Скажите внятно
В этих условиях крайне важным становится позиция государства по отношению к бизнесу – да-да, тому самому малому и среднему, который, конечно, у нас отнюдь не белый (во всех смыслах этого слова) и пушистый, но тем не менее обеспечивает работой значительную часть населения области. Понятно, что областные власти не имеют особого влияния на территориальные подразделения федеральных структур – ту же налоговую инспекцию, Госпожнадзор (который сейчас называется по-другому, очень длинно и невнятно), Роспотребнадзор и т.д. – и на их планы проверок и штрафов. Но отодвинуть в сторону формальный подход, вспомнить, что кое-кто из нынешней власти в свое время работал в бизнесе, и попытаться не на бумаге, не для всяких рейтингов, а в реальности создать благоприятную среду для предпринимателей – на уровне региона вполне возможно. Нельзя сказать, что областное правительство вообще ничего не делает: те самые льготы по упрощёнке будут продлены на период с 2016 по 2018 годы (если честно, вопросов относительно «льготных» видов деятельности осталось немало, но сам факт того, что проект областного закона разработан с учётом хотя бы части пожеланий бизнес-сообщества и внесен в областную думу в сроки, позволяющие предпринимателям принять осознанное решение относительно изменения системы или объекта налогообложения, уже очень радует); планируется, что со следующего года будет расширена возможность применения патентной системы налогообложения (с 47 до 63 видов деятельности); вводятся налоговые каникулы, в том числе для тех, кто осуществляет производственную деятельность.
С другой стороны, пугает какое-то повальное увлечение различными комиссиями и советами. Рабочая группа по внедрению и развитию оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ивановской области; проектный офис по внедрению лучших практик Национального рейтинга и обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Ивановской области; Межведомственный совет по улучшению инвестиционного климата на территории Ивановской области… При этом рядовым предпринимателям вряд ли понятно, чем занимаются все эти советы и комиссии с непроизносимыми названиями, не слишком разъясняют ситуацию и официальные пресс-релизы.
К информационной политике в плане донесения полезной информации до тех, кого она непосредственно касается, в последние годы было немало претензий, которые не снимаются и сейчас. Получить внятные разъяснения, без замысловатых чиновничьих словесных конструкций, за которыми теряется суть, очень сложно. Так что законы законами, но если предприниматели не будут знать о том, какими льготами или мерами поддержки они могут воспользоваться, то ради чего всё это затевается? Не ради же отчетов и места в национальном рейтинге, правда? Наверное, всё-таки ради того, чтобы бизнес чувствовал себя хотя бы чуть более уверенно, чтобы повысить объем налоговых поступлений в областной и муниципальные бюджеты. Или я что-то неправильно понимаю?
Кто следующий?
Для начала – о том, что лежит на поверхности, а вернее, на глазах у изумленной публики идет ко дну. Принципиально новых персонажей, к счастью, пока не прибавилось, зато стало абсолютно ясно, что многословье руководителей этих предприятий и высоких должностных лиц – это просто прикрытие, некое снотворное для обывателей. Мол, спокойно, граждане, мы в курсе, у нас всё под контролем. А через пару месяцев: «Она утонула». Ой, пардон, не так: «Всё идет по плану, контролируемый процесс, финансовое оздоровление, поиск инвесторов». Ну, уволили кого-то – так это же во благо...
Показательно молчание, которым теперь окутано происходящее вокруг совхоза «Тепличный». Ровно год назад, аккурат 5 ноября 2014 года, ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» подало, можно сказать, исторический иск о банкротстве «Тепличного». Итог, который, повторю, активно замалчивается – видимо, из-за безысходности и очевидности бессилия властей области (которые, напомню, с февраля этого года являются собственниками совхоза, так что кивать на федералов теперь бесполезно): производственная деятельность на предприятии остановлена, коллектив уволен, с 7 октября введено конкурсное производство. И главной заботой областного правительства теперь стало обеспечение теплоснабжения Ново-Талиц, которое зависит от работы котельной «Тепличного».
То есть за два года (опять же, напомню, что «громкие» проблемы у совхоза начались осенью 2013-го) самое что ни на есть импортозамещающее предприятие Ивановской области благополучно накрылось медным тазом. И теперь уже неважно, из-за чего, поскольку результат налицо. И никакие камлания про инвесторов никого не спасли.
Столь же замечателен пример с ОАО «Ивановская ДСК» (или ГК «СУ-155» – это, по большому счёту, неважно). Уже в июле-августе, когда дольщики только-только начали чувствовать себя обманутыми и начинали задумываться о протестных действиях, было понятно, что происходит. Что деньги дольщиков давно ушли из региона, что ДСК если и достроит когда-нибудь все объекты, строительство которых сейчас остановлено, то явно не в обозримом будущем, что все красивые слова о контроле и поддержке имеют цель как-то сгладить неловкую ситуацию в преддверии выборов. Ну вот, выборы прошли, и дольщики получили то, что и должны были получить, то есть фигу с маком в виде уведомлений о переносе сроков сдачи объектов в эксплуатацию, квартиры, в которых невозможно жить из-за обилия недоделок (и этим дольщикам, можно сказать, очень повезло), разговоры, заверения, прочие бумажки и слова. И само собой разумеется – бремя финансовых обязательств (ипотека, оплата съёмных квартир и т.п.).
Третья «горячая точка» (а точнее, холодная, если говорить о температуре тела больного) – по-прежнему ОАО «Автокран». Вокруг этого предприятия всё побурлило-побурлило в конце сентября-начале октября (митинги, потенциальные инвесторы, бла-бла-бла, как обычно), потом затихло. На момент сдачи номера в печать информация с «Автокрана» поступала самая оптимистичная: с ресурсоснабжающими организациями удалось договориться, в цехах есть тепло и электроэнергия, предприятие работает, Сбербанк провел реструктуризацию долгов, вроде как инвестор определился. Надежда, конечно, умрёт последней, и очень хочется верить, что хотя бы у этой сказки будет счастливый конец. Но практика показывает, что такое бывает нечасто.
И по-прежнему не дает покоя вопрос: кто следующий? Понятно, что малые предприятия и ИП сейчас будут умирать десятками. А кто из немногочисленных крупных предприятий станет горячей точкой с сопутствующими митингами и успокоительными речами? Можно, конечно, поиронизировать: мол, запасаемся попкорном и ждём следующей серии. Но, к сожалению, уже давно не смешно.
Игра в цифровой бисер
А вот теперь о конкретных цифрах и показателях, которые уже даже не настораживают, а пугают, и судя по которым, общее состояние экономики вполне соответствуют анекдоту 2009 года про фондовые индексы, которые достигли дна и стали зарываться вглубь. Прошел год с тех пор, как слово «кризис» стало постепенно всплывать не только в неформальных разговорах и диалогах в соцсетях, но и в СМИ. Чиновники, конечно, и сейчас стараются его избегать, заменяя эвфемизмом «сложная финансовая ситуация». Но уже даже официальная статистика показывает вполне безрадостную картину.
Один из самых ярких показателей – серьёзное падение розничного товарооборота в регионе. Как верно отметил мой коллега Михаил Мокрецов, розница стала падать впервые с 2009 года, причём в этом году падение явно будет больше, чем 6 лет назад. Кстати, констатация Ивановостатом этого факта лишает областных чиновников целого ряда аргументов, которыми они обычно оперируют, обосновывая очередное закручивание гаек для бизнеса. Всё, граждане, теперь уже нельзя сказать, что, мол, эти торгаши показательно плачутся, а сами обдирают народ. Плачутся уже не показательно, и если вас не убеждают вывески «Продаётся» или «Аренда» в опустевших витринах даже на центральных улицах Иванова, то со статистическими данными уже не поспоришь. Сами предприниматели робко надеются на предновогодье, но тут же добавляют, что надежда эта очень призрачна.
Второй показатель – существенное снижение налоговых поступлений в областной бюджет. К моменту выхода этого номера журнала из печати Ивановская областная дума уже примет поправки в бюджет, в которых будет зафиксировано падение поступлений по налогу на прибыль организаций – аж на 900 млн рублей по сравнению с запланированным ранее объёмом. Да, конечно, можно сказать, что хитрые предприниматели перестали показывать прибыль, но очевидно же, что тот, кто мог и хотел её спрятать, прятал уже давно. Так что это очень тревожный звоночек. Ещё более тревожными будут показатели поступления налога на доходы физических лиц, которые мы узнаем позднее. Что-то подсказывает, что и области, и муниципалитетам, в бюджеты которых зачислится этот налог, придётся ещё раз серьёзно пересматривать расходные статьи, а заодно и наращивать дефицит (причём большой вопрос, чем этот дефицит закрывать, поскольку в следующем году бюджетный кредит на погашение кредитной задолженности перед банками региону дадут лишь в размере около 70 млн рублей, а на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета поступит всего около 7 млрд).
Ситуацию усугубляет и хитрость, заложенная в «майские указы» президента в части зарплат бюджетникам. Там ведь как говорится? Зарплаты работников бюджетной сферы должны равняться средней зарплате по экономике региона (или быть в 1,5-2 и более раз выше, в зависимости от сферы деятельности и должности). А зарплаты у нас сейчас, мягко говоря, не растут, а точнее, в абсолютных цифрах даже падают. Это автоматически означает снижение официальных средних зарплат бюджетников, снижение федеральных субвенций на эти зарплаты, снижение отчислений с них (тот самый НДФЛ, а заодно и отчисления во внебюджетные фонды), снижение покупательской способности, падение того самого розничного товарооборота, и так до бесконечности. Формулировка, используемая в «майских указах», казавшаяся столь правильной в годы, когда средние зарплаты пусть небыстро, но росли, оказалась весьма удобной «дырой» для того, чтобы официально и законно экономить на бюджетниках. Ну, да бог с ней, с формулировкой, критиковать её сейчас все равно, что критиковать погоду (так, только душу отвести, если что). Важно, что даже из-за снижения официальной средней зарплаты в экономике области региональный и местный бюджеты будут вынуждены «похудеть».
«А чего это ты так привязалась к этим бюджетам? – спросит дотошный читатель. – В конце концов, текст заявлялся как бизнес-обзор». Но в том-то и беда, что именно бюджеты всех уровней сейчас остаются единственной плюс-минус стабильной палочкой-выручалочкой для бизнеса – конечно, для такого, который успел пробиться поближе к государственному или муниципальному телу и обеспечить себе получение госконтрактов. Нет денег – нет и контрактов. Нет контрактов – нет гарантированных денег, начинаются увольнения (кстати, по прогнозу Минтруда, рост только официальной безработицы к концу этого года составит 15%, что, как вы понимаете, только повысит нагрузку на тот же бюджет), опять же, падает средняя зарплата по области.
Все это похоже на медленное умирание, и оптимизм внушает только осознание того факта, что «всё уже когда-то было», что за последние 25 лет кризисы различной степени тяжести и различного происхождения случались в России не один и даже не два раза. И ведь как-то все мы выжили. Значит, выживем и в этот раз. Лишь бы не было войны (смайлик).