29 октября Ивановская областная дума приняла поправки в областной закон № 51-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Ивановской области». Те, кто ожидал, что плату за капремонт отменят или переложат на государство и муниципалитет, разочаруются – ничего подобного не произошло, тем более, что подобные вопросы находятся в компетенции федеральных законодателей. Областные депутаты лишь отрихтовали действующий закон. Но изменения, внесенные вчера, могут упростить «капитальную» жизнь ивановцам – во всяком случае, тем, кому не все равно, зачем и куда платить за капремонт.
Пять лет свободы от платежей
Областные законодатели наконец окончательно решили вопрос о том, почему собственники квартир в новостройках, капитальный ремонт в которых потребуется не раньше, чем лет через 20 (во всяком случае, жителям хочется на это надеяться), нужно копить деньги на капремонт уже сейчас. Теперь обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта (первый вариант программы был утвержден 30 апреля 2014 года) и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта.
Те, чьи дома еще не сданы в эксплуатацию, или сданы, но не включены в региональную программу, могут вздохнуть спокойно: в ближайшие пять лет платить за капремонт им не придется. А вот как быть тем, чей дом был сдан в эксплуатацию после 1 мая 2014 года (то есть после утверждения региональной программы), пока не очень понятно. Пункт, вводящий «каникулы» по платежам на капремонт для новостроек, распространяется на правоотношения, которые возникнут после вступления поправок в силу (через 10 дней после официального опубликования). Допустим, дом в региональную программу уже включили, людям приходят платежки – но ведь пять лет с момента включения в программу еще не прошли… В общем, похоже, здесь широкое поле для работы юристов. Ну, или региональных законодателей, которые могли бы уточнить этот момент.
Да, еще о новостройках: жители домов, которые были введены в эксплуатацию после утверждения региональной программы капремонта, все-таки нужно принять решение о том, как они будут копить на этот самый капремонт. Причем не позднее, чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов. То есть схема действий здесь такая: дом сдают в эксплуатацию – следим, когда дом включат в региональную программу (постановления об актуализации программы публикуются на официальном сайте правительства Ивановской области). Включили – значит, через пять лет после этого придется начинать платить взносы. И значит, на то, чтобы определиться, где вы будете копить деньги – в «общем котле» регоператора или на спецсчете, и кто будет владельцем этого спецсчета, у вас есть 4 года и 9 месяцев.
Уйти от регоператора стало проще
Одна из проблем, «зарытых» в законодательстве о капремонте, - длительный срок, требуемый для того чтобы жители смогли уйти из «общего котла» - теперь тоже решена. В жилищном кодексе прописано, что если граждане внезапно опомнились и решили копить деньги на капремонт не котловым способом, а на спецсчете, то им придется ждать целых два года, пока это решение общего собрания не будет реализовано. Впрочем, федеральные законодатели оставили своим региональным коллегам возможность самостоятельно регулировать этот срок. Чем депутаты областной думы и воспользовались.
Теперь решение собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта и о прекращении формирования фонда капремонта на счете регионального оператора (тот самый «общий котел») и формировании фонда капремонта на специальном счете вступает в силу через 6 месяцев после направления региональному оператору решения общего собрания собственников. Естественно, если за то время. пока дом был в «общем котле», в нем проводился капремонт, жители не смогут перейти на спецсчет, пока не оплатят стоимость выполненных работ. Но это уже частности.
Повторно не делать
Снята и проблема, с которой столкнулись в этом году и регоператор, и жители домов, в которых недавно проводился ремонт крыш или фасадов, но тем не менее попавших в краткосрочную программу капремонта на 2015 год. Напомним, что жители возмущались: нам три года назад отремонтировали кровлю, все нормально, зачем теперь переделывать и тратить на это деньги? Подобные казусы, как правило, возникают из-за отсутствия в муниципалитетах корректной и адекватной информации о состоянии многоквартиных домов, поскольку региональная программа составляется департаментом ЖКХ на основании сведений, предоставленных органами местного самоуправления.
Также стало проще перенести работы по капремонту на более поздний срок. Раньше это можно было делать только по решению общего собрания, сейчас можно обойтись и без него, если:
- в доме отсутствуют конструктивные элементы, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт (например, когда в пятиэтажной «хрущевке» планируют заменить лифт, которого там отродясь не было);
- запланированный вид работ или услуг по капремонту был проведен в доме ранее и при этом официально подтверждено, что повторное выполнение этих работ не требуется;
- собственники, копившие деньги на спецсчете не смогли провести капремонт в установленные сроки, и дом перевели в «общий котел». Срок проведения капремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
По мелочи
Перечень работ и услуг, которые можно оплачивать за счет средств фонда капитального ремонта многоквартирного дома, расширен: теперь на эти деньги можно проводить госэкспертизу не только проектной, но и сметной документации. Этот пункт поправок распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января этого года. То есть регоператор сможет оплатить сметную документацию и ее экспертизу за счет средств граждан, что называется, задним числом.
Ну и к вопросу о региональном операторе: теперь руководитель регоператора будет назначаться на конкурсной основе, а определения порядка проведения конкурса относится к сфере компетенции правительства Ивановской области. Так что если вам интересен этот вопрос, следите за публикациями на официальном сайте правительства Ивановской области: в ближайший месяц-два там должен появиться соответствующий документ.
1000inf.ru