Последние
новости
Общество

Чьё пепелище?

Николай Голубев о лукавстве
9 мин
21 ноября, 2015
Официальный сайт ивановской митрополии лукавит. Вот примеры из последнего. 
18 ноября митрополичья пресс-служба отреагировала на пожар в Успенской церкви – подчеркивается, что «памятник культуры федерального значения находился в собственности государства».  Но о том, что храм находится в собственности РПЦ говорил его настоятель – Алексей Порхун в интервью журналу «1000 экз.» (ноябрь, 2012, перепечатка - ниже). 
Ну и еще о церковном лукавстве… 14 ноября официальный сайт митрополии сообщил, что я, журналист Н.Голубев, уклонился от дискуссии с игуменом Виталием. 
Ответственно заявляю, что никаких приглашений ни от церковных структур, ни от монаха Уткина – не получал. Хотя и оснований для подобной дискуссии у меня нет. Зато всегда есть вопросы. Говорят, например, что во время реставрации древние иконы в Успенской церкви подменяли новыми. Также интересно было бы узнать, почему недавно в храме сменился настоятель. 

Николай Голубев


Два названия, три места, четыре века 
Самая старая ивановская церковь просит о помощи 

Помните громкую историю конца лета? Испанская бабушка из лучших побуждений и с благословения священника «подновляла» фреску в католической церкви, прихожанкой которой является много лет. В результате – изображенный Христос стал похож на обезьяну. Иваново может столкнуться с такой же реставрацией – от чистого сердца. Только на кону не фреска, а самое старое сооружение города. Правда и без ремонта оставить его уже нельзя… 
Три года назад настоятель Успенской церкви обратился за помощью в СМИ – деревянная крыша перестала защищать от дождя и талого снега иконы, написанные учениками Рублева. Разоткровенившегося перед телекамерой священника тогда достаточно грубо «одернули» в епархиальном управлении: сам виноват, что не может собрать средства на ремонт; службы в церкви ведутся не регулярно. А вскорости священника вынудили снять рясу. 
Отец Алексей (Порхун), новый настоятель деревянной церкви, сам попросил о публикации. За два с лишним года, пока он здесь служит (в разговоре прорвалось слово «работает»), по старым иконам пошли глубокие трещины. Видимо из-за того, что перестали топить печь – обходятся батареями (электричество и тепло от «Кранэкса» – бесплатно). 
В приходе практически ничего не изменилось. С потолка все так же капает, вечерни и заутрени каждый день не проводят. Но, думаю, отца Алексея после обращения к прессе увольнять не будут. Дело в том, что его предшественник был старовером, он же – священник РПЦ. Рассказывает, что назначение в единоверческий храм (служба по старому чину, но подчинение московскому патриархату) пережил тяжело – пришлось отказаться от одного пальца при молитвах и благословениях. Единственная заметная перемена, случившаяся при новом батюшке в храме, – большой прилавок с иконами, книгами и кожаными ремнями. Кажется, есть даже сувенирные магнитики с изображением церкви. Но старообрядцы ходить сюда почти перестали… 
Успенская церковь (в епархиальных документах «Казанская») – самая древняя постройка в Иванове: начало 17 (по некоторым данным конец 16) века. Изначально она, окруженная стенами мужского монастыря и густым лесом, стояла на Покровской горе, стесанной теперь Дворцом искусств. В 19 веке уже «старушку» перенесли на Успенское кладбище – «сад живых и мертвых» на Смирнова, где сейчас шикарная резиденция ивановского митрополита. А в 1905 году Дмитрий Бурылин отремонтировал и транспортировал церковь, приговоренную к сносу, на «новое» Посадское кладбище. Она стоит за Минеевским мостом, напротив Ивтекмаша – ул. Фрунзе, 7. Почти на дороге – но здесь спокойно: нет примет, что Бога нет. 
В 1935 году православный приход закрыли для создания музея истории Иванова – но ограничились антирелигиозной экспозицией. Для нее со всей области свозили иконы и культовое имущество – видимо, не затрапезные. Хранились здесь и редкости, переданные Бурылиным. Музей в храме просуществовал до войны, а в 1946 году здание со всем имуществом передали общине старообрядцев. Из Шуи был привезен богатый палехский иконостас; древние иконы принесли в дар верующие. Сегодня на стенах – десятки ликов: изможденных и закопченных в серебряных ризах; с морщинами и расколами от влаги и старости. Отец Алексей говорит, что все стоящее еще в 1960-е годы староверы вывезли в Москву – в свою главную обитель на Рогожском кладбище. Но антиквары до сих пор приходят к нему с выгодными предложениями. Сотрудники ивановского художественного музея, некогда описывавшие иконы храма, свидетельствуют, что были здесь уникальные образцы. 
Расколол ивановскую общину раскольников в 1991 году Лаврентий Устинов. Он из известной в городе старообрядческой семьи. (Древлеславных у нас всегда было много: иваново-вознесенские фабриканты и купцы в большинстве крестились двумя перстами). К его отцу на исповеди в деревянную церковь приезжал старообрядческий первоиерарх Никодим. Правда, следующий владыка всея Руси теплых чувств к Иванову уже не питал. Лаврентия Устинова, ставшего ключником храма после смерти отца, никак не хотели рукополагать в священники. И он в обмен на сан, с общиной и ключами от культового сооружения перешел под юрисдикцию Московского патриархата. (Последним учеником и преемником Лаврентия был отец Анатолий, которому пришлось покинуть Успенскую церковь три года назад). 
Деревянная церковь, построенная еще до раскольнических реформ патриарха Никона, нуждается в срочном ремонте – она просто гниет и может рухнуть. Священник Алексей, который там служит, это понимает – потому и обратился к журналу в надежде на благотворителей. Вообще молодой и энергичный батюшка производит приятное впечатление. Я издали наблюдал за тем, как он исповедует, как общается с прихожанами. Его стараниями открыта воскресная школа для взрослых, рядом с церковью заложили фундамент под большую трапезную. Накопят чуть-чуть денег – в храм купят линолеум, а то слишком грязен пол, покрытый кованой чугунной плиткой. Еще будут пожертвования – заменят паникадило. А то главная храмовая люстра до сих пор не электрическая, а с лампадками. В будущем проведут археологические раскопки – все кости (здесь же было кладбище) сложат в одну могилу, а на освободившейся земле построят детскую площадку. Кстати, город, по словам священника, передает дополнительную территорию. Планов у отца Алексея много – и все они, наверное, хорошие. Но если их исполнят – четырехсотлетняя церковь потеряет свою аутентичность, полностью изменится окружающий ландшафт. Это как засадить лесом луг перед храмом Покрова на Нерли. Прелесть ивановского деревянного храма – в его древних закопченных иконах (которые уже начали реставрировать), в чугунном поле, холод которого чувствуешь при земных поклонах, в его сумраке. Прелесть – в небольшой территории, в кленах за скромной оградой. Кто только из ивановских художников не писал старообрядческую церковь – живописное место. 
Успенский храм – памятник федерального значения; собственность РПЦ. Она и должна по закону содержать сооружение в порядке. Областной департамент культуры и культурного наследия обязан ситуацию контролировать (без разрешения – даже гвоздь забить нельзя) и штрафовать собственника в случае бездеятельности (которая – на лицо). Но со священниками светское государство, конечно, не связывается. 
Правда, некоторые подвижки все-таки есть. Сделан небольшой ремонт в той части храма, где ведется торговля. Почему-то от имени Николо-Шартомского монастыря не первый раз подается заявка в федеральную целевую программу «Культура Россия». Удалось получить средства на проект реставрационных работ. (В 2012-м деньги не выделялись.) Подана заявка на следующий год. Но как бы не повторилась история с мерными весами (важней) на рыночной площади в Шуе. Объект фигурирует в ФЦП «Культура России» уже шесть лет: Москва деньги выделяет, но реставрация так и не началась – памятник федерального значения превратился в руины. Ивановские чиновники предпочитают в ситуации не разбираться: мол финансируют федералы, они пусть и контролируют. 
Приходится опасаться еще и за то, что верующие найдут деньги раньше, чем государство (которое гарантирует хоть какую-то «научность» реставрации). Кстати, бедствующий единоверческий приход, обратившийся за помощью к мирянам и государству, не освобожден от ежемесячных отчислений на содержание ивановского епархиального управления. 

Николай Голубев 


К слову: Действующий древлеславный митрополит Корнилий приезжал в Иваново дважды. В 2006 году владыка ивановской епархии Амвросий (Щуров) согласился вернуть деревянную Успенскую церковь староверам. Намерение поддержал Михаил Мень, заявив о готовности «провести необходимые переговоры с ивановскими архитекторами и бизнесменами по вопросу восстановления этой святыни», – новость до сих пор висит на сайте правительства. Через полтора года Корнилию пришлось встречаться в Иванове уже с новым епископом. Иосиф категорично заявил о невозможности возвращения имущества старообрядцам, но предложил помочь с выделением земельного участка в центре Иванова. 
Получить землю под строительство храма у раскольников не получается до сих пор. А на лидера ивановских староверов отца Кирилла Инюшина появился компромат – якобы он давал обед безбрачия и нарушил его. Цитирую «обвиняемого»: «весной 2011 года, в ходе моей активной деятельности по «выбиванию» земельного участка под храм, в мой адрес митрополиту [Корнилию] поступили ложные жалобы от Ивановского никонианского епископа Иосифа, которые не подтвердились. На основании ложных обвинений я и был извергнут». 
(Материал опубликован в журнале "1000 экз", ноябрь 2012)
13 декабря 2024
Все новости