Назначение на должность заместителя председателя правительства Ивановской области, курирующего комплекс развития инфраструктуры, Владимира Шарыпова вызвало немало эмоций. Не слишком известный широкой публике сначала начальник РСТ, потом – директор департамента энергетики и тарифов для многих до последнего времени оставался «темной лошадкой»: вроде человек губернатора, но не входящий в «ближний круг», олицетворением которого был Андрей Кабанов. Так who is mister Шарыпов и каким образом он видит дальнейшую работу весьма сложного комплекса? Об этом читайте в полной версии его интервью журналу «1000 экземпляров» (№9 (113)).
- Владимир Николаевич, ваше назначение на должность заместителя председателя правительства и руководителя комплекса развития инфраструктуры для многих было очень неожиданным. Про вас говорят, что вы – человек Конькова, один из немногих, кто остался после недавних отставок в региональном правительстве. Это действительно так? Вы входите в команду губернатора?
- Думаю, что такого понятия, как «чья-то команда», в правительстве не существует. Все работают в одной команде под руководством губернатора. Почему Павел Алексеевич решил предложить именно мне должность заместителя председателя правительства, мне неизвестно. На этот вопрос компетентно ответит только губернатор. Я, конечно, согласился, потому что для меня это новый опыт, новый уровень, появилась возможность что-то изменить в работе органов власти. Потому что проблемы есть, многие их видят. Что касается вопроса, можно ли меня назвать человеком Конькова… Я работал с Павлом Алексеевичем с 2009 года, он курировал деятельность центра энергосбережения, директором которого я был. Могу сказать, что редко встретишь таких действительно мудрых и толковых руководителей, как Павел Алексеевич. Отношусь к нему с большим уважением и считаю своей задачей его не подвести и оправдать его доверие.
- Вы воспринимаете вашу должность как чисто хозяйственную или здесь всё-таки есть какие-то элементы политики?
- От политики я всегда старался держаться подальше, и думаю, что должность моя скорее хозяйственная, связанная с инфраструктурой, с отраслями, которые я курирую. Если какие-то вопросы и возникают, то в области политический руководитель – губернатор.
- Но при любом губернаторе в правительстве есть какие-то группировки, между ними идут те или иные игры. Борьба за влияние на первое лицо. Вы собираетесь включаться в процессы, которые идут внутри правительства? И не боитесь ли, что более опытные политические акулы вас съедят?
- Мне ничего об этих играх неизвестно - к счастью или к сожалению, но неизвестно. Я никогда в них не участвовал и участвовать не собираюсь.
- Вы специалист в сфере энергетики. Но в комплекс развития инфраструктуры входит целый ряд отраслей, к которым, если исходить из вашей биографии, вы никогда никакого отношения не имели. Это и транспорт, и дороги, и жилищно-коммунальное хозяйство. Не боитесь повторить судьбу Александра Лодышкина, который стал руководить двумя отраслями, о которых ничего не знал, и в результате был снят с должности за то, что не справился?
- Не справиться с поставленными задачами я, конечно, боюсь. Любой нормальный человек подобные чувства испытывает. О тех отраслях, которые я сейчас курирую, знаю больше, чем кажется на первый взгляд. Работая в департаменте энергетики и тарифов (ранее – в РСТ), занимался вопросами, тесно связанными и с общественным транспортом, и с жилищно-коммунальным хозяйством. Учитывая то, что я работал в ряде коммерческих структур, которые имели отношение к ЖКХ, могу сказать, что деятельность профильного департамента мне знакома. В определенной степени имею представление о работе Госжилинспекции. А вот что касается строительства, транспорта и дорожного хозяйства – да, трудно, сейчас разбираюсь в сложностях и тонкостях. Думаю, на это уйдёт какое-то время. Но надеюсь на поддержку тех людей, которые работают в подведомственных департаментах.
Безусловно, для того, чтобы вырабатывать взвешенные управленческие решения, стараюсь сейчас услышать и понять максимальное количество точек зрения.
- При этом остается определенный риск, что кто-то попытается воспользоваться тем, что вы еще не до конца разобрались в том или ином вопросе или не успеваете обратить внимание на какие-то нюансы, и «порешать» какие-то вопросы в нужном ключе, например, соблюсти интересы определенных коммерческих структур.
- Риск такой есть, и я это осознаю. Поэтому стремлюсь к объективности. Чтобы предотвратить подобные ситуации, стараюсь наладить обратную связь с гражданами, с общественными организациями, завел аккаунт в Твиттере. Работаем с обращениями, которые поступают в правительство. Например, мы начали взаимодействовать с «Народным фронтом», у которого есть ряд обоснованных замечаний к работе органов власти. Надеюсь, что это даст мне более объективную картину, чем если я буду просто исходить из данных, предоставленных департаментами.
- Кстати, о данных и отчетах. Что для вас в работе чиновника важнее – решение реальных проблем, какие-то реальные дела или составление отчётов для вышестоящего начальства?
- Думаю, отчётность ради отчётности не нужна никому. В работе я стремлюсь к результату, и этот результат именно в комплексе развития инфраструктуры достаточно понятный: квадратные метры, тепло и свет в домах, обоснованные тарифы, километры дорог, надёжный транспорт по доступным ценам и т.д. Не знаю, каким надо быть виртуозом в отчётности, чтобы результаты, которых нет, прикрыть красивыми цифрами. В определенном смысле отчетность, конечно, важна. Например, если говорить об отчетах в федеральные органы власти, об освоении федеральных средств, средств по федеральным целевым программам. Но если не будет реальных результатов, вряд ли нам удастся сделать какую-то красивую, позитивную отчетность.
- Вы упомянули о проблемах, которые сейчас существуют в органах исполнительной власти. С какими проблемами вам уже сейчас пришлось столкнуться?
- По работе органов власти, которые входят в комплекс развития инфраструктуры, у меня существенных замечаний нет. Сейчас я ориентирую департаменты на бОльшую информационную открытость, чтобы жители области понимали мотивы тех или иных решений, которые мы принимаем. Безусловно, есть и кадровые проблемы: не всегда в департаментах хватает специалистов. Но через некоторое время мы ситуацию изменим. То есть нерешаемых проблем сейчас не вижу.
- Очень многие вопросы, которые решают подведомственные вам департаменты, так или иначе завязаны на взаимодействии с муниципальными образованиями. Насколько хорошо сейчас выстраивается взаимодействие с органами местного самоуправления?
- Мы проводим отдельные совещания с профильными заместителями глав администраций, например, по вопросам капитального ремонта, по вопросам реализации программы газификации. Стараемся услышать точку зрения муниципалитетов и дать им какие-то рекомендации. Уверен, что они тоже настроены на взаимодействие с нами. Органы местного самоуправления должны понимать ту линию, которую мы выбрали, понимать, куда и для чего мы идём, как мы этой цели должны достигнуть. А это, прежде всего, большая разъяснительная работа. К примеру, в той же программе капитального ремонта и принципах работы с региональным оператором. В чем-то мы их сейчас поправляем – например, в некоторых муниципалитетах можно сказать забросили муниципальный жилищный контроль, решив, что всё должна делать Государственная жилищная инспекция.
- Поскольку вы до сих пор были не в первых рядах медиаперсон, то относительно вас уже появились определенные слухи. Например, о том, что вы пришли не сами по себе, а привели с собой свою команду, и ваши люди теперь появляются на различных постах, например, в городе Иваново. «Вашими» называют Антона Грачева – советника главы администрации г. Иваново, Дмитрия Филиппова, директора ОАО «Ивгортеплоэнерго» и ОАО «ИГТСК», Геннадия Паншина, директора СМП по уборке города, Алексея Балушаева, директора ОАО «Ивгорэлектросеть»… Это действительно ваши люди?
- Вы так это сказали, что мне самому страшно стало – команда, мои люди… Да, я знаком со всеми, кого Вы назвали, и еще со многими другими людьми. С Грачевым мы работали в фонде энергосбережения, с Филипповым вместе учились, а затем работали в различных организациях. С Балушаевым и Паншиным знаком не так давно, но по роду деятельности мы с ними сталкивались.
Думаю, что, скорее здесь надо говорить не о какой-то команде, а о процессе смены поколения управленцев. Всех людей, которых Вы упомянули, и многих других, о которых Вы не сказали, объединяет одно: образование, возраст и схожесть взглядов на процесс управления, если хотите. Этак полгорода можно записать в мою команду.
- Как вы сейчас оцениваете свои шансы на долгосрочное пребывание в должности руководителя комплекса развития инфраструктуры? Сами для себя?
- Меня, если честно, этот вопрос вообще не заботит. Сейчас я должен сделать максимум из того, что я вижу, из тех задач, которые определил для меня губернатор. А как будет дальше – время покажет. У меня нет задачи усидеть как можно дольше в этом кабинете. Откровенно говоря, я вообще не знаю, зачем нормальному человеку приходить в структуру органов исполнительной власти, не иметь мотива работать и что-то менять.
- Кого-то, наверное, радует возможность получать откаты…
- Времена поменялись. Для себя всегда считал, что лучше работать честно, чем потом ходить и всю жизнь бояться, что через два, через три года к тебе возникнут вопросы.
- А когда времена поменялись? 7 августа?
- Нет, думаю, что поменялись давно. Область у нас небольшая, а в эпоху информационной открытости надеяться, что никто ничего никогда не узнает, уже просто глупо. Так или иначе всё выплывает наружу.
- О конкретных отраслях. В последнее время у дорожно-строительных компаний, принадлежащих семье Фероянов, возникают серьезные проблемы. У вас нет ощущения, что у них просто отжимают бизнес? И если эти компании уйдут с рынка Ивановской области, смогут ли остальные закрыть потребности региона?
- По тем данным, которые у меня есть, если группа компаний, о которой Вы говорите, полностью уйдет с рынка, то закрыть такой объем работ будет некому. Можно, конечно, надеяться, что кто-то придет из других регионов… Но тут весь вопрос в том, что контролируется не только объём осваиваемых денежных средств, но и инфраструктурная база, связанная с дорожным строительством, те же асфальтобетонные заводы, поставки нерудных материалов.
Понятно, почему к этой группе юридических лиц постоянно возникают вопросы – они осваивают основную часть дорожного фонда, который составляет более 2,5 миллиардов рублей. И внимание к ним всегда будет более пристальное, чем к тем компаниям, которые осваивают 200-300 миллионов.
Задача департамента дорожного хозяйства в том, чтобы контролировать качество работ независимо от объёма, который выполняет тот или иной подрядчик. Подходить ко всем с одинаковыми критериями. Например, многие почему-то решили, что в департаменте была создана комиссия для проверки работ, которые выполняют только компании, связанные с Ферояном. На самом деле эта комиссия штатная, работает в департаменте постоянно и проверят абсолютно всех подрядчиков. График проверок есть в открытом доступе. То есть с нашей стороны нет какого-то пристального внимания или особого отношения к одному из подрядчиков.
Возвращаясь к вопросу, если эти компании все-таки прекратят работу в области, тогда будем искать тех, кто сможет справиться среди ивановских компаний или организаций из других регионов. Хотя не думаю, что сегодня этот вопрос стоит ребром.
- Также была информация, что перед компаниями Ферояна есть задолженность бюджета в размере чуть ли не полмиллиарда рублей.
- По задолженности мне сейчас ничего неизвестно. Допускаю, что, возможно, какая-то задолженность есть, и, скорее всего, она связана с некачественным выполнением работ подрядчиком. То есть работы могут быть просто не приняты и, соответственно, не оплачены.
- Еще говорят, что на начало августа в области была расторгована лишь незначительная часть работ по капитальному ремонту дорог. Это правда?
- Действительно, в конце весны был внесён ряд изменений в программу капитального ремонта дорог. Почему так получилось, мы сейчас разбираемся. Из-за этого произошла задержка в подготовке проектно-сметной документации, а без ПСД, которая прошла экспертизу, мы не могли объявить конкурсы.
Сейчас конкурсы идут. Часть работ по факту придется выполнять в сентябре-октябре, если нам позволит погода. Если нет, то перенесем на 2016 год. Конечно, в таком случае приятного мало, но сейчас многие работы идут опережающими темпами, поэтому надежда на то, что мы успеем выполнить все, что было запланировано на этот год, есть. Сложная ситуация у нас только по мосту через Нерль в Гаврилово-Посадском районе. Подрядчик уже приступил к выполнению ряда работ, но в полном объёме мост закончить в этом строительном сезоне не удастся. Постараемся, чтобы к зиме рабочее движение по мосту было организовано, чтобы жителям не пришлось пользоваться объездом в 150 км. Эта задержка также связана именно с тем, что мы поздно вышли на проведение конкурса.
- А что будет с общественным транспортом? Будет ли решаться, например, проблема дублирования городских и межмуниципальных маршрутов?
- В сфере общественного транспорта есть ряд комплексных проблем, решение которых зависит не только от решений на уровне региона, но и от федерального законодательства. Безусловно, мы будем работать над устранением этих проблем. Что касается разделения на зоны ответственности между муниципалитетами и областью - его не будет точно. Разработаем план, который устраивал бы как муниципальных перевозчиков, так и тех, кто работает на межмуниципальных маршрутах. Надеюсь, мы придем к каким-то компромиссным вариантам. Самое главное – не наломать дров сразу, принимая какие-то резкие и необдуманные решения. Можно сказать, что сейчас идёт период стратегического планирования.
- А когда ждать каких-то реальных шагов? В Иванове, например, представители администрации говорят, что договоры с перевозчиками заключены до 2017 года. И до этого времени мэрия не может изменить маршруты.
- Менять что-то мы должны в любом случае, если проблема есть. Но это должны быть изменения, которые идут всем на пользу - как перевозчикам, так и гражданам. Нельзя допускать, чтобы у нас не был соблюден баланс интересов, иначе легальные перевозчики превратятся в нелегальных, и мы не сможем их контролировать ни через конкурсы, ни через программу льготного проезда определённых категорий граждан. Повторю: в любом случае перемены неизбежны, но они не должны быть необдуманными.
- Вы планируете общаться с группой перевозчиков, которых условно называют нелегалами? То есть с теми, кто последние несколько лет работает без договоров с органами власти. Напомню, что они утверждают, будто их в свое время «отжали» с маршрутов другие перевозчики, более близкие к власти.
- Встречаться и общаться планирую со всеми. Точка зрения этой группы перевозчиков, особенно если у них есть организованная структура и четкое общее мнение, тоже важна. Другое дело, что действовать мы будем только в рамках нормативно-правового поля. Это относится ко всем заинтересованным сторонам.
- Ещё одна больная тема – это то, что сейчас происходит с «СУ-155». Конечно, в большей степени это касается города Иваново, но ивановская мэрия планировала закупать квартиры по программе расселения аварийного жилья именно у «Ивановской ДСК». А к этой программе ваш комплекс имеет непосредственное отношение. Может ли правительство в принципе как-то повлиять на ситуацию?
- Не согласен с тем, что проблемы с ОАО «Ивановская ДСК» - это проблемы только областного центра. Это проблема всей области. Потому что, когда 2,5 тысячи человек являются дольщиками и могут так или иначе пострадать, это уже уровень регионального правительства.
По поводу тех людей, которые могут пострадать (сейчас пока соблюдаются все сроки в рамках установленных контрактов) могу сказать следующее. Действительно, «Ивановская ДСК» является лишь подрядчиком и получает деньги на строительство через паевые инвестиционные фонды, у которых жители приобретали квартиры и которым платили деньги. Эти деньги должны направляться на строительство домов. Мы сейчас активно работаем с гражданами, на всех митингах и пикетах присутствует исполняющий обязанности начальника департамента строительства для того, чтобы гражданам объяснить, как отстоять свои права в случае нарушений, какие есть варианты действий. Общение руководства с дольщиками будет проходить в формате встреч с инициативными группами от каждого дома – люди сами выберут своих представителей.
Идут переговоры с руководством группы компаний СУ-155 об увеличении финансирования именно по объектам в Иванове. Отмечу, что финансирование «Ивановской ДСК» не прекращено. Хотя руководство компании и признается, что финансирование идет не в том объеме, который бы позволил сдать все дома в заявленные сроки. Но при всем этом я бы не назвал ситуацию критической. Если объем финансирования не будет сокращаться, отставание от графиков сдачи составит от трех месяцев до года.
- На встрече с дольщиками директор ДСК говорил, что деньги на строительство домов в Рождественском появятся, когда компания войдет в федеральную программу по строительству социального жилья и будет получено федеральное финансирование на строительство домов в Кочедыково. Это вам не напоминает финансовую пирамиду?
- Мне о таких заявлениях ничего неизвестно.
- В интернете есть аудиозапись этой встречи.
- Конечно, это, как минимум, странно. По Кочедыково нет федеральных денег на строительство, там определена цена квадратного метра, и вносить эти деньги будут граждане, а не бюджет. Из федерального бюджета будет возмещаться только стоимость строительства инфраструктуры. Это незначительная часть средств, необходимых на строительство многоквартирного дома.
- Значит, это будут деньги очередных дольщиков...
- Да, и это, безусловно, не решение проблемы. Не хотелось бы думать, что речь идет о, как Вы сказали, финансовой пирамиде, потому что сейчас стоит задача достроить те дома, которые «Ивановская ДСК» не достроила на территории региона. И если какие-то деньги пойдут через программу переселения из аварийного жилья, мы будем тщательно контролировать, чтобы они не ушли на какие-то другие объекты.
- Сейчас СУ-155 выдерживает сроки сдачи домов для переселенцев из аварийного жилья?
- Они отстают от календарного плана, но есть все шансы достроить эти дома до конца года.
- Верно ли утверждение, что у региональных властей нет никаких рычагов влияния на подобные крупные строительные компании, и если они признаются банкротами, останется только развести руками? И сейчас вы можете только вести переговоры, совещания, уговаривать и т.д.?
- Вы сами ответили на свой вопрос. Конечно, мы стараемся, чтобы совещания проходили не ради совещаний, но чтобы принимались реальные решения. Опять же, на примере Московской области мы видим, что там власти достигли взаимопонимания с этим подрядчиком, и темпы работы увеличились. Думаю, у губернатора есть рычаги влияния, которые позволят эту проблему решить.
- А что происходит в других муниципальных образованиях с программой расселения из аварийного жилья? Эта программа уже давно стала скандально-уголовной темой для СМИ.
- Есть ряд серьезнейших проблем с реализацией этапа этой программы за 2012 год. По этапам 2013-2015 годов комплексных проблем нет. Да, есть подрядчики, которые провалили сроки или отстали, но все дома по этапам последних лет строятся уже по другим технологиям, с соблюдением всех требований и СНИПов.
Что касается проблемного этапа 2012 года, то сейчас мы проводим анализ по каждому дому, определяем, какой объем средств нужно выделить из бюджета, чтобы устранить претензии граждан или надзорных органов. Если это невозможно будет сделать путем ремонтных работ, будет решаться вопрос о строительстве жилья взамен ранее построенного.
- За чей счёт?
- За счёт средств регионального бюджета.
- А в региональном бюджете есть эти деньги?
- Их все равно придется искать, если такое решение будет принято. Для муниципалитетов суммы неподъемные, а подрядная организация, которая построила эти восемь проблемных домов, сейчас, насколько мне известно, никакой деятельности не ведет и не имеет каких-либо значительных активов. Мы можем добиться решения суда о взыскании этих средств, но, честно говоря, на практике мы вряд ли что-то получим. Отмечу, что подобные проблемы есть не по всем домам: там, где местные власти тщательно контролировали ход выполнения работ этим подрядчиком, замечаний от граждан и надзорных органов немного, и их возможно устранить без серьезных финансовых затрат.
- Из «горячих» тем, которые вы курируете, остался, пожалуй, только капитальный ремонт многоквартирных домов. Было много разговоров относительно состава правления, попечительского совета, по поводу генерального директора фонда: мол, там много лиц, имеющих непосредственное отношение к бизнесу одного из членов правления, Владимира Ярченкова, и что денежные потоки постоянно направляются в «нужную» сторону. У вас есть сейчас претензии конкретно к деятельности регионального оператора? Действительно ли у директора есть возможность как-то манипулировать деньгами граждан?
- О таких возможностях мне неизвестно. Если мы выявим факты использования денег граждан не по назначению, мы будем пресекать эти факты и менять руководство фонда. И, конечно, сообщать в правоохранительные органы.
Сейчас у меня каких-либо серьёзных претензий, в связи с которыми надо было бы ставить вопрос о замене руководства регионального оператора, нет. Да, есть сбои в работе, в организации проведения капремонтов, в организации сбора средств. И мы сейчас заново пытаемся выстроить взаимодействие регоператора, органов власти, муниципалитетов. Потому что, как мне кажется, проблема была в том, что фонд слишком отстранился, во многом работал самостоятельно без учета мнения участников процесса. В результате было непонятно, чем фонд занимается. Краткосрочную программу капремонта на 2015 год мы оставим без изменений, на 2016-2017 годы, скорее всего, тоже. А вот программа на следующие годы будет меняться, поскольку, изучив ситуацию, мы увидели, что есть масса перекосов. Будем учитывать пожелания жителей, корректировать виды ремонтов. В любом случае, это новое дело для региона, поэтому такие ошибки могут возникать. Другой вопрос, что их надо оперативно устранять.