Последние
новости
Политика

Виктор Смирнов: «Коммуникации должны выстраиваться тоньше»

Цели-то не поменялись
27 мин
15 октября, 2015
Как ни будь политкорректен, всё равно невольно сравниваешь «было» и «стало», когда речь идёт о власти в те времена, когда произошла её смена. Для меня одним из атрибутов нынешней исполнительной ветви в области стало отсутствие комментариев и высказываний на политические темы: губернатор молчит, свита тем более. Что не снимает наших вопросов о текущем моменте. И я пошёл за ответами к спикеру областной думы Виктору Смирнову (всё-таки второй человек в регионе, руководитель законодательного органа). Да, его ответы часто метафоричны или излишне привязаны к букве закона – что делать, юриста в себе не забить, да он и не пытается – но всё равно, это лучше, чем гробовая тишина и полное отсутствие объяснений. 

- Прошло почти два года с того времени, как Павел Коньков стал высшим должностным лицом региона. На ваш взгляд, что поменялось в политическом укладе области, как изменилась политическая жизнь? 
- По большому счёту, я бы вообще не стал говорить о каких-то существенных изменениях в политической системе. Да, произошли изменения в системе организации местного самоуправления. Но то, что характеризует политическую систему, её каркас: региональные отделения политических партий, механизмы взаимодействия органов государственной власти (думы, правительства, губернатора) остались прежними. 

- Я спросил немного о другом. Что изменилось не в системе, а в укладе политической жизни? Поменялся ли, на ваш взгляд, стиль общения между институтами власти, между властью и электоратом? 
- Я бы сказал, что в некоторой степени изменился инструментарий коммуникаций. Если мы вспомним то, что мы имели в 2011-12 году, то губернатор Михаил Александрович Мень на заседании правительства говорил: «Я вас отпиарю». Или: «Оттвиттерю». А самым страшным было слово «блогер». Этого механизма дискуссий губернатора в блогах сейчас нет. Изменилась ли система взаимодействия с обществом – я имею в виду сами коммуникации? Да, в определённой мере она, конечно, изменилась, но и институты гражданского общества сейчас тоже меняются. А каких-то отличий, которые можно было бы охарактеризовать, как системные и принципиальные, я не вижу. Цели-то не поменялись. 

- А мне кажется, что основное различие – это то, что власть сегодня стала для общества, для тех, кто смотрит на неё, наблюдает за ней, более закрытой, и у меня создаётся такое впечатление, что она вообще никак не реагирует на внешние раздражители – не видно ответной реакции. 
- Я искренне с этим не соглашусь. Почему? Начнём с того, что деятельность власти – это прежде всего создание нормативно-правовых актов и принятие управленческих решений, принципиальнейшие вопросы управления землёй и оказания государственной поддержки предпринимательской деятельности. Что в этом изменилось? Инвестсовет работает, перевод земли из одной категории в другую осуществляется ровно так, как два года назад. 

- Вы опять уходите от вопроса. На мой взгляд, мы сегодня вообще не слышим властной трактовки происходящих событий. Прошли увольнения и назначения в правительстве – мы получили сухой пресс-релиз с перечнем фамилий и с хлёсткой фразой о том, что «коррупция захватила все этажи власти». Что-то случается в бизнесе (например, у Телмана Ферояна сейчас куча проблем) – ничего. Чтобы ни происходило в регионе – тишина. Власть никак не хочет реагировать или ей нечего сказать о происходящем – каково ваше мнение? 
- Почему нет комментариев от власти? Власть разделена по ветвям, как известно. Мне как представителю законодательной власти по этому поводу и сказать нечего. Это не моя компетенция – раз. Я не являюсь участником процесса – два. 

- Это излишняя скромность. 
- Нет, это объективно. Да, есть формальные основания присутствовать в процессе, но я в этих процессах не участвую. Естественно, как человек с определённым жизненным опытом, я имею какое-то своё представление о происходящих событиях. Но как второй человек в области, озвучивать это я могу только при условии, что первое – это моя компетенция, потому что я ответственный политик. И второе – если я до конца понимаю, в чём эти процессы, которые я комментирую, состоят. Я не буду комментировать следственные или процессуальные действия, связанные с кем-то из граждан по фамилии Фероян – правоохранительные органы передо мной об этих действиях не отчитываются. Они и не обязаны отчитываться. Если в рамках уголовного дела кому-то будет предъявлено обвинение, будет публичный судебный процесс, по его итогам я могу что-то сказать. А пока, как говорится в народе, «ни коня, ни воза». 
Я сам участвовал в формировании той политической системы, остов которой сегодня является работающим – мы называем её вертикалью. Я полагаю, что в современных условиях эта система для РФ эффективна, ведь людям главное, как их права реализуются, насколько они реально защищены в материальном и в социальном плане, а не какие-то там эфемерные свободы, которые нельзя пощупать. Что касается персоналий в правительстве, опять-таки, любые публичные комментарии – это прерогатива губернатора. Он осуществил действия, связанные с отставками, которые в моём представлении, безусловно, были обусловлены конкретными обстоятельствами. У него есть информация (я абсолютно это точно знаю), на основании которой принималось каждое кадровое решение. 

- Каждое кадровое решение принималось отдельно? 
- Относительно каждой позиции, которая была замещена и изменена, у губернатора были основания. Никто никак это не прокомментировал? Это не моя обязанность – комментировать. Если говорить о губернаторе, то, на мой взгляд, в интервью электронным средствам массовой информации он достаточно полно изложил мотивацию своих действий, а самое главное, показал своё видение процесса государственного управления регионом. Если мы вспомним то интервью, губернатор начал его именно с вопросов менеджмента. По его оценке ситуации в Ивановской области необходимо было совершить кадровые изменения. Почему мы достаточно спокойно (я имею в виду себя и своих коллег депутатов) это восприняли? По одной простой причине – никто не считает это кадровой революцией. Почему? Потому что никакой смены парадигмы управления на самом деле не произошло. Губернатор подчеркнул самое главное: вся ответственность на нём, он принимает на себя все риски. Ну и всё, все успокоились! 

- Но это ощущение запредельной какой-то тишины, оно всё равно есть... 
- Вы всё время пытаетесь вывести меня на разговор, что власть молчит. А что она не сказала? Что власть должна была сказать такого особенного? Какую сакральную тайну раскрыть? 

- В результате всё свелось к тому, что в регионе бурлят слухи о том, что кто-то ведёт против губернатора активную работу и добивается его отстранения от должности. Вы явно слышали эти слухи, и мне бы хотелось, чтобы вы их как-то прокомментировали. 
- Будучи спикером регионального парламента, я не комментирую слухи. А как человек, работающий во власти достаточно давно, и как человек, который хорошо себе представляет современный властный механизм, я точно знаю, что эти слухи порождаются исключительно в силу желания отдельных людей быть причастными к процессу, проявить себя некими глашатаями или предсказателями, обладающими какими-то тайными знаниями. Такие всегда есть. Но я чётко себе представляю, что не бывает и не может быть никаких кадровых изменений в субъекте РФ, если в регионе нормальная рабочая атмосфера и все заняты своим делом. 

- То есть одного ареста первого заместителя недостаточно для того, чтобы стала возможна отставка первого лица, я правильно понимаю? 
- Всё, что связано с уголовным преследованием бывшего первого заместителя председателя правительства Ивановской области Андрея Юрьевича Кабанова, сегодня в рамках закона осуществляется следственными органами, в компетенции которых это и находится. Сегодня нет никаких оснований говорить о том, что, совершая какие-то противоправные действия (если таковые совершались), Андрей Юрьевич действовал по благословлению губернатора или по его поручению. Ну, чего об этом говорить? У нас и осенью, и весной у определённой категории сограждан бывают понятные состояния… Мы же ответственные политики, мы не будем комментировать какие-то слухи или высасывать новости из пальца. Когда произошли события, связанные с задержанием Кабанова, я своим коллегам сказал: «Господа, в этих условиях мы должны максимально поддержать действующего губернатора. Каким образом? Продемонстрировать всем, что мы спокойно работаем. Что касается функционирования системы исполнительной власти… Мы понимаем, как она функционирует, кто за что отвечает. Что касается функции парламентского контроля – мы этот парламентский контроль осуществляем, прекрасно осознавая, в какой ситуации живём. И губернатор это, безусловно, понимает, и 30 сентября мы проведём (на момент выхода номера в свет – провелиред.) круглый стол по проблемам исполнения областного бюджета текущего года. А в первой декаде октября губернатор встретится с депутатами всех фракций Ивановской областной думы. Идёт рабочий конструктивный диалог, нормальный рабочий процесс. А всё остальное от лукавого. Я постоянно слышу какие-то слухи, про себя читал кучу всего, опубликованного на сайтах, – ну, что теперь не жить что ли?.. 
Если же говорить о взаимодействии властей и персоналий во власти, об этом лучше всего в открытой части большого семинара для высших должностных лиц субъектов РФ и руководителей законодательных представительных органов государственной власти субъектов России высказался Президент страны Владимир Владимирович Путин. Смысл его слов очень простой: «Господа, можно дискутировать, но у нас нет ресурсов для конфликтов». 

- Мы всё-таки живём в Ивановской области, где сегодня активничают правоохранительные органы и все говорят о некоем заговоре силовиков. Ваш комментарий? 
- Скажите, пожалуйста, чем таким занимаются силовики, чем они не должны заниматься в соответствии со своими полномочиями? Что они делают такого? Жуликов ловить – это их профессия. 

- У них в последнее время здорово это получается. И видимо, это кого-то раздражает. 
- Давайте дождёмся решений судов, вступивших в законную силу. Когда оперативники доработают, когда следователи доведут свою работу до логического завершения (а логическим завершением является передача дела в суд с утверждённым прокурором обвинительным заключением), когда пройдут судебные процессы – вот тогда пусть и звучат оценки. 

- По-другому спрошу. И многие предприниматели, и главы муниципалитетов, с которыми мне удалось пообщаться, говорят о том, что прокуратура просто зверствует и что такого количества придирок, такого количества всевозможных проверок, которые заканчиваются надуманными, на взгляд моих собеседников, выводами, не было давно. Это не настораживает? 
- Совсем недавно в докладе прокурора на коллегии прокуратуры Ивановской области прозвучало, сколько было предотвращено несанкционированных, необоснованных проверок, на которые прокуроры не давали согласия. Как известно, у нас действует закон, по которому просто так не придёшь и не скажешь: «Дай-ка, я у вас чего-нибудь проверю». Есть утверждённый план этих проверок, который тоже просто так не изменишь. Поэтому, когда люди говорят о том, что где-то какой-то прокурор зверствует, как вы выразились в вопросе, я отношусь к этому скептически. В том числе и потому что прекрасно знаю: иногда об этом говорят люди, в отношении которых есть заслуженные претензии, или которые в результате выполнения законных требований понесли какие-то убытки. Что касается органов местного самоуправления, то бывают ситуации, когда они оказываются в затруднительном положении в силу невозможности выполнения законных требований прокурора ввиду отсутствия возможностей для исполнения этих требований. Я вам один пример приведу. Сегодня мы, исходя из доходов областного бюджета, прекрасно понимаем, что того увеличения средств на материально-техническое обеспечение учебного процесса в школах, которое должно было случиться хотя бы с поправкой на величину инфляции, не произошло. У нас не было возможностей эти расходы проиндексировать. И, естественно, когда руководители образовательных учреждений после проверок прокуроров получают предписание выполнить требования «Закона об образовании» и в установленные законом сроки закупить учебники по новым стандартам, понятно, что они оказываются в ситуации без вины виноватых. Ведь они не закупают учебники не потому, что главы администраций на местах какие-то самодуры или ретрограды, а в силу того, что им зачастую приходится выбирать: сделать дорогу к школе или купить для неё же новые учебники. В этом плане, конечно, у нас возникают проблемы. Однако я должен сказать, что прокуроры каждый раз стараются вникнуть в ситуацию и оценивать её объективно. Хотя позиция прокурора всегда достаточно формальна, потому что основана на требованиях и нормах закона, которые должны быть выполнены. И есть лицо, которое обязано обеспечить выполнение этих норм. Но я не назову это конфликтом. 

- Это не конфликт. Люди воспринимают это как давление. 
- Как воспринимать – дело каждого, это субъективная оценка происходящих процессов. Другое дело, я соглашусь с тем, что коммуникации должны выстраиваться тоньше. Мы должны больше общаться и больше внимания уделять этим самым коммуникациям, процессу передачи информации. Но это касается в первую очередь тех органов государственной власти, которые осуществляют государственную политику по определённым направлениям. Очень небольшой процент людей политика интересует как искусство. Большинству интересны вещи прикладные, непосредственно связанные с их жизнью. 

- Пожалуйста, прикладной вопрос. Это не слухи, от чиновников слышал, что в области может сложиться такая ситуация с деньгами, что в октябре-ноябре преподавателям и прочим бюджетникам будет нечем платить зарплату. 
- Я ответственно заверяю, что никаких проблем с выплатой заработной платы кому-либо из работников бюджетной сферы не будет. Всё, что начислено в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, будет выплачиваться в срок. Более того, мы с департаментом финансов уже проговаривали самые негативные сценарии, но и при самых кризисных вариантах, всё, что касается зарплаты работникам бюджетной сферы и предоставления услуг, связанных с охраной жизни, здоровья и с обеспечением безопасности, будет профинансировано в полном объёме. 

- Сейчас прошли выборы, будут переназначены главы, в правительстве не все кресла заняты, и все всегда говорят о короткой скамейке запасных. Не кажется ли вам, что сейчас она совсем опустела? Не говорите только, что вопрос не по адресу… 
- Я помимо всего прочего вхожу ещё в Совет по кадровой политике (кстати, в этот орган все силовики входят), и скажу, что вопрос о скамейке запасных был актуальным всегда. И я убеждённо говорю, не просто для красного словца, что в Ивановской области, с учётом её научного потенциала, вузовского сообщества и реально большого количества работающих общественных объединений, есть из кого выбирать. Я по любой должности могу предлагать кандидатуры, и это будут люди в моём представлении реально подготовленные к ответственной государственной работе. Естественно, назначения в исполнительной власти – прерогатива исключительно губернатора, и эти назначения он будет делать, исходя из своего видения и представления о том, как надо решать задачи по развитию области. Но я не соглашусь утверждением, что на скамейке запасных никого нет и взять неоткуда. Как неоткуда? Давайте вспомним, откуда взялись в своё время помощники губернатора, которые достаточно быстро выросли до заместителей губернатора. Откуда взяли? С улицы взяли! И что плохого получилось? Получилось, наоборот, очень хорошо. Другое дело, я подчеркну это ещё раз, что, осуществляя назначения, губернатор будет исходить из своего видения ситуации и способов решения задач, стоящих перед соответствующим органом государственной власти. 

- Тогда такой вопрос. На ваш взгляд, как отразилось дело Кабанова на имидже местной власти в глазах федерального центра? 
- Это вопрос, наверное, к федеральному центру. Замечу, что любые ситуации, связанные с коррупционными проявлениями, конечно, не вызывают у федеральной власти восторгов. Но никто не отказывался от принципа презумпции невиновности, и это крайне важно – раз. И второе: никто не намерен по поводу единичных фактов давать системные оценки. Что же касается конкретной ситуации, то в моём представлении для формирования оценки на федеральном уровне важен не сам факт, а важна реакция, которая последовала после выявления этого факта. А реакция последовательно подтвердила три момента. Первое: высшее должностное лицо, облечённое доверием Президента РФ, принял все меры к тому, чтобы правоохранительным органам были созданы все условия для выяснения истины, и публично об этом заявил. И более того, акцентировал внимание всех руководителей органов исполнительной власти на том, что всегда и впредь будет поддерживать деятельность правоохранителей, потому что коррупция, как ржа, разъедает государственный механизм и рушит всё. И не будет никому никаких оправданий, никому никаких поблажек, кто бы какие должности ни занимал. Второй элемент реакции – губернатор посчитал необходимым осуществить кадровые перестановки в правительстве Ивановской области, акцентировав внимание на том, что эти перестановки осуществляются именно с целью упрочения правовых механизмов функционирования исполнительной власти. Третий важный момент, который Павел Алексеевич подчеркнул: никто из руководителей органов исполнительной власти не освобождается от ответственности. Губернатор чётко обозначил: «Да, я доверяю заместителям, но отвечаю за всё я. Поэтому если проблема есть – пожалуйста, выводите её на меня, чтобы я мог вовремя корректировать ситуацию». 

- Когда я спрашивал о реакции федеральной власти, я имел в виду информацию о том, что губернаторские выборы были проведены на коррупционные деньги. 
- Однозначно отвечу, что по этому поводу в моём представлении вообще никакой реакции не будет, потому что…. 

- …этого не хотят замечать?.. 
- Нет, не поэтому. Потому что то, что было обнародовано, по сути своей не является юридически значимым фактом. Поэтому никакой реакции не будет. А с чего она должна появиться? Вы как главный редактор получили некий документ… 

- Я получил несколько листов бумаги. С буквами… 
- …В нём был изложен определённый текст. Вы посчитали, что этот текст достоин читательского внимания и обнародовали его. Текст не содержал оскорблений, порнографии или ещё чего-то. Всё остальное дело оценок. Через какое-то время вы посчитали, этот текст не достоин читательского внимания… 

- Это не я так посчитал. 
- Текст вы сняли, убрали – значит, посчитали, что он больше не достоин читательского внимания. И что? Сегодня у нас в РФ, я не побоюсь сказать, десятки тысяч сайтов, которые пишут на общественно-политическую тематику. И если бы решения ответственных руководителей в администрации Президента основывались исключительно на том, что написано на каком-то сайте, то никакой системной работы не получилось бы: все только бесконечно читали бы эти сайты... 

- Тем не менее, у Андрея Юрьевича при обыске нашли книжечку с записями про выборы. И я слышал такое мнение: зная, что он на крючке, Кабанов специально эту книжечку положил в сейф, будучи уверен в том, что те, кто в ней помянут, не допустят, чтобы делу дали ход… 
- Я не был понятым на обыске, я не являюсь следователем, поэтому не видел книжечек, не читал протоколов обыска и, соответственно, не могу прокомментировать, соответствует ли действительности информация о наличии какой-то книжечки. Я юрист и могу комментировать только факты. Что касается разного рода оценок, которые звучат, каждый из нас думает о будущем, и, совершая действия в настоящем, полагает, что они сделают его счастливее, богаче, успешнее в будущем. Но я не допускаю мысли, что Андрей Юрьевич мог сознательно формировать какую-то подушку безопасности с использованием имени губернатора. 

- Ну, хорошо, я понял, что это болезненная и бездоказательная тема. Ещё одна бездоказательная тема: много говорят о том, что Михаил Мень, ушедший с поста губернатора, продолжает оказывать сильное влияние на жизнь региона. Вы чувствуете это влияние? 
- Наверное, ни у кого нет сомнений в том, что я глубоко уважаю Михаила Александровича. Я много лет с ним проработал и благодарен ему за эти годы совместной работы и доброго общения. Не стану скрывать, что до сих пор у нас сохраняется доброе товарищеское взаимодействие. А что касается его влияния на какие-либо процессы, то это из разряда опять-таки фантазий и додумок. Будучи хорошо знаком с властным механизмом, я просто не представляю себе, каким образом федеральный министр, может влиять на решения, принимаемые в отдельно взятом регионе и не имеющие отношения к министерском компетенции. 

- Речь идёт больше о влиянии на кадровые решения. 
- А зачем? 

- Вот об этом я вас и спрашиваю. Я задаю вопросы. 
- Конечно, Михаил Александрович не считает Ивановскую область чужой. Тут прошло восемь лет его жизни, весьма бурных и непростых, поэтому ему, естественно, не всё равно, что здесь творится. Но, зная Михаила Александровича и общаясь с ним, я могу утверждать: он не вмешивается в принятие каких-то конкретных решений, и более того, даже не представляет себе это возможным. 

- Ещё один вопрос. Вы активный член «Единой России». Мой взгляд на вещи: секретарь регионального отделения «Единой России» Анатолий Буров похож на английскую королеву, которая властвует, но не управляет партийными процессами. То же самое происходит в исполкоме, на котором до недавнего времени «сидела» госпожа Петрова, но все понимали, что она замещает место, а всем руководит Виталий Илюшкин. На ваш взгляд, что сегодня происходит с местной «Единой Россией»? 
- Это ваши оценки. 

- У меня создаётся такое впечатление. 
- Что значит, Татьяна Константиновна Петрова занимала место? Она, на мой взгляд, работала руководителем исполкома очень хорошо и со своей работой справлялась. Она один из тех людей, которые в работу всю душу вложили. Что касается участия Виталия Владимировича в партийных процессах – я не вижу в этом никакой исключительности. Почему? Виталий Владимирович Илюшкин – заместитель секретаря регионального политсовета, избранный на конференции, это раз. Виталий Владимирович Илюшкин являлся руководителем штаба по проведению муниципальных выборов – естественно, он участвовал во всех процессах, и, конечно, использовал для этого партийные кадры, в том числе регионального исполкома. Это два. Анатолий Константинович как партийный лидер занимался тем, чем партийный лидер и должен заниматься: определял основные направления работы региональной партийной организации в этой избирательной кампании. Например, было принято решение (и это была инициатива Анатолия Константиновича), что депутаты Ивановской областной думы будут работать в рамках муниципальной избирательной кампании в своих округах и продемонстрируют избирателям, чего удалось добиться. Мы постарались максимально полно осветить это в средствах массовой информации, показать, а чем, собственно говоря, занимаемся и что делаем. Анатолий Константинович прекрасно понимал, что крайне важно координировать работу местных политсоветов, поэтому всё, что было связано с выборной работой секретарей местных политических советов, было завязано на нём. Буров практически на себе вытащил не только Вичугский район и Вичугу – он немало поработал и в Приволжском районе. Параспартакиада, которая прошла, – это опять-таки его заслуга. Поэтому, я считаю такая постановку вопроса – что Анатолий Константинович присутствует в партийной жизни номинально – не основана на фактах. Оснований так утверждать нет. А что касается внутрипартийных дел – в какой ещё парламентской партии журналисты становятся свидетелями или участниками всех партийных собраний, заседаний руководящих органов? 

- Ваша партия с властью так переплелась, что люди уже не понимают, где заканчивается одно и начинается другое. Поэтому я «Единую Россию» с другими парламентскими партиями не стал бы сравнивать. 
- Я не знаю, в каком партийном органе рассматривалось бы заявление Алексея Маслёнкина о сложении полномочий первого секретаря Ивановского городского комитета КПРФ (просто я устав КПРФ со времён работы в избирательной комиссии не открывал). Но я искренне сомневаюсь, что газета «Слово правды» опубликует репортаж с заседания этого самого партийного органа. 

- Я просто уверен, что не опубликует. 
- И чего тогда говорить? Нет, я не спорю КПРФ – это партия, у которой есть своя программа, она пользуется электоральной поддержкой, их платформа в значительной мере идеологическая, а не экономически мотивирована. Но на сегодняшний день мы являемся свидетелями того, что избиратели Ивановской области, выбирая между теми политическими партиями, которые предложили им свои программы и свои списки кандидатов, сочли наиболее благоразумным поддержать «Единую Россию». Значит, следующие пять лет в Ивановской области мы имеем возможность говорить о том, что нам доверили власть, и мы эту власть будем осуществлять в интересах тех, кто нам её доверил. 

- Ну, доверена она, может, и «Единой России», но в результате выборов в областном центре сложилась полностью коммерческая дума, чем-то немножко похожая по духу на ту, которой вы управляете. Две трети думы коммерсантов с прямым интересом к городским бюджету и землице и всем остальным прелестям, за которые Морозов сейчас в СИЗО отсиживается. То, что коммерсанты с помощью партии власти так активно идут в политику – ивановская изюминка или федеральный тренд? 
- Алексей Владимирович, гипербола – это, конечно, хорошо, но когда она применяется постоянно, то превращает весь материал в сарказм. 

- Нормально ли такое присутствие заинтересованных коммерсантов в органе власти? 
- Я исхожу из следующего. Списки кандидатов открыты, избирательный процесс конкурентный. Избиратели имели возможность оценивать как программы, так и кандидатов, им для этого были предоставлены все возможности. Если сегодня, доверившись политической партии, которая позиционирует себя как партия поддержки президента, избиратели проголосовали за конкретных кандидатов, это означает, что все кандидаты, став депутатами, имеют не только юридическое, но и моральное право говорить от имени избирателей. Нормально это или ненормально? Я полагаю, что профессия депутата не предопределяет его эффективности в депутатской деятельности. Мы за всю новейшую политическую историю Ивановской области знали не шибко эффективных депутатов, представляющих бюджетную сферу. И, наоборот, крайне эффективных с точки зрения защиты интересов избирателей представителей предпринимательского сословия. А если обратиться к истории и посмотреть на выборы, которые проходили в Иванове до революции, что плохого в том, что в думе были представлены купцы и фабриканты? Ведь вопрос не в том, кем является депутат, каким образом он зарабатывает на жизнь себе и своей семье. Вопрос в том, насколько он заинтересован в том, чтобы сделать жизнь горожан лучше. Поэтому я, честно говоря, не вижу никакого негатива в том, что в числе депутатов Ивановской городской думы достаточно много предпринимателей. Но точно также могу сказать, что не считаю это и залогом успешной деятельности представительного органа. 

- Вы один из архитекторов ивановской избирательной системы и до сих пор активный ей участник. Вы чувствуете ответственность за провально низкие цифры явки на последних выборах, особенно в областном центре? 
- Я абсолютно искренне скажу, что не считаю эту явку провальной. За что всегда били власть, когда она боролась за явку? 

- За махинации. 
- Нет. Били за то, что принуждают – бюджетников принуждают, студентов принуждают… 
Да, явка могла бы быть выше, если бы все участники избирательного процесса активно работали над ней. Но и в 17,89% в областном центре я не вижу никакой катастрофы. Почему? Это те люди, которые добровольно пришли – раз. Второе: всё-таки почти 58 тысяч избирателей – это достаточно много, это пятая часть избирателей. Причём, если брать половозрастной состав избирателей, то мы прекрасно понимаем, что активно участвуют в выборах люди за 45, те, кто понимает значение власти в улучшении собственной жизни. А с точки зрения легитимности, восприятия этой власти как наделённой мандатом от избирателей – вообще никаких проблем нет. С учётом того, что все политические силы, участвовавшие в выборах (и малые, и большие) не предъявили никаких претензий по организации кампании, которые могли бы поставить под сомнение результат, объявленный избирательной комиссией, выборы считаются состоявшимися и действительными. Оценки могут звучать самые разные, но они не отменят реальной легитимности избранных депутатов.
14 декабря 2024
Все новости