И теперь, когда шлюзы открыты (ну, ладно-ладно, не совсем, а только в рамках разумного), мы в очередной раз убеждаемся, что поствыборная действительность кардинально отличается от предвыборной, и отнюдь не в лучшую сторону. Потому что внезапно заканчиваются деньги в бюджете (еще бы – столько угрохать на благоустройство и выполнение прочих наказов избирателей), внезапно выясняется, что решение отдельных проблем было чисто декоративным, рассчитанным на пару-тройку недель, а теперь всё возвращается на круги своя. И с СУ-155 все не так просто, как говорилось в июле-августе, и банковскую систему продолжает лихорадить, и вопрос «кто следующий?» незримо витает в воздухе.
Дай миллион!
Самое главное в нынешнем поствыборном отходняке – это всё более явно обозначающаяся тенденция на закручивание гаек со стороны государства. Причем эта тенденция отнюдь не местная, в смысле не региональная, она является следствием установок, спущенных сверху и подкрепляется федеральными законодательными инициативами. Все послабления и меры поддержки (да-да, ведь бизнес-климат – это один из критериев, по которым оценивается эффективность власти в регионах), по большому счёту, становятся чисто номинальными. Ведь что сейчас задача номер один для властей? Это наполнение бюджета, да так, чтобы и майские указы, не к ночи они будь помянуты, выполнить, и отчеты достойные наваять, и не довести регион до дефолта (иначе не видать насиженных кресел как своих ушей). А где в нашей богоспасаемой области можно денег взять? Только у «своих», только у бизнеса, который, на свою голову, из категории «микро» дорос хотя бы до малого, а то и до среднего, и не ушёл в тень, а продолжает оставаться на виду и платить хоть какие налоги. Видимо, именно поэтому постепенно начинаются разговоры, что в 294-ФЗ, ограничивающий количество проверок субъектов малого и среднего бизнеса, надо вносить изменения, и уже даже губернатор не стесняется публично поддерживать такие предложения. Известно же, что не бывает таких проверок, которые бы не выявляли нарушения, и нет проверяющих, которые не накладывали бы штрафы (про вариант «порешать» говорить не хочется).
С другой стороны, после выборов обострилась тема поддержки предпринимателей: то пресс-конференции по этому поводу проводятся, то в областной думе принимают очередной закон и бодро об этом докладывают во всех телевизорах области, то про программу финподдержки (субсидирование процентных ставок по кредитам и прочее) начнут рассказывать – мол, год заканчивается, а малый бизнес что-то не торопится получать денежки…
Ощущение, что чиновники и предприниматели живут в разных реальностях, всё крепнет. На бумаге поддержка есть? Есть. Но многие ли могут ею воспользоваться? Возьмём ту самую программу поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на которую в этом году в бюджете заложено 58 миллионов рублей, и ожидается еще 95 миллионов. Чтобы этой помощью воспользоваться, предприниматель должен соответствовать определенным критериям, в том числе не иметь задолженностей по налогам и платежам во внебюджетные фонды, а также платить своим работникам официальную зарплату не ниже определённого уровня. Именно последнее условие обычно становится камнем преткновения. Руководитель одной из ивановских фирм, который хотел получить финансовую поддержку из бюджета, ознакомившись с условиями поподробнее, аж плюнул с досады: «Если я буду официально показывать такие зарплаты, то я только на платежи в ПФ и ФСС потрачу за год больше, чем получу поддержку! Да я лучше людям заплачу побольше в конверте»…
Да, это во многом неправильно – но мы живем сегодня, и вряд ли сами сотрудники этого предпринимателя поддержат налоговые органы и правительство в их праведном гневе по поводу зарплат в конвертах. Тем более что, извините, пользоваться такими социальными благами, как бесплатная медицина, у работающих людей средних лет просто нет времени. Если уж прихватит по-настоящему, они лучше в платную клинику за свои кровные пойдут, чем будут часами торчать в очередях или месяцами ждать приёма у специалистов.
Видимо, проблема «остатков» денег по госпрограмме поддержки малого и среднего бизнеса уже так навязла в зубах, что недавно чиновники снизили величину средней зарплаты по предприятию, необходимую для получения поддержки. Теперь в Иванове она должна быть около 16 тысяч рублей, в других городских округах региона – около 13 тысяч, в муниципальных районах – 10 650, то есть равняться прожиточному минимуму. Возможно, это действительно приблизит государственную помощь к тем, кому она предназначается. Но и то не факт.
Кстати, хотелось бы ознакомиться с перечнем тех немногочисленных предприятий, которые и при старых условиях в этом году получили господдержку. А то знаете, как бывает: за счет этой программы финансовую помощь могут получать отнюдь не малые предприятия. В свое время, например, в бюджете не хватало средств на поддержку инвестпроектов. Ну кончились они. И вот тех, кому не хватило поддерживающих денег по «правильной» статье, стали поддерживать за счет госпрограммы по поддержке малого бизнеса. Например, году эдак в 2010-м оттуда получало деньги ООО «ТТ-инвест», строившее ТРЦ «Тополь». Ну да, это дела давно минувших дней, но тем не менее...
Вернёмся к дням нынешним. Фактически профанацией будут и налоговые каникулы – ими смогут воспользоваться очень и очень немногие. Разве что кто-нибудь из тех, кто ведет свой бизнес нелегально, то есть без регистрации, рискнёт здоровьем и впервые зарегистрируется как ИП в научной, производственной или социальной сферах. Но при этом, граждане чиновники, не забывайте говорить, что при нулевой ставке налога при УСН предпринимателю всё-таки придется платить отчисления во внебюджетные фонды.
Гораздо интереснее, что будет с другими мерами поддержки бизнеса, например, с льготами по той же упрощёнке. Вообще-то все комиссии по бюджетным проектировкам (на которых разрабатываются основные параметры бюджета на 2016 год) должны были уже отзаседать. И не исключено, что те же предприниматели, добиваясь расширения или хотя бы несокращения перечня льготных видов деятельности, опять столкнутся с тем, что им заявят: да вы что, какие льготы, всё уже утверждено! И опять у нас получат льготы астрологи и организаторы эскорт-услуг, зато без них останутся ветеринары и компьютерщики…
Собственно, пора заканчивать разговор о бизнес-климате. Его лучше всего характеризует реплика одного из его, бизнеса, представителей, прозвучавшая после одной из заседаловок на предпринимательскую тему: «Нда, пора валить… Хотя, похоже, некуда – в Европе сейчас непонятно что творится. Разве что в Аргентину…»
И ныне там
Подобную атмосферу если не безысходности, то, как минимум, определенного тупика во многом создают сами власти. Уж извините, уважаемые представители этой самой власти – вы просто нечасто пытаетесь оценить свои действия не с точки зрения инструкций и распоряжений, а с точки зрения потребителей ваших услуг, то есть жителей области.
Яркий пример – заседание правительства, посвящённое транспортной теме. Недавно один из представителей департамента дорожного хозяйства и транспорта пенял мне, что, мол, совсем вы, гражданка Семенова, ничего в ситуации не понимаете: злые нелегалы во всем виноваты, а мы тут из кожи вон лезем, чтобы обеспечить всем транспортную доступность.
Ну, хорошо, я ничего не понимаю. Я не понимаю, почему ни область, ни город не могут решить проблему бездоговорных перевозчиков, которую сами же и создали несколько лет назад, просто выдавив с маршрутов «не своих». Я не понимаю, почему ни город, ни область не могут добиться от легальных перевозчиков выполнения условий договоров на обслуживание маршрутов: соблюдения графиков, появление на маршрутах именно тех транспортных средств, которые были заявлены на конкурсе (а то заявляются новые автобусы, а по факту по маршруту ходит ржавый хлам). Я не понимаю, почему не применяются санкции, прописанные в договорах и почему этих договоров нет в открытом доступе в интернете – это, в конце концов, общественно значимая информация.
Я не понимаю, почему по итогам «горячей линии» по проблемам общественного транспорта, которую Общественная палата провела в феврале этого года, ничего не было предпринято. Почему после пары недель соблюдения графиков перевозчики вновь «забили» на маршруты, идущие на окраины, и добраться до этих окраин вечером по-прежнему можно либо на такси, либо на своих двоих. Почему об этой «горячей линии» докладывает на заседании правительства не её инициатор и руководитель рабочей группы Роман Круглов, а Юлия Галстян, директор одного из «своих» перевозчиков, допущенных на маршруты? И докладывает про проблемы транспорта ровно полторы минуты, и еще 10 минут убеждает губернатора, что область должна за свой счёт готовить профессиональных водителей автобусов.
Павел Алексеевич, вы вспомнили про обращение жителей Богородского на этом заседании – почему вы не дожали руководство дептранса до внятного ответа? Вас устраивает, что в ответ на все ваши претензии относительно системы ГЛОНАСС, бардака с маршрутками, причальных стенок и прочего вам отвечают: «Мы будем стараться»? Старательный чиновник – это, конечно, хорошо, но вы сами сказали, что вам начинает надоедать процесс и хочется увидеть результат. А вот мне как обывателю процесс вообще интересен только в одном случае – в койке, а во всех остальных случаях важен именно результат: чтобы можно было с 7 до 21 часа спокойно добраться до любой точки города на общественном транспорте, неважно, с договорами или без договоров. Чтобы пенсионеры получали положенные им льготы. Чтобы нас возили не «джамшутки» с водителями, плохо понимающими по-русски, не знающими ПДД, курящими в салоне и относящимися к пассажирам как к платежеспособному скоту, а нормальные большие автобусы (не пишу категории М3, потому что это такая чиновничья хитрость: к транспортным средствам этой категории относятся как низкопольные большие автобусы, так и ПАЗики, и «Богданы»).
Суровые окрики, конечно, производят эффект на почтеннейшую публику. Но уж очень много этих окриков. На каждом заседании правительства пара-тройка ответственных лиц попадают под пламя гнева губернатора. Получается, что глава региона не в курсе, что творят его подчинённые в промежутках между тематическими заседаниями правительства. Павел Алексеевич, а может, довести дело до логического финала и устроить не только показательную выволочку, но и показательное наказание? Или после 7 августа уже некого ставить на руководящие посты?
Понемногу обо всем
Ну и напоследок, надо, пожалуй, просто пробежаться по самым заметным событиям и персонам, которые оказали или окажут в перспективе влияние на, прости господи, бизнес-климат в регионе.
История с «Инвестторгбанком», в отношении которого, несмотря на все ободряющие заявления правительства Ивановской области, в итоге была введена процедура санации, будет ещё долго аукаться всей банковской системе региона, не говоря уже о тех, кто был клиентом банка. Но, в отличие от ситуации с тем же «Лайф Банком», эти самые клиенты заняли более наступательную позицию и стали подавать многомиллионные иски в суд. Что, впрочем, не снижает остроты проблемы для юрлиц. Да, конечно, это не отзыв лицензии, а финансовое оздоровление, но зависшие платежи и прочие прелести отнюдь не добавляют стабильности в нашу и без того нескучную жизнь.
Как, впрочем, не добавляет стабильности и обострение ситуации вокруг проблемных предприятий. К «Ивановской ДСК», дольщики которой возмущаются по всей стране, а головная компания начала распродажу непрофильных активов, чтобы закрыть долги хотя бы перед банками (вот интересно, «Строммашина» и Вичугский машзавод тоже попадут в категорию непрофильных?) добавился «Автокран». «Утечка» информации о том, что одно из крупнейших предприятий машиностроения региона собирается приобрести ПАО «Северсталь» вроде бы должна была успокоить общественность и кредиторов. Ан нет – сотрудники предприятия, которые с марта-апреля не получают зарплату или получают по 1-3 тысячи рублей, не дотерпели до светлого будущего и вышли на протестные мероприятия. И теперь вообще возникает вопрос, будет ли «Северсталь», которая, как и деньги, любит тишину, вообще проводить эту сделку.
А те, кто так или иначе завязан на госзаказ, а значит, с интересом следят за всеми кадровыми назначениями в правительстве региона, были ошарашены в конце августа возвращением одной из самых ярких и неоднозначных фигур «меневского» периода – Максима Громова. Да, должность у Максима Евгеньевича была, на первый взгляд, не слишком пышная – всего-навсего замглавы администрации города Иванова, курирующий вопросы ЖКХ. Но ведь и деньги фонда содействия реформированию ЖКХ на капремонты тогда шли очень немалые, и переделы рынка жилищных услуг шли, и приватизация остатков муниципальных управляющих компаний, и много чего еще… Конечно, на роль полноценного «демона» Ивановской области, и даже города Иванова Громов не тянул, но тем не менее многие до сих пор относятся к нему с некоторой осторожностью – при этом ни на грамм не сомневаясь в его профессиональной компетентности.
И вот теперь Максим Громов стал начальником департамента строительства и архитектуры Ивановской области. Вполне логично, если учесть, что сейчас Фонд содействия реформированию ЖКХ дает нехилые миллионы уже не на капитальный ремонт многоквартирных домов, а на расселение аварийного жилья, и эти вопросы курирует как раз департамент строительства и архитектуры. А что – в конце концов, Громов человек свой, ивановский, не какой-нибудь там сергиевопосадский. А если что – так после 7 августа в области много таких должностей, на которые можно присесть, сдвинув нынешних «занимателей» на их насиженное замовское кресло. Ждем, что с возвращением Максима Евгеньевича жить станет если не лучше, то по крайней мере, веселее.