А судьи кто?
В нескольких словах расскажу, как проходит защита. По крайней мере, в авторитетных уважаемых советах – такие, нет повода сомневаться, работают на базе ИвГУ. Сначала научный труд неоднократно обсуждается на кафедре, потом проходит внутреннее рецензирование в университете, за соискателя ручается научный руководитель. Далее диссертацию читают в сторонней организации, детальную оценку дают два оппонента, на автореферат приходят отзывы специалистов. Непосредственно процедура защиты длится несколько часов. В завершение – экспертиза и решение высшей аттестационной комиссии. Таким образом, диссертация проходит перед глазами десятков учёных. Но, видимо, простой выпускник истфака, игумен Виталий Уткин, считает себя умнее их всех.
Диссертация Павла Травкина написана по результатам двадцатилетних археологических раскопок в Плёсе. Учёный не просто анализирует сказанное кем-то прежде (бывают и такие умозрительные диссертации) – он вводит в научный оборот новые данные, предлагает свою концепцию. Травкин раскопал домонгольский Плёс – сдвинув на несколько веков принятую дату основания города (это никак не 1410 год). На Соборной горе археолог обнаружил следы прежней крепости, городского погоста и капища – множество «говорящих» находок, хранящихся сейчас в Плёсском музее-заповеднике.
Здесь надо отметить, что археология достаточно точная наука – по крайней мере в ряду гуманитарных. Конечно, и здесь есть место авторской интерпретации (и, возможно, Травкин злоупотребляет, увлёкшись своей концепцией), но факты – археологические находки – упрямая вещь. Так вот, в домонгольских слоях плёсской земли почти не встречаются атрибуты христианства, а языческих символов и оберегов – полно. Из этого учёный делает вывод, что христианская культура пришла на нашу землю не в 988 году, а намного позже. Шаманы и волхвы совершали свои камлания на высоких волжских берегах и в XIV–XV веках – на то был спрос у местных жителей. Всё это подтверждается результатами раскопок. Читайте сами, какие могут быть сомнения?
«Святилище было обнаружено в 1996 году и исследовалось в 1996–1997 годах. Оно было выявлено в центре северной (мысовой) части Соборной горы, которая являлась местом основания и точкой роста цитадели. Основу сакрального комплекса составила яма правильной, почти квадратной формы, длиной 2,3 (с севера на юг) и шириной 2,1 м, чётко сориентированная по странам света. Стенки её были отвесными и носили следы воздействия сильного огня. Заполнение ямы также свидетельствовало о том, что в ней разводили большие костры и делали это неоднократно. Наиболее отчётливо выявились следы двух жертвоприношений: первого и последнего. Остатки иных ритуалов также присутствовали, но уже в сильно переотложенном и разрозненном состоянии, объяснимом необходимостью расчищать яму перед новыми священными действиями. <…> Судя по остаткам, жертвенным животным оказался крупный лось-самец с мощными рогами. <…>
Положив богу ритуальную еду и питьё, участники праздника позаботились о ритуальном же «запирании» жертвенного места. Непосредственно на сгоревшие кости была помещена связка из 13 ключей, в юго-западный угол ямы – тесло и точильный брусок, а в непосредственной близости от костей и ключей оказались две глыбы железного шлака весом 3 и 10 кг. Кроме того, в юго-восточном и юго-западном углах ямы на кострище найдены плохо сохранившиеся фрагменты навесного замка или нескольких замков. В кострище же оказались обломки домонгольской керамики «курганного» типа: возможно, битье посуды и сбрасывание её обломков в яму были таким же непременным атрибутом обряда, как и при похоронах». (Из диссертации П. Н. Травкина.)
В головах нынешних ивановских священнослужителей, видимо, не укладывается: как же это могло быть, что в наш дорогой Плёс христианство пришло с опозданием, а местные жители ещё 600 лет назад поклонялись Велесу? РПЦ не может смириться с далёкой историей и не делает выводов из истории относительно недавней. И если Павел Травкин в диссертации опирается на научные методы, то игумен Уткин в своих брошюрах – всё больше на жития святых (хотя на некоторые его замечания интересно было бы узнать ответ учёного).
Чтоб не пропасть поодиночке
Конечно, ничего нового: церковь считает лживыми и идеи Дарвина. В этой истории меня больше заботит общественный резонанс, вернее его полное отсутствие. Ивановская митрополия выпустила две брошюры (в общей сложности 368 страниц), по сути, направленные против всей ивановской исторической школы (ведь одобрив диссертацию Травкина, диссовет взял за неё и определенную ответственность). Но в ответ игумену – тишина. Презрительная или соглашающаяся?..
Почему не реагирует сам Травкин – понять можно, к тому же он, кажется, опасается за свой частный музей в Плёсе: как бы не пришел туда какой-нибудь православный активист Энтео. Но почему молчат коллеги археолога, научная общественность? Я спрашивал некоторых. Позиция примерно такая: собака лает – караван идет; игумен Уткин только и ждёт споров, а он личность нерукопожатная, чуть ли не профессиональный провокатор – лучше не замечать. Эта интеллигентская позиция, конечно, имеет право на существование. Но, наверное, должна быть и другая. Иначе скоро мы придем к кострам инквизиции – подозреваю, они уже горят в сердцах некоторых высокопоставленных служителей культа; а в школьных учебниках естествознания останется только легенда про Адама и Еву.
***
Иваново – вроде бы вузовский город. Удивительно, но научное сообщество, наша профессура никак о себе не заявляет во внешнем пространстве. Университеты не первый год бурлят праведным гневом по поводу массовых сокращений – но никто публично не озвучил протест. Показательна история с уголовными обвинениями в адрес руководства химтеха и института РАН – на защиту учёных тогда встала, кажется, только жена ректора Шарнина (правда, её открытое письмо стоило больше любого многотысячного митинга поддержки – оно было не в оправдание, а в назидание нашей молчаливой научной общественности). Теперь вот церковь осмелилась сомневаться в решениях диссертационных советов и выпускает брошюры против кандидатов наук. И снова – никакого отпора.
Не забыла ли вузовская интеллигенция некогда популярный припев Булата Окуджавы: «Возьмёмся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке»?..
P. S.: От интервью журналу П. Н. Травкин отказался из-за давнего несогласия с редакционной политикой по некоторым «плёсским вопросам».