Из заключения Общественной комиссии по расследованию причин и последствий природных пожаров в России в 2010 году:
Общественная комиссия по расследованию причин и последствий лесных и торфяных пожаров в Европейской части России в 2010 году (далее — Комиссия) была самоорганизована в августе-сентябре 2010 г. по инициативе ряда общественных организаций и граждан, а также РОДП «ЯБЛОКО», обеспокоенных аномально массовыми лесо-торфяными пожарами и их последствиями — гибелью людей, уничтожением поселков и длительным задымлением значительной части Европейской России в июле-августе 2010 г.).
В ходе работы Комиссия проанализировала официальные заявления и доступные материалы Администрации Президента РФ, Правительства, МЧС, МПР, Минсельхоза, Минздрава, Минрегиона, Рослесхоза, Росприроднадзора, Роспотребнадзора, материалы представленные Гринпис России (www.greenpeace.forest.forum), WWF России (www.wwf.ru), Центром охраны дикой природы (www.biodiversity.ru), материалы сайтов http://news.wood.ru, www.forestforum.ru, публикации в российской и зарубежной прессе, а также материалы специалистов — добровольных экспертов и консультантов Комиссии.
… Ситуация с лесными пожарами в Европейской России в 2010 г. начала развиваться по катастрофическому сценарию еще в апреле-мае, но органы государственной власт и республики Мордовия, Московской, Ивановской , Владимирской, Нижегородской, Рязанской областей скрывали и искажали данные о реальном положении дел.
Апрельские и майские пожары в Московской, Ивановской, Владимирской и Рязанской областях выявили следующие особенности системы управления лесами, сложившейся в России к началу пожароопасного сезона 2010 года:
1. При возникновении крупных и потенциально очень опасных пожаров чиновники, отвечавшие за пожарную безопасность (руководители органов управления лесами и МЧС), сначала делали вид, что ничего особенного не происходит, пытались информацию о масштабах пожаров скрыть.
2. Меры по спасению населенных пунктов местными органами предпринимались лишь тогда, когда огонь подходил к ним почти вплотную.
3. Население поселков, которым угрожали пожары, могло рассчитывать практически только на собственные действия.
4. Подавляющее большинство официальных лиц, отвечавших за пожарную безопасность, по итогам пожаров не подверглись никаким наказаниям — ни за недостаточные действия по предотвращению и тушению пожаров, ни за очевидное искажение информации о происходящем.
4. Надежда на то, что лесопользователи-арендаторы будут эффективно бороться с пожарами, не оправдалась, по крайней мере, в центральных регионах Европейской России.
К концу мая стало ясно, что если лето окажется сухим и жарким, то лесам и людям, живущим рядом с лесами, предстоят тяжелые испытания.