придут платежки с новыми цифрами…
На самом деле, это только те вопросы, которые лежат на поверхности. А если копнуть чуть глубже, их окажется намного больше. Но отвечать на них, видимо, уже никто не будет: сегодня подпишут все бумажки, а вы, граждане, платите и не чирикайте. Федеральное законодательство обязывает.
Анна Семёнова