Последние
новости
Общество

Анна Семёнова: Всеобщее, среднее, платное

Выхода не предвидится
6 мин
18 ноября, 2015
Интересная всё-таки штука – среднее образование. Когда разговариваешь с чиновниками о том, что происходит в ивановских школах, то оказывается, что всё очень даже неплохо: деньги вкладываются, ремонты проводятся, учителей поощряют, средняя зарплата у них очень даже ничего. Да, есть отдельные проблемы, но такова жизнь, они всегда будут. Когда общаешься с учителями, то складывается ощущение, что современная система российского среднего образования – это некий монстр, бессмысленный и беспощадный, пожирающий время и силы у взрослых и детей, а в финале дети научатся лишь правильно ставить галки в бланках ЕГЭ. Когда речь о школе заходит среди родителей, то… Если у вас есть дети школьного возраста, то вы наверняка уже догадались, что в первую очередь обсуждается вопрос, в какой школе сколько и за что платят. 
Да-да, платят, и не надо стыдливо отводить глаза: образование, как и здравоохранение, у нас давно платное. Конечно, те деньги, в которые влетает родителям школа, пока ни в какое сравнение не идут со стоимостью высшего образования, но ведь лиха беда начало. Государство (или муниципалитеты, не будем сейчас играть словами) выделяет большие суммы на систему образования, в Иванове на эту сферу вообще уходит больше половины бюджета города, но при этом очень хочется спросить: а толку? Красивые проекты, красивые картинки в телевизоре со свежеотремонтированными классами и девочками в бантиках, красивые слова и цифры в отчётах – а что за ними? 
Вопрос о деньгах, похоже, в ближайшее время станет главным камнем преткновения во взаимоотношениях родителей и школы. Почему, когда мы учились в школе (я имею в виду свое поколение, последних выпускников советской школы), родители скидывались лишь на подарки нам, на скромные букеты учителям к праздникам да на флакон духов «Злато скифов» на выпускной в 11-м классе? Почему сегодня суммы, которые родители несут в школу (неважно – по квитанциям или налом), порой сопоставимы с их зарплатой? 
Отбросим в сторону то, что называется «нужды класса» – так или иначе, эти деньги в подавляющем большинстве случаев действительно идут на потребности детей. Также оставим за рамками клинические случаи, когда отдельные учителя в отдельных школах требуют к праздникам определённые подарки (золото, гаджеты и прочее) – это, скорее, вопрос совести этих учителей, установок, по которым работает конкретный педагогический коллектив, ну и поле для деятельности прокуратуры. У нас остаются деньги «на охрану» и «на развитие школы/класса». С какого перепугу мы их платим? 
А с такого, что при всём кажущемся обилии финансирования школы по-прежнему остаются в большинстве своем нищими учреждениями. Не забывайте, что даже на элементарный текущий ремонт зданий, где учатся наши дети, более-менее приличные суммы из бюджетов стали выделять относительно недавно, а до этого 20 лет директора были вынуждены клянчить деньги на ремонт крыши или системы отопления. Здания ветшают, и в итоге те деньги, которые выделяются сегодня, оказываются жалкими копейками. Вот реальный пример: по смете на ремонт спортзала (без замены пола, хотя его, по уму, тоже надо бы менять) надо 2 млн 200 тысяч рублей. Из бюджета г. Иваново школе выделяют на эти цели 200 тысяч. Остальное, говорят, изыскивайте из внебюджетных источников. Всем понятно, что имеется в виду? Другой пример, о котором в начале сентября рассказали все СМИ, – это официально признанная нехватка денег на учебники, которыми школы должны обеспечивать учеников. Или вот ещё: по всем стандартам и нормативам, муниципалитет выделяет деньги только на обеспечение охраны здания школы в ночное время. Вы можете себе представить сегодня школу без вахтера на входе? Представляете, в какой проходной двор превратится эта школа? А ведь есть ещё куча надзорных органов: пожарные, Роспотребнадзор и прочее и прочее. Да, и не забудьте про все эти электронные системы (привет департаменту развития информационного общества), за которые тоже надо ежемесячно платить, хотя очевидной пользы от них пока немного. 
Да, деньги на школы директора выклянчивают у депутатов областной и городской думы, но на то, чтобы заткнуть все дыры, их не хватает. Поэтому в ход идет добровольно-принудительный метод привлечения «внебюджетных», то есть родительских денег. Если исходить из положений Конституции РФ, это незаконно и неправильно. Но если не платить эти деньги, то наши дети будут учиться в классах с перекошенными деревянными рамами и дырявым линолеумом, с потолками в разводах и т. д. 
Может, стоит признать, что красивые слова про бесплатное среднее образование – это враньё? Но тогда надо менять Конституцию, а это вообще из ряда вон. В результате мы получаем то самое противоречие между декларацией (то, что мы слышим из телевизора от разных начальников и людей в погонах) и реальностью (то, что мы имеем по факту: или деньги и нормальные условия для учебы детей, или без денег, но в разрухе), которое так бесит многих родителей и которое становится благодатной почвой для кляузников всех мастей, а также правоохранительных органов, когда им (органам) надо срочно улучшить статистику по борьбе с коррупцией. И выхода из этого замкнутого круга не предвидится.
12 декабря 2024
Все новости