Последние
новости
Общество

Михаил Тимофеев: Просуществует ли Ивановская область до 2021 года?

Скорбное предчувствие
10 мин
20 ноября, 2015
Иваново-[Вознесенск]. Город до востребования


Михаил Тимофеев
, главный редактор журнала «Лабиринт»

Скорбное предчувствие, или Искусство импровизаций 
когда мужик на остановке 
спросил какой сегодня год 
мне захотелось жить вот так же 
непринуждённо и легко 

Неосведомлённым героем процитированного выше «пирожка» мог быть и Марти Макфлай – герой фильма «Назад в будущее – 2», переместившийся из 1985 года в 21 октября 2015 года. Кто первый бросит камень в сценариста Боба Гейла из-за того, что созданная тридцать лет назад кинореальность не совпадает с сегодняшней действительностью? Много ли среди читателей журнала тех, кому интересно заглянуть в будущее? Не знаю, только ли я постоянно обращаю внимание на то, что в ленте местных новостей действующего губернатора П. А. Конькова часто сравнивают не в синхронном измерении с главами соседних областей, а с убывшим в Москву М. А. Менем и что эталоном местного политика по-прежнему для некоторых авторов актуальных комментариев выступает С.А. Пахомов. Создаётся впечатление, что насыщенная знаковыми событиями жизнь региона уже в прошлом, хотя по инерции проводится фестиваль «Зеркало» и едва ли не десятки иных фестивалей, но всё как-то тихо, пресно, без энтузиазма. Власти который год взыскуют комбината искусственного волокна, способного решить все проблемы, а параллельно идёт перманентная кадровая перезагрузка. Живём одним днём, не вспоминая про недавно принятую Стратегию развития до 2020 года, после которого история, видимо, закончится… 
Напомню, что 15 июля 2015 года информресурсы региона распространили пресс-релиз правительства Ивановской области, в котором было заявлено, что «окончательный план молодёжного форума, который пройдет в год 150-летия Иванова, будет сформирован к 1 октября текущего года». О мегагрёзах по поводу проведения международного фестиваля молодёжи я писал на страницах журнала дважды. Дмитрий Маслов, один из идеологов проекта «Иваново – молодёжная столица Европы», после летней презентации в Плёсе МФМ-2021 написал очень концептуальный текст с призывом заняться планомерной молодёжной политикой. Не могу сказать, что проблемы юношества в Ивановской области меня сильно интересуют – годы уж не те, да и о судьбе дочери беспокоиться уж не приходится. Однако философская докторская степень даёт о себе знать: и порой очень хочется понять смысл происходящего, но пазлы не сходятся, хоть берись за ножницы, чтобы их как-то подогнать под странноватую действительность. Зачем всё это? 
Намедни я обнаружил информацию: «В минувшую пятницу в конференц-зале ИГХТУ собрались молодые и самые креативные умы студенческой молодежи города: они пытались найти новый бренд города Иваново. Неведомо, когда была та самая пятница, но «инициативная группа предложила новый бренд нашего города – «Молодежная столица России». Доколе же это будет продолжаться!? Возьмите словарь, изучите матчасть! 
После импровизированного фестиваля «Лёгкая индустриальная неделя», организованного буквально за пару месяцев и по этой причине не вошедшего ни в какие ежегодные планы, в моих текущих делах наступила некоторая передышка, давшая возможность отстранённо посмотреть на результат усилий, отнявших много времени и сил. Результат, честно признаться, мне не виден. К тому же, являясь номинально региональным экспертом, я из новостной ленты узнаю о решениях, которые как минимум спорны. Писать впредь о том, что никто не желает принимать во внимание, бессмысленно. Так что этой публикацией я закрываю рубрику «Иваново-[Вознесенск]. Город до востребования», остановив своё внимание на том, о чём не смогу умолчать. 

Луковая радость, или Провинциальный анекдот 
Эх, лук-лучок, 
Золотая луковица! 
Ты ко мне не пришёл, 
А я твоя лишь дурочка… 
О. Опарин 

Как-то мимо меня прошёл проведённый в 2014 году занятный конкурс, посвященный, цитирую, «формированию бренда территории как ресурса развития муниципальных образований Ивановской области». Студенты факультета экономики и управления Ивановского государственного энергетического университета совместно с муниципиями представили на конкурс бренды своих муниципальных образований в форме презентаций. Победителями конкурса были признаны Ивановский, Лухский, Комсомольский, Родниковский муниципальные районы и городской округ Кинешма. Вы можете себе представить, как преподаватель курса «Культурные ресурсы и стратегия развития региона» потирает руки перед просмотром такого рода документов?! Увиденное, к невеликому моему огорчению, не превзошло ожидания – в основе «бренда» Комсомольского муниципального района оказались промышленность и сельское хозяйство, туризм и агротуризм, торф и мох. Студенческая самодеятельность достойно выглядела лишь в материале, предложенном на этот локальный конкурс кинешемцами. Но придирчивее всего я ознакомился с импровизированным «брендбуком» лушан. В презентации сообщается, что «наиболее яркие строчки лухской истории относятся ко времени правления Ивана Грозного. Именно он дал право местному суду выносить смертный приговор, что, безусловно, говорит о могуществе города в те времена, а лухские купцы имели право торговать по всей Руси беспошлинно. Существует также предание, что Иван Грозный предпочитал есть только лухский лук, который здесь выращивали с особой любовью и отправляли в Москву возами». Вывод же изысканий прост: «Брендом Лухского муниципального района следует считать в равной степени как знаменитый лухский лук, так и «Электрогефест» – электросварочную аппаратуру, изобретенную и запатентованную великим изобретателем Николаем Николаевичем Бенардосом». Если в этом году при ребрендинге Луха Бенардоса не вспомнят, то никто по нему слезы не прольёт, ибо есть теперь в этом бывшем городе новый «гений места» – механизатор Олег Опарин, сочинивший четверостишие «Эх, лук-лучок». Благодаря тому, что 7 сентября на местном «Празднике лука» побывала корреспондентка Первого канала российского ТВ Алла Михеева, о нём узнали миллионы зрителей телепередачи «Вечерний Ургант». И это было только начало. По просьбе Ивана Урганта импровизацию лушанина сделали полноценной песней, которую исполнили российские поп-звёзды. На момент написания этого текста клип «Эх, лук-лучок» на «YouTube» набрал почти два миллиона просмотров. Но и это была только присказка. Дело в том, что Опарин пожаловался на отсутствие в Лухе газопровода, а Ургант обратился к могущественному концерну с просьбой помочь лушанам. Так вот во время презентации клипа было озвучено обращение заместителя начальника департамента информационной политики «Газпрома» Сергея Куприянова, в котором тот сообщил, что газ в Лухе будет к 2017 году. 
Я не разделяю энтузиазма знакомых в ивановских СМИ, полагающих, что Лух стал новым брендом области. По определению он не может им стать. Реальная польза для лушан от прорыва на Первый канал сомнению не подлежит лишь в том случае, если заявление от имени «Газпрома» – не реляция о плановой работе по газификации. 

Дистанционный брендинг Ивановщины, или Сладкий уксус 
По дороге разочарований, 
Снова очарованный пройду. 
Разум полон светлых ожиданий, 
Сердце чует новую беду. 
А. Романов, ВИА «Воскресенье» 

В советском фильме «Самая обаятельная и привлекательная» есть снобистская реплика в адрес главной героини: «В джинсы уже облачаются даже самые отсталые слои населения». Весной этого года мода на территориальный брендинг дошла до Иванова. В мае глава региона П. А. Коньков заявил «Нам очень важно, чтобы бренд не просто был сформирован, но и был признан в регионе. Тогда и наш бизнес, и государственные, и муниципальные структуры будут этим брендом пользоваться, с удовольствием его продвигать». Кто и как консультирует губернатора по вопросам «нематериальных ресурсов, конвертируемых в прибавочную стоимость», я не ведаю. В опубликованной в Вестнике Пермского отделения РАН моей статье «Стимулирование территориальной идентичности и симулирование брендинга места» об издержках моды на брендинг написано достаточно. Именно по этой причине презентация фирменного стиля Ивановской области от компании «BERNSTEIN» вот уже месяц не даёт мне покоя. 
Концептуальная основа стиля – нитка – хороша. Несколько смущает, что Дмитрий Маслов год назад поделился идеей маркировки туристских маршрутов в Иванове в виде красной нити, что могло быть замечено авторами стиля, никогда не бывавшими в Ивановской области. Их дистанционный метод создания если уж не бренда, над которым они обещают ещё поработать, то визуального ряда, достоин всяческого внимания. 
Картинки, опубликованные на ивановских сайтах, что и говорить, занятные. Ивановская область предстаёт на карте-схеме как заповедный православный край. Даже в типично советском Пучеже символом места является церковь. Но это тренд, с которым не всякое дизайнерское агентство сможет справиться. Хорошо ещё, что Гаврилов Посад маркирован конным двором, Комсомольск – Ивановской ГРЭС, а Кинешма – Красными рядами. 
Генеральный директор компании В. Илющенко заявил: «Мы хотим не просто сделать какие-то красивые картинки. Задача несколько больше: разработать такую концепцию бренда, который позволил бы региону динамично развиваться, приобретать новых инвесторов, привлекать туристов и тем самым делать жизнь комфортнее». Для достижения этих целей в качестве логотипа было предложено использовать герб области, синий и красный цвета и фирменное шрифтовое написание, а в качестве слогана – фразу «Сохраняя традиции, создавая инновации». По данным интернет-ресурса «Безформата.ру», «к размышлению над слоганом для Ивановской области пригласили даже партнеров из Калифорнии, США». По-моему, для создания этого лапидарного изречения могли бы просто привлечь ивановских студентов – они бы справились. Впрочем, слоган и логотип Ивановской области, в отличие от решения использовать нить в качестве стилеобразующего элемента региона, пока находятся на стадии обсуждения, так что студентам ещё будет чем заняться. В ряде публикаций по поводу презентации фирменного стиля был сделан акцент на том, что на её реализацию бюджетных средств потрачено не было. Более того, как утверждает заместитель председателя правительства Ивановской области О. Пташкин, производителям сувенирной продукции платить за использование символики не придётся. Но известно ведь, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке и лишь для второй мыши... 
Занимаясь проблемой брендинга городов и территорий много лет, я был несколько обескуражен тем, что данайцы принесли дары, не уведомив меня. Но смысл игнорирования я, надеюсь, понял: мои изыскания не укладываются не только в ивановскую стратегию, но и в тактику. Так что на этом – всё.
14 декабря 2024
Все новости