Суровое обаяние индустриальной культуры имеет ограниченный круг адептов. Я, несомненно, из их числа. Стержни возвышающихся над городом труб ТЭЦ, заводов и фабрик, порой скрывающиеся за стенами высоток, скрепляют с небом пространство моего родного города и значительной части остального мира. С неизбежностью мы включены, а порой и заключены в сферу индустриального, и пока мы не удалились в пустыню, тундру, тайгу или джунгли, где ещё не ступала нога Homo Industrialis, она почти всегда где-то рядом, в пределах досягаемости – её объекты и продукты можно увидеть и услышать, к ним можно прикоснуться и ими можно воспользоваться.
И если б вы меня спросили,
Откуда родом я и чей,
Отвечу гордо: из России,
Я сын
Ивановских
Ткачей!
Г. Серебряков
Идея обсуждения учёными разных специальностей проблем индустриального города возникла весной 2009 года. Профессор университета города Тампере Арья Розенхольм, принимавшая участие в научной конференции в Иванове, предположила, что текстильное прошлое финского и русского Манчестеров – тема, достойная внимания исследователей в области урбанистики, истории, краеведения, географии, культурологии, социологии, психологии и литературоведения.
В мае 2011 года совместными усилиями кафедры философии Ивановского государственного университета и гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета удалось провести международный научный семинар «Проект «Манчестер»: прошлое, настоящее и будущее индустриального города». Былая текстильная специализация Манчестеров разных стран (польский Лодзь, финский Тампере, немецкий Хемниц, французские Лилль и Руан, бельгийский Гент и российский Иваново-Вознесенск) могла бы стать самодостаточной для размышлений о судьбе моноиндустриальных городов. Однако во время подготовки семинара, отталкиваясь от близкого организаторам образа Манчестера, была заявлена широкая тематика, включающая проблемы трансформации индустриального ландшафта, семиотики урбанистических брендов, исторического анализа отечественной модели индустриализации как коммунистического проекта и исследования индустриальных пространств как объекта искусства.
В мае 2013 года на базе Музея промышленности и искусства имени Д.Г. Бурылина прошла вторая конференция, совпавшая по времени проведения с «Ночью музеев». Мне как организатору хотелось расширить круг участников, выйти за пределы, ограниченные сугубо академическим сообществом. Партнёрство университета и музея стало первым шагом на этом пути.
В октябре этого года в Иванове пройдёт третья конференция, посвящённая музеефикации индустриального наследия. Благодаря гранту, полученному от фонда Владимира Потанина, в Иваново смогут приехать учёные и практики из Екатеринбурга, Москвы, Перми, которые проведут мастер-классы для студентов и музейных работников. Кроме того, в этом году в дни проведения конференции запланированы разнообразные художественные акции и выставки, затрагивающие индустриальную тематику.
Под сенью фабричных труб
Для того чтобы почувствовать то, что украинский географ Юлиан Тютюнник называет «индустриальным духом места», жителям Ивановской области нет необходимости отправляться в дальний путь в некие «места силы», где сконцентрирована своего рода квинтэссенция индустриальности. Промышленные объекты есть в каждом городе. Часть из них функционирует, другая же находится в запустении. Существование последних, безусловно, провоцирует на размышления о том, что можно сделать с оказавшимися невостребованными объектами фабрично-заводской цивилизации. У очень немногих памятников промышленной культуры, как считает моя коллега из Екатеринбурга Елена Трубина, «есть шанс стать привлекательными компонентами культурного наследия, очищенными от следов запустения и новейших вмешательств, спасёнными реставрацией от дальнейшего разложения». По словам харьковского писателя Сергея Жадана, «большие промышленные объекты умирают словно динозавры, оставляя за собой красоту руин и терпкий запах безработицы. Индастриал проходит семь кругов производственного ада и превращается в мёртвый индастриал, когда старые цеха, словно католические соборы в туристических центрах, перестают выполнять свою непосредственную функцию, отходя в область истории и шоу-бизнеса». Промышленный потенциал Иванова после распада СССР сократился многократно. Но это совершенно не мешает рефлексировать по этому поводу. Обозначенная Жаданом «область истории и шоу-бизнеса» тоже может приносить дивиденды.
Станки на пляже
Воспринимать индустриальное отдельно от его функционального назначения непросто. Фраза «Пойду-ка я на фабрику – отдохну» звучит странно. Однако примеры того, как завод или фабрику превращают в рекреационную зону, множатся. В Иванове пространство фабрики имени Балашова ещё с советского времени стало притягательным для реализации арт-проектов – именно там долгое время находился театр Регины Гринберг. В нулевые молодёжь стремилась попасть в клуб «Бомба» (ныне «Арена»), а в последние годы модным местом стал арт-клуб «ЧЕрдАК», где перед огромным портретом Че Гевары на стене соседнего с ЧЕрдаком фабричного корпуса проводятся фестивали, концерты, кинопоказы, выставки… Самым новым лофт-проектом стала Новая ивановская мануфактура – НИМ, о первых шагах по ревалоризации которой я уже писал год назад.
В фильме Петра Зеленки «Карамазовы» чешская театральная труппа направляется на полуразрушенный польский сталелитейный завод для репетиции «Братьев Карамазовых» в инсценировке знаменитого чешского драматурга и режиссера Эвальда Шорма. Фильм снят на заводе в Новой Гуте, том самом, где происходило действие ставшего классикой фильма Анджея Вайды «Человек из мрамора». Приход искусства в промышленные цеха повышает интерес и к самим арт-акциям и к осознанию места промышленности в жизни локального сообщества. Именно этим руководствовались в Уральском филиале Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) при организации фестивалей «Арт-завод» в Екатеринбурге – прообразе Уральской индустриальной биеннале, которая этой осенью будет проводиться в третий раз.
Даёшь тяжёлую арт-индустрию!
Осенью 2010 года Екатеринбургский филиал ГЦСИ под патронажем российского Министерства культуры, ГЦСИ, администрации губернатора Свердловской области, правительства Свердловской области и администрации города Екатеринбурга организовал Первую Уральскую индустриальную биеннале современного искусства. В пресс-релизе говорилось о том, что биеннале – «это не только уникальное по своему концепту и масштабу, а потому беспрецедентное для России событие, но и важный ресурс развития территории. Практика биеннале – это способ нанесения локуса на культурную карту страны и мира, возможность заявить об эксклюзивных ресурсах и возможностях конкретной местности на мировом уровне. Биеннале как крупное событие в мире искусства и культуры становится точкой притяжения для большого количества зрителей, поводом посетить конкретный город. Как формат биеннале создает вокруг себя определенную инфраструктуру, способную стать основой для развития арт-туризма».
Программа биеннале включает основной выставочный проект и многочисленные специальные проекты. В 2010 году экспозиция «Ударники мобильных образов» (кураторы Екатерина Деготь, Давид Рифф и Космин Костинас) была размещена в здании типографии «Уральский рабочий». А специальные проекты – арт-мероприятия на территории действующих уральских заводов – шесть лет назад принимали Уралтяжмаш, Свердловский камвольный комбинат, Верх-Исетский металлургический завод, ВИЗ-Сталь, Центр культуры Орджоникидзевского района Екатеринбурга. События биеннале проходят на предприятиях и в домах культуры во многих городах Свердловской области. Кроме того, в рамках подготовки к биеннале устраиваются арт-резиденции (временные студийные пространства для приглашенных художников) и организуется интеллектуальная платформа.
Во время своего последнего посещения Екатеринбурга я смог познакомиться с бессменным комиссаром биеннале, директором филиала ГЦСИ Алисой Прудниковой. Около двух часов она рассказывала мне и коллеге из Берлина о самых удачных проектах второй биеннале, прошедшей в 2012 году. Это проект «Одежда для вечности» Елены Железов, инсталляция «Процесс прохождения» Ивана Плюща в ДК имени Орджоникидзе и эксперимент с Белой башней «Обновление революции» Матьё Мартена на Уралмаше, проекты Леонида Тишкова «Заброшенные утопии: коньковый завод» в Верхотурье и Андреа Стиуделя «Сканируя небо» в Невьянске, экспериментальный балет Н2О в цехе «Уралтрансмаша» и перформанс «Базовые правила» в Нижнем Тагиле.
Арт-резиденции и мероприятия параллельной программы прошли тогда в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Невьянске, Первоуральске, Верхней Салде, Верхотурье и Дегтярске. Краткую аннотацию всех мероприятий можно найти в увесистом каталоге и в Интернете, где есть страницы уже трёх биеннале.
Пожелание «дружить индустриями» – нашей лёгкой и уральской тяжёлой – пока не реализовано, но нам есть к чему стремиться и чему поучиться у устроителей этого масштабного действа.
Невыносимо! (Лёгкая индустрия)
Наша равнинно-фабричная цивилизация мало известна на горнозаводском Урале. Бывший текстильный цех страны привлекателен нынче исключительно как центр оптово-розничной торговли для жителей окрестных областей, а не как центр индустриального туризма или место проведения индустриальных фестивалей. А ведь ещё в 1987 году был открыт музей ивановского ситца. В нём представлена история текстильного промысла на нашей земле, можно увидеть станки и, пожалуй, самое главное – образцы тканей.
Специфика текстильной продукции – в её самодостаточной эстетической ценности. Рисунки на тканях могут порой вызывать полный восторг и изумление. В 2011 году в Москве прошла выставка «100% Иваново. Агитационные ткани и эскизы текстильных рисунков 1920–1930-х годов из собраний музеев Москвы и Иванова» (куратор Галина Алевтиновна Карева), отмеченная восторженными рецензиями. В рамках гранта «Первая публикация» был издан шикарный альбом с репродукциями и исследовательскими текстами, который можно скачать из Интернета.
Агитационные ткани с серпом и молотом, шестеренками, тракторами и самолетами выпускались недолго – с 1924 по 1934 год, но наследие воистину обширно. Это десятилетие вместило и получение в 1925 году на выставке в Париже художником Сергеем Петровичем Бурылиным Гран-при за ткань «Серп и молот», и вердикт о том, что «никому не дано право превращать честного труженика в передвижную картинную галерею», оглашённый 6 октября 1933 года газетой «Правда». Производство агитационных ситцев шло в небольшом количестве. Сейчас эти шедевры текстильного дизайна вполне могли быть востребованы, например, туристами из Китая, отправляющимися в Россию по «Красному маршруту», в который наш город пока не входит.
В 1998 году куратор проектов Ивановского художественного музея Светлана Воловенская предложила современное прочтение уникальных страниц истории Иваново-Вознесенска в проекте «Русский Манчестер: текстиль в контекстах». В течение нескольких последующих лет в музее с большим успехом прошли выставки «Героини», «Девушка моей мечты», «Коммуна» (их кураторами были Светлана и Михаил Дмитриевы).
Часть последнего проекта проходила в цехах Большой ивановской мануфактуры. Специфический запах отделочного производства теперь уже выветрился из этих стен. Но придуманный в ИОХМ экскурсионный маршрут «Город-фабрика. Индустриальная утопия» можно бы скорректировать и маркировать линией на тротуарах и установкой стендов около значимых объектов.
Пока же что имеем – не храним. Даже найти старый английский ткацкий станок для выставки вряд ли представляется возможным – всё сдали в металлолом на заре нового российского капитализма в девяностые. Видение перспектив использования индустриального наследия на уровне стратегического развития региона (и регионального туризма) на данный момент отсутствует.