Управляющий партнер Management Development Group Inc. Дмитрий Потапенко:
- Что касается заявления президента, что с теми, кто занимается взвинчиванием цен на продукты питания, должны разбираться прокуратура, МВД и антимонопольная служба, а местные власти должны мониторить цены на продукты и наказывать тех, кто причастен к спекуляциям, то все это уже происходит. У нас и так прокуратура приходит в розничные сети, ОБЭПы приходят в розничные сети, губернаторы и мэры вызывают представителей розничных сетей к себе на ковер и ведут душеспасительные беседы. Но все это приводит к тому, что у нас 35% товаров становятся от мэра, от пожарного, от ОБЭПа, от МВД и т.д. Это абсолютно коррупционная мера. Управление ассортиментом не может происходить иным образом, как при помощи спроса и предложения. Поэтому эти меры приведут только к тому, что у покупателей в каждом регионе, в зависимости от производителя, близкого к губернатору, будет выбор из товаров преимущественно этого производителя, и этот выбор никак не будет зависеть от того, что вы как потребитель хотите купить. Если вы как потребитель согласны, что губернатор будет определять наличие того или иного товара в вашем ассортименте (или пожарный, или прокурор), то нет проблем.
Все меры, которые направлены, якобы, на регулирование, приведут к одному. К тому же, к чему это привело на фармрынке и на рынке автомобилей. Мы по-прежнему останемся страной третьего мира, куда будут привозить машины, разработанные для других подобных стран: Малайзии, Индии и какой-нибудь Новой Зеландии.
Чтобы насытить рынок, требуется не так много. Нужно просто развивать конкуренцию.
Во-первых , должны быть сняты любые таможенные, логистические и другие административные барьеры по завозу в Россию любого товара. Таких ограничений, как есть у нас, нет больше ни в одной стране мира.
Второе: нужно увеличить количество производителей. Для этого необходимо: организовать им выдачу беспроцентных кредитов, снизить для них стоимость энергоносителей, обеспечить выдачу любых административных разрешений.
И третье. Надо на порядок увеличить количество розничных сетей. Сейчас их единицы. Крупнейшие розничные сети, которые есть в России, можно пересчитать по пальцам одной руки. А их должно быть несколько тысяч.