Алексей Хохлов в ноябре второй раз за год принял участие в конкурсе на замещение должности главы исполнительной городской власти. Что ему удалось сделать с начала работы, что пока не получилось, о чём он ещё только ещё задумывается в конце года? Об этом мы поговорили с вновь избранным городскими депутатами главой города Иваново.
- Алексей Алексеевич, перед тем как вы заявились на конкурс, в городе говорили о том, что вы можете не пойти на этот новый срок, что вы устали, что решили заняться, здоровьем, вернуться в бизнес, и вдруг раз – и вы пошли. Зачем вам это?
- У нас, наверное, по каждой личности слухов столько, что если следить за ними, то времени не хватит. Много узнаю про себя интересного, но вот этого не слышал. Не буду скрывать, сомнения всегда есть, и всегда оставляешь какую-то небольшую возможность для выхода, держишь какую-то приоткрытую дверь. С апреля, когда меня назначили на должность главы администрации, прошло шесть месяцев. Было время осмотреться, продумать всё ещё раз, взвесить свои возможности.
- Полгода – срок, за который уже можно понять.
- Да, конечно. Я подумал, ещё раз проверил себя.
- Это было полностью самостоятельное решение, или всё-таки это командная игра и просьба Павла Алексеевича?
- Нет. Это было полностью самостоятельное решение. Но, конечно же, я принимал его, посоветовавшись с Павлом Алексеевичем. Потому что надо работать вместе, под его началом – тут однозначно всё согласовывалось.
- Если вернуться к первому вашему приходу в этот кабинет, не секрет, что Александр Станиславович Кузьмичёв ушёл отсюда не совсем по доброй воле. Как у вас проходил процесс сдачи-приёмки дел?
- Я не знаю, насколько спокойно или неспокойно проходила сдача этого кабинета моим предшественником. Но с Александром Станиславовичем у нас сразу выстроились хорошие отношения и человеческое взаимопонимание. Честно вот говорю. Я ведь принимал дела не у него, а у Золкина... Но, конечно, первый человек, с которым я встретился перед тем как дать согласие на назначение, был Александр Станиславович. Мне хотелось из первых уст услышать – что это такое.
- В ноябре мы поняли, что Павел Коньков практически сформировал областное правительство. Ему на это потребовалось практически два года. На ваш взгляд, сегодня у вас в городе существует единая команда?
- Я отвечу дипломатично: она в стадии формирования. Конечно, двух лет мне на это не потребуется, да и нет у меня их – срок моих полномочий всего два с половиной года. Но, безусловно, мне нужно время, чтобы сформировать свою команду. Прошедшие полгода, в первую очередь, ушли на то, чтобы лучше увидеть людей, с которыми я работаю, узнать и их сильные стороны и в чём они не дорабатывают. Эти полгода мне много показали.
- Сегодня по этажам администрации ходят слухи о том, что готовится новая структура администрации, и чиновники немножко напряжены. Эта новая структура делается под конкретных людей?
- Нет, ни в коей мере не под конкретных людей. Хотя я за свою многолетнюю управленческую практику нередко искал должность под человека, если видел, что он действительно её достоин и может принести пользу делу. Но здесь не тот случай. Я сейчас в поисках модели управления и занимаюсь оптимизацией, сокращением. Но не бессмысленно, ради того, чтобы сэкономить несколько сот тысяч рублей на чьей-то зарплате. Сейчас структура управления громоздка, в ней много лишних звеньев, и поэтому процесс удаления лишних управленческих звеньев будет продолжаться.
- Это перенос предыдущего бизнес-опыта на управление городом или что-то другое?
- Здесь, конечно, другое. Но принципы управления – они везде одинаковые. И в сложных структурах управления городским хозяйством (а это очень сложные структуры) вопросы совершенствования управленческих приёмов, схем – это, в общем-то, главное. Будут сокращаться некоторые комитеты и управления.
- Ликвидироваться?
- Нет, они будут сливаться, соединяться. Некоторые будут и ликвидироваться, но их функции уйдут другим подразделениям. При этом возникла необходимость организации новых управлений. Конечно, будем лишать части полномочий определённых бюджетополучателей – это связано с экономией бюджетных средств, контролем за эффективными расходами (что сейчас самое важное).
Первые полгода у меня ушли на то, что я поменял практически всех руководителей муниципальных предприятий. Это позволило рассмотреть изнутри наши МУПы, в первую очередь, инфраструктурные, и стало понятно, что резервы там огромные – я имею в виду резервы эффективного управления и расходования бюджетных средств. На будущий год я ставлю задачу, чтобы теми же средствами – а может быть, даже меньшими, потому что бюджет будет непростой – по возможности выполнить даже большие объёмы, чем в уходящем году.
- Город – инертная структура, трудно что-то быстро поменять.
- Да, те же дороги что в этом году, что в следующем надо обслуживать, чистить, поливать – но стоит вопрос качества. И можно всё это нормально сделать за одни деньги, а можно – совершенно за другие.
- Вернёмся к руководителям МУПов. Вы сказали, что произошла их глобальная замена, туда пришли достаточно молодые ребята. Вас не устраивало прежнее руководство или были какие-то другие причины?
- Во-первых, не устраивало. Во-вторых, я привык работать с людьми, которых я знаю, понимаю, которым доверяю, которым я могу что-то дать, чему-то научить. Я считаю, что одна из моих задач сейчас – это воспитание новой генерации управленцев. В тридцать лет, именно в тридцать лет и надо начинать. Тогда через какое-то время уже будет рост. И откуда начинать, как не с муниципальных предприятий?
- До этого была другая система. Вы хотите сказать, что МУПы перестают быть отстойником для отслуживших городских бюрократов?
- Да, это не место, где тихо досиживают до пенсии. Это передний край городского коммунального хозяйства.
- Вы всё время говорите: я назначил, мои люди. Насколько вы вольны в своих кадровых решениях и насколько активно губернатор Коньков участвует в формировании поименного списка вашей команды?
- В этих назначениях губернатор не принимал никакого участия.
- Я больше не про МУПы, а про саму администрацию.
- У нас есть договорённость, что ключевые фигуры в администрации мы согласовываем, и я считаю это правильным. От взаимодействия моих заместителей с заместителями председателя правительства зависит эффективная работа на всех горизонталях власти.
- Один из людей, который явно был человеком губернатора, – Андрей Мельников, ваш бывший первый зам. Его уход из администрации – это тяжёлая потеря для вас?
- Да, не скрою, это тяжёлая потеря. С Андреем мы знакомы очень давно. За последние месяцы мы сработались по-настоящему, понимали друг друга с полуслова, произошло распределение обязанностей и ответственности. Сложился хороший тандем.
- Я слышал, что этот выпад против Мельникова – это некий ответ людей, которые зарабатывали на ивановской земле, за то, что он пришёл и начал рушить схемы, на которых зарабатывались неплохие деньги. Вы как-то это прокомментируете?
- У меня нет таких данных, но то, что затронуты интересы многих игроков, я, конечно, не буду отрицать. И хочу сказать, что работа эта будет продолжаться.
- Вы сейчас будете искать человека на это место. Не возникнет ли у людей страх прийти на эту должность?
- Не могу здесь ничего сказать. Пока я встречаюсь с обратным процессом – никакого страха и беспокойства…
- И очередь стоит?
- Сомнений в своих силах никто не испытывает.
- Кто теперь будет отвечать за землю в городской администрации?
- Если говорить о земельных участках, то это функция комитета по управлению имуществом, где сейчас обязанности председателя исполняет Анна Викторовна Ушакова, и управления по строительству и архитектуре – там я назначил исполняющей обязанности Наталью Леонидовну Бусову.
- Говорили, что она вот-вот должна покинуть администрацию, и это решение вызвало много пересудов в городе.
- Я ожидал, что будут пересуды, но она грамотный управленец, и у меня никогда не было мысли с ней расстаться.
- Когда вы пришли в администрацию, все ждали, что со сменой власти в городе уменьшится количество точечной застройки, которую вот так не любят жители. Почему за полгода этого не произошло?
- Давайте прямо говорить о том, что точечная застройка – количество объектов, которые в этом году начали строиться – сократилась, и цифры подтверждают это. Управлением архитектуры и градостроительства за десять месяцев 2014 года было выдано 65 разрешений на строительство новых зданий и сооружений в сложившихся жилых микрорайонах города. За аналогичный период текущего года подобные разрешения получили 53 объекта, что на 18% меньше. К сожалению, пока мы не можем полностью избавиться от этих, прямо скажем ран, от этого наследства, которое нам досталось. В последние полгода до вступления в действие изменений в Закон о земле (до 1 марта текущего года) было распределено несколько десятков участков именно под точечную застройку. Сейчас мы всячески стараемся ввести этот процесс в некое упорядоченное русло. Где-то это получается, где-то мы находимся в стадии переговоров, ну, а где-то приходится просто всеми силами защищать наш город. Но имеются и участки, где, во-первых, сделано всё правильно, во-вторых, нет явных нарушений закона и ущемления чьих-то интересов. Там мы вынуждены согласиться с теми решениями, которые были приняты до нас.
- Формально они все были в рамках закона?
- Да. Могу сказать со всей ответственностью: на большинстве участков всё было сделано в рамках закона.
- Совсем недавно вы уволили скандально известного руководителя комитета по транспорту Михаила Дрюпина, который, на мой взгляд, всячески пытался законсервировать сложившуюся ситуацию с пассажирскими перевозками в городе.
- Ну, я бы не стал так однозначно демонизировать фигуру Дрюпина.
- Мы, журналисты, всех демонизируем.
- Тем более что я его не увольнял, я с ним не заключил контракт.
- Это большая разница?
- Да, это принципиальная разница. Что касается конкретно Михаила Арсентьевича, я вам должен сказать, что он очень много сделал, что бы там ни говорили. Транспорт в городе работает и выполняет самую главную свою функцию – перевозит людей. Все слухи, сплетни, домыслы, правда и кривда вокруг транспорта – это всё наши внутренние вопросы, а для горожан транспорт работает. Да, есть недостатки: это и культура поведения водителей, это и грязные маршрутки, и остановки, и сами транспортные средства – маршрутки и автобусы. Это всё есть, это было, и, к сожалению, будет. Но хочу подчеркнуть главное: транспорт работает и работает неплохо. По сравнению с другими городами нам, может быть, гордиться нечем, но и не стыдно. Вопрос новой городской транспортной схемы, вопрос организации транспорта – это вопрос очень серьёзный. Я для себя к нему только-только подхожу и поставил несколько задач, которые нельзя решить просто заменой одного руководителя на другого. Здесь у меня есть свои взгляды, свой план – но это вопрос не одного года.
- Но всё-таки, раз вы не подписали контракт, значит, что-то было не так. На эту должность придёт профессионал?
- А что значит профессионал – пригласить водителя маршрутки? Профессионалов в организации транспортного движения в городе нет. Здесь нужен хороший управленец, хороший переговорщик, хороший организатор – вот как я вижу.
- Ещё одна болезненная тема: в городе будет когда-нибудь наведён порядок с наружной рекламой? Ни для кого не секрет, что 140 щитов стоят вне закона, а профильное управление делает вид, что уже два года не может найти их хозяев. Смешно...
- А вот здесь как раз случай обратный – здесь кадры решают всё. Будем работать в этом направлении.
- Но говорят, что управление ликвидируется и…
- Пока не принято окончательное решение. Как вариант рассматриваем и такую возможность.
- Уходящий год запомнился городу скандалом с директором вашей родной 32-й школы. Это правда, что инициаторами его увольнения были вы и ваш одноклассник Павел Коньков?
- За время этого, как вы говорите, скандала, я много всего наслушался – и про себя, и про одноклассников, и про мою семью. Понимаете, не в моих правилах оправдываться или убеждать в чём-то. Я не сомневаюсь, что ситуация в 32-й школе возникла не на пустом месте – она назревала очень давно. И сегодня процесс просто заморозился.
- Вы думаете, что сейчас победили эмоции, а не здравый смысл?
- Да. Вы знаете, сегодня у нас практически на девять из десяти управленческих решений выплёскиваются эмоции.
- Ну, и один из самых острых вопросов связан с возможным появлением в центре города, на набережной Уводи гипермаркета «Глобус». Где всё-таки планируется строительство «Глобуса» в Иванове?
- Была заявка от этой известной фирмы. Мы предложили им на выбор три или четыре участка, если мне память не изменяет. В том числе и тот, о котором вы говорите – напротив «Шерметев Парк Отеля». Два участка были ими отсеяны сразу, что связано с очень большим сносом, а это очень дорого. Сейчас инвестор рассматривает участки в посёлке Дальний и на берегу Уводи.
- И окончательного решения пока не принято?
- У нас нет официальных уведомлений. Более того, я думаю, что в ближайшее время такое решение не будет принято в силу ряда известных внешних причин.
- Как вы видите бюджет следующего года, а главное – возможность его исполнения?
- Бюджет будущего года будет, конечно, напряжённым: мы затягиваем пояса, причём существенно, проводя сокращения по всем статьям, в среднем от 5 до 15% – такие вот у нас цифры.
- По всем статьям?
- По каждой в отдельности, конечно, но где-то в среднем 7 - 10%, так у нас получается. Есть, конечно, статьи защищённые, которые мы не имеем права трогать. Это, в первую очередь то, что касается зарплаты бюджетников, детей, незащищённых слоёв населения. Там, конечно, никакого сокращения нет. Но при этом по некоторым направлениям есть, небольшое, может быть, но увеличение финансирования.
- И последний вопрос. После громких арестов, в первую очередь, Андрея Кабанова, говорят о некоем заговоре силовиков против исполнительной власти. И многие главы жалуются, что прокуратура буквально «зверствует» и её требования ужесточились. Вы ощущаете какой-то заговор?
- Мне не с чем сравнивать. Если это так, то я, получается, пришёл работать как раз в период этого «заговора» (смеётся) и поэтому для меня это обычный режим работы.