Приятно, когда надо сделать интервью с победителем муниципального и областного конкурсов «Учитель года» – а собеседником оказывается педагог, который учит твоего собственного ребёнка. Ещё приятнее то, что ты – удивительное дело – доволен, как он это делает, как выстраивает отношения с детьми, потому что дочь с удовольствием ходит в школу, уважает и любит учителя (что для начальной школы, я считаю, самое важное). Мне есть с чем сравнивать: в семье три школьника, и только на третий раз нам повезло с учителем начальной школы.
Итак, Ирина Михайловна Матвеева приняла участие в финале всероссийского конкурса «Учитель года России - 2015», который состоялся в Казани 24 сентября – 5 октября. В какой-то мере он, конечно же, отражает сегодняшнее состояние системы среднего образования, поэтому наш разговор был не только об этом мероприятии.
С конкурсом-то как раз всё понятно: в октябре прошлого года руководством школы №4 было принято решение, что Ирина Михайловна должна участвовать. «Если говорить о свободе учителя, то здесь он совершенно не свободен», – констатирует она. Осенью прошёл городской этап, весной этого года – областной; всё лето преподаватель готовилась к российскому, в котором участвовали представители 78-ми регионов.
- На конкурсе не было разделения на учителей-предметников и преподавателей начальной школы. Вам не показалось это странным?
- Вести один предмет и преподавать начальным классам все предметы – совершенно разные вещи. Когда по окончании конкурса нам раздали анкеты, чтобы мы высказали свои замечания и пожелания, многие написали, что на уроках должен присутствовать человек, знающий специфику. Когда я давала я урок, в жюри были профессора из МГУ, доценты, учителя старших классов. Как они оценивали мою работу?..
Если брать Большое жюри, то в нём, конечно, были признанные авторитеты. Возглавлял его ректор МГУ Виктор Садовничий, среди членов были ректоры и проректоры московских университетов, известный педагог Шалва Амонашвили, встреча с которым была незабываемой.
Если бы меня спросили, что такое этот конкурс с точки зрения учителя, я бы сказала, что это большой общероссийский национальный урок. Каждый показывал всё, на что способен, все выступления, на которых я побывала, были очень интересными, и в каждом была своя изюминка (часто связанная с национальностью, регионом, краем). Но когда мы по вечерам общались, то понимали, что и проблемы у всех одни и те же: электронные журналы, ЕГЭ, огромное количество бумаг, из-за которого порой некогда по-настоящему учить детей.
Конечно, очень понравилась Казань: очень красивый, чистый, сияющий и днём, и ночью город и очень доброжелательными жителями. Все мероприятия проходили в одной из лучших школ, построенной 8 лет назад по специальному проекту.
- По вашим наблюдениям, насколько победа в конкурсе зависит от материального положения школы, которая отправляет педагога, региона, самого педагога?
- Было бы глупо утверждать, что не зависит от того, в каких условиях учитель работает, и от того, сколько денег на организацию учебного процесса способен выделить бюджет. Но ещё больше победа зависит от самого педагога: от его профессиональной состоятельности, амбициозности. Ну и, конечно, много даёт опыт участия в конкурсе. Многие, кто в отличие от меня приехал не в первый раз, угадывал победителей. Также было заметно, что при всех прочих равных предпочтение отдаётся мужчинам: их в профессии мало – надо поощрять. Но в целом нам постоянно говорили, что в этом конкурсе нет побеждённых и победителей, и это действительно так.
Ещё нам объясняли, что «побеждают те регионы, которые вкладывают в образование». Если вдуматься, это тоже закономерно. В этом смысле Ивановская область как дотационный регион, конечно, находится не в самом выигрышном положении, но это не значит, что нужно опустить руки и отказаться от участия или участвовать «для галочки». Напротив, это прекрасный повод мобилизовать все имеющиеся силы и несмотря ни на что раскрывать свой потенциал.
Кстати, регион победителя принимает у себя конкурс на следующий год. В прошлом году победил учитель из Татарстана, и в этом году Казань очень достойно организовала конкурс, республика взяла все расходы на себя. (Все члены жюри отмечали, что за всё время существования конкурса, он не был организован на таком высоком уровне.)
Что касается самого конкурса, мы могли смотреть все уроки, которые были интересны, в режиме онлайн. Выскажу своё мнение: все уроки, которые я видела, были очень хорошими. Но, наверное, там и не могло быть плохих – при таком отборе. На финал приехали самые лучшие учителя. Те, кто кроме муниципального и областного этапов прошёл заочный тур. В заочном туре оценивается, например, сайт учителя. И очень много было по этому поводу вопросов, потому что сайт, конечно, можно сделать и самому, но хорошие сайты, которые и получили высокие оценки, конечно же, были только у тех, кто заказывал изготовление профессионалам (естественно, за немалые деньги).
- У вас есть сайт?
- Теперь есть. Я сделала его сама.
- Специально для этого конкурса?
- Конечно.
- Вряд ли вы его сделали для собственных нужд, по собственной инициативе и вряд ли он вам нужен…
- Да. Не я одна в пожеланиях написала, что нельзя оценивать учителя по сайту. Мне, например, некогда работать с сайтом. У меня нет на это времени, зато есть 30 моих живых детей, с которыми я должна общаться, работать.
- На конкурсе были ещё учителя начальной школы, кроме вас?
- Да. Нас было 5 учителей начальной школы. В пятёрку вошёл...
- Мужчина?
- Мальчик из Москвы, у которого три года стажа. Столица ведь вкладывается в образование, а мужчин надо мотивировать…
Остальные победители из Московской области, Питера, Самары, Липецкой и Кировской областей. Как правило, обязательно поощряют кого-нибудь из сельской местности, и это, на мой взгляд, правильно.
- Везде политика.
- Да, политика. И опыт. На таких конкурсах важно засветиться, хорошо зарекомендовать себя и свой регион, что помогает тем, кто идёт следом.
Учителям из Ивановской области пока не удавалось пробиться в пятёрку, но это значит только одно: надо продолжать участвовать, нарабатывать опыт, перенимать его у лучших из лучших. Вода, как известно, камень точит.
Конечно, конкурс есть конкурс: я видела и слёзы, и разочарования, кто-то уехал с обидой. Я не победила, но эмоции у меня остались самые положительные. У меня даже самооценка повысилась, когда появилась возможность сравнить себя с другими, причём опять же с лучшими из лучших.
- Насколько я помню, и на городской, и на областной конкурс вы представляли свою авторскую методику обучения. Вы разрабатывали её явно не к конкурсу, а просто поделились наработками.
- Это не столько авторская методика обучения, сколько технология преподавания в связи с переходом на ФГОС. По новым стандартам обучение должно строиться совсем по-другому. Мы не можем работать, как раньше: учитель пришёл, объяснил – ребёнок заучил и рассказал. Государство поставило перед нами задачу: не столько научить, сколько научить учиться. И это заставляет искать технологии, которые помогли бы её решить. Начинаешь анализировать, как заставить ребёнка учиться, что ему интересно? Ведь ребёнок начинает мыслить только тогда, когда его удивишь и ему захочется узнать больше. Я использую технологию проблемного диалога. Любой учитель всегда ведёт с детьми диалог о том, что им интересно, и о том, что необходимо.
- Возможность искать собственную методику, вырабатывать свой авторский стиль преподавания – это стандарт образования, установка дирекции школы или право, которое нужно заслужить?
- Это выбор учителя.
- Я знаю, что вам в «А» класс всегда набирают более сильных детей, вы считаетесь сильным преподавателем, учите по усложнённой программе. Поэтому вам дают больше свободы, чем другим?
- Нет. Как учить – целиком выбор учителя. Мы учим по одинаковым учебникам, по одной и той же программе. Ну, по математике в нашем классе я взяла Петерсон, и лишний раз убедилась в том, что сделала правильно.
- Но вам могли и запретить, сказать – учите, как все. Значит, всё-таки позволяют чуть больше?..
- Я бы нашла какой-нибудь другой путь… Хотя директор нашей школы, Николай Алексеевич Марков, конечно, идёт мне на уступки…
- То есть свобода выбора учителя зависит от позиции администрации школы?
- Да. В этом смысле мне очень повезло с директором. Он помогает решать рабочие вопросы, продвигает меня, потому что считает, что мне есть что показать. Вот и на конкурс отправил, сказал: «Вы сможете, я в вас верю!» Марков Н. А. поддерживал меня на всех этапах конкурса, он и замдиректора по работе с начальными классами Ирина Владимировна Шкапова.
- Кстати, я обнаружила символичное совпадение: конкурс «Учитель года» проводился в 26-й раз, вы работаете в четвёртой школе 26 лет. Вам есть с чем сравнивать и систему обучения, и детей. Их действительно приходится учить по-другому?
- И да, и нет. Меняется мир, меняются, может быть, потребности, но дети остаются детьми. Им как раньше было интересно слушать сказки, смотреть мультфильмы, фильмы, узнавать новое, так же интересно и сейчас. Непосредственность и способность удивляться всегда присущи ребенку. Единственное, что меняется, это подача материала. Надо найти то, что раскроет каждого, удивит, поразит.
- Не сложнее сейчас находить?
- Сложнее. Сейчас дети, если чем-то увлекаются, очень много знают, потому что информацию можно найти в интернете, в книгах, энциклопедиях. Всё чаще на уроках они задают вопросы, на которые я не знаю ответов. Я никогда не комплексую на этот счёт. Прямо говорю: «Какой интересный вопрос, я даже и не знаю, как на него ответить. Давайте поищем ответ вместе». А сколько бывает радости: они знают больше, чем Ирина Михайловна! И потом мне столько накопают... Это мне нравится. Я считаю, что расту вместе с детьми, поэтому радуюсь их росту…
- Значит, те, кто ворчат, что сегодняшним детям ничего не интересно, им не интересно учиться, просто не могут найти подхода и сами не хотят расти?
- Скорее всего да. Я сама не раз так говорила. Наверное, дело в стереотипах, в том, что мы хотим, чтобы ребёнок только отвечал и только на поставленные вопросы. А они задают другие вопросы, их интересует не то, что интересовало нас. И если мы будем идти вместе, то будет интересно и им, и нам.
- А как быть с дисциплиной? Вы правильно сказали – они не мы, и заставить их делать то, что им не нравится, всё труднее…
- Здесь я чётко с первого класса говорю: у каждого есть своя точка зрения, каждый имеет право её высказать, но должен её объяснить. Вы можете со мной не соглашаться, мы можем с вами на уроке поспорить. Но не надо путать свободу и вседозволенность. У нас есть свобода высказаться…
- Но не свобода не сделать уроки…
- Есть вещи, которые нужно делать в обязательном порядке, и именно начальная школа прививает это навык.
Кстати, когда я передаю детей в пятый класс, мне обычно говорят: «Ну, хорошие детки, много знают. Но очень много говорят». Так я учила их этому все четыре года – чтобы они говорили. Для меня хуже, когда ребёнок молчит. Я не понимаю, почему: потому что не понимает, потому что не хочет или потому что боится? Ребёнок должен уметь выражать свои мысли, эмоции, рассуждать и не бояться бы с чем-то или кем-то несогласным. И мне обычно так жалко расставаться с детьми после четвёртого класса: только мы привыкли, узнали, раскрылись, стали понимать друг друга буквально с полуслова, с полувзгляда – нужно детей отдавать...
Ведь в начальной школе нельзя просто учить чему-то: это всегда человеческое общение и сплошные воспитательные моменты. Я даже когда ставлю оценку, всегда спрашиваю, согласен с ней ребёнок или нет. Ведь бывает, что он знал, как решить пример, но почему-то запнулся. И если он сможет доказать, что знал – я поставлю ему заслуженную оценку. Так воспитывается умение разговаривать, умение общаться, умение отстаивать свою точку зрения.
Что касается нагрузки, у нас программа минимакс: на уроке мы даём детям максимум, но ребёнок может усвоить из этого максимума минимум, и этого минимума ему должно быть достаточно для дальнейшего обучения. Но всегда есть возможность узнать, сделать больше – и этот выбор за ребёнком.
- Судя по моему опыту, к сожалению, вы редкое исключение в плане отношения к учёбе и к детям. На родительских собраниях вы никогда не переходите на личности детей (все вопросы обсуждаются в индивидуальном порядке), никогда не поливаете родителей негативом, как это любят делать многие ваши коллеги. Много лет работая в школе, как вам удаётся сохранять такой оптимизм?
- Не знаю. Но у меня есть правило – не нести свои личные проблемы в класс. Я и детей учу: улыбайтесь друг другу, видите, что кто-то пришёл с плохим настроением – скажите ему что-то хорошее и увидите, как сразу же его настроение изменится. И я уверена: мне везёт: с детьми, с родителями. Я прихожу в класс, дети мне улыбаются – и всё остальное перестаёт иметь значение. Они от меня чего-то ждут, они мне доверяют, по-своему, по-детски уважают. А для учителя это самое главное – чтобы ребёнок уважал. Когда родители говорят, что ребёнок не хочет в школу, я болею от этого, потому что перевожу всё на себя (значит, я что-то не так сделала, где-то недосмотрела).
Бывает, кто-то нахулиганит, начинаешь сердиться, ругать. Ругаешь, ругаешь, и вдруг замечаешь чью-то улыбку – и больше не можешь ругаться, потому что смеёшься. Смеёшься вместе с ними. Они добрые, они хорошие, они всё прекрасно понимают. Я заряжаюсь от них энергией. После возвращения из Казани я буквально бежала на работу – так соскучилась…
P.S.: Поймала себя на мысли, что так как победитель конкурса «Учитель года» демонстрирует свои таланты в обучении кого-то, то неплохо бы учитывать и мнение тех, кого учат. Ведь это тот случай, когда мало дать – необходимо убедиться, что знания взяли, усвоили, применили. Это, наверное, самое важное – и гораздо эффективнее в плане обратной связи, чем ведение личного сайта. Хотя, в принципе, и в классе с учителем можно общаться посредством гаджетов. Не дай бог, за этим будущее…