Вопрос:
Имеет ли право ТСЖ использовать деньги со статьи «Текущий ремонт» на установку индивидуального теплового пункта (ИТП)?
Ответ:
Установка ИТП за счет этой статьи расходов возможна, но соответствующее решение должно быть принято на общем собрании собственников. Перед проведением модернизации (реконструкции дома) влекущей увеличение объема общедомового имущества и соответственно дополнительных расходов по его содержанию, должно быть получено согласие общего собрания собственников жилья оформленное соответствующим протоколом (статьи 44-46 ЖК РФ, также п.3 статьи 36 ЖК РФ).
Вопрос:
В 2014 г. орган государственного жилищного надзора выдал УК предписание установить общедомовой прибор учета (ОПУ) в отсутствие положительного решения общего собрания собственников помещений в МКД. Законно ли оно?
Ответ:
Согласно ч. 4 ст. 12 Закона об энергосбережении лицо, ответственное за содержание МКД, или (при непосредственном управлении домом) собственники помещений обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в МКД, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения их результатов. Практически во всех регионах в перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности включена установка ОПУ. Требование об обязательном оснащении МКД общедомовыми счетчиками действует с 27.11.2009. С учетом позиции Президиума ВАС РФ (см. Постановление от 29.09.2010 № 6464/10) работы по установке прибора учета являются текущими работами по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Для выполнения данной обязанности управляющий МКД должен был принять все необходимые меры по организации мероприятий, результатом которых является установка приборов учета, независимо от наличия либо отсутствия предложений со стороны РСО, а также инициативы собственников помещений. Арбитры признают законными предписания об установке ОПУ, выданные УО в начале 2013 г. (Постановления ФАС ВСО от 24.04.2014 по делу № А33-5574/2013, ФАС УО от 20.01.2014 № Ф09-13632/13), в марте 2014 г. (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 по делу № А65-6924/2014).
Вопрос:
Вправе ли органы муниципального жилищного контроля инициировать проверки соблюдения норм жилищного законодательства в отношении МКД, в которых нет помещений муниципального жилищного фонда?
Ответ:
В соответствии с ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов РФ в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. В Письме от 06.09.2012 № 23554-ВК/14 Минрегиона России разъясняется, что положения ст. 20 ЖК РФ об осуществлении муниципального жилищного контроля в отношении предмета проверки и полномочий должностных лиц муниципального жилищного контроля касаются только проверок соблюдения обязательных требований в отношении муниципального жилищного фонда. Таким образом, если в МКД есть хотя бы одно помещение муниципального жилищного фонда, орган муниципального жилищного контроля вправе проводить проверку в этом доме (Постановление ФАС ВСО от 03.06.2014 по делу № А10-3454/2013).
Добавим, что этот вывод не распространяется на полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ, которые должны осуществляться независимо от наличия в МКД жилых помещений муниципального жилищного фонда (Постановление ФАС ЗСО от 20.01.2014 по делу № А03-11844/2013). В соответствии с ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, общественных объединений, иных некоммерческих организаций о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности управляющей организации. В случае, если по результатам указанной проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления не позднее чем через пятнадцать дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
1000inf.ru
(При поддержке совместного проекта Правительства Российской Федерации и МБРР "Реформа ЖКХ в России")