В любом случае такая передышка не помешает. Как минимум она дает возможность немного почистить мозги от информационно-административного мусора. И тот факт, что самым громким событием июля, похоже, стал визит патриарха и связанные с ним возмущения относительно перекрытия дорог, можно расценивать как большой плюс нынешнего лета и компенсацию за отнюдь не летнюю погоду. А поскольку в экономике региона мало что изменилось, то и обзор в данном случае будет иметь к экономике не очень прямое отношение. Уж извините…
Флагман в тумане
Впрочем, нет, всё-таки был один скандальчик, пока не выпущенный областными властями из-под контроля: это ситуация с дольщиками ОАО «Ивановская ДСК». Весьма показательная со всех сторон история. И раз уж на носу День строителя, то, пожалуй, стоит остановиться на ней подробнее.
Оставим за рамками данного материала историю с ГК «СУ-155» – она слишком длинная, да и предприятия Ивановской области в рамках всей компании (за исключением той же ДСК) отнюдь не флагманы отрасли. Ивановская домостроительная компания, которая строит микрорайоны не только в Иванове, но и в других регионах – другое дело. С советских времен мы привыкли относиться к ДСК как к чему-то незыблемому. Помнится, даже в кризисные 2009–2010 годы, когда у всех прочих строительных компаний региона возникли очень большие проблемы, ДСК оставалась эдаким оплотом стабильности.
Кстати, о предыдущем кризисе. Много лет власти региона гордились, что в Ивановской области почти нет (а если есть, то на грани статистической погрешности) обманутых дольщиков. Звучало это примерно так: да, может, у нас строят не так много жилья, как в других регионах, но зато и достраивают всё в срок. Когда департамент архитектуры и градостроительства разработал методичку в помощь обманутым дольщикам, она долгое время была невостребованной.
И вдруг – по крайней мере, внешне вдруг – всё в одночасье закончилось. Оплот стабильности перестал быть таковым как минимум в глазах самих дольщиков, которых несколько сотен человек. Десять незавершенных объектов, притом что именно на ДСК возлагались надежды, в том числе по участию в проектах строительства социального жилья. Долги по налогам (вроде мелочь, чуть больше миллиона рублей за полгода, но все же), долги по платежам за землю, долги перед поставщиками энергоресурсов, перед другими поставщиками, причем эти кредиторы уже не останавливаются перед тем, чтобы подать иск о банкротстве компании с единственной целью: выбить все-таки из неё долг. Странные попытки через дольщиков попытаться получить статус градообразующего предприятия (благодаря этому статусу можно рассчитывать на определенные вливания из федерального бюджета). Увольнения сотрудников и невыплата заработной платы: по некоторым данным, часть сотрудников не видела зарплаты полгода.
Ну да, стройматериалы подорожали, активность покупателей на рынке недвижимости резко снизилась (в основном из-за того, что банки серьёзно ужесточили требования и повысили ставки по ипотечным кредитам), но ведь это было вполне предсказуемо ещё год назад. Так же предсказуемо, как и реакция властей на информацию, что дольщики, которых уведомили о том, что сроки новоселья отодвигаются в туманную даль, уже обозлились, сорганизовались и собираются митинговать.
Ну да, проблем сейчас (перед выборами) никому не нужно. Ни гендиректору Ивановской ДСК Николаю Красносельских (что-то не верится в то, что перед ним стоит задача обанкротить ДСК), ни областному руководству, ни городскому. Но вот ведь незадача: дольщики хотят квартиры. Многие из них взяли ипотечные кредиты и сейчас платят, что называется, ни за что, продолжая снимать жильё. Заверения и обещания, которые были даны под камеры на встрече Красносельских с губернатором Павлом Коньковым, конечно, были услышаны. Вопрос только в том, будут ли они выполнены. Ведь за месяц – до середины августа, когда Николай Красносельских пообещал возобновить строительство некоторых объектов – может произойти очень многое.
Вряд ли сегодня в области найдется кто-то, кто заинтересован в «упадке и крушении» Ивановской ДСК, даже среди коллег-строителей: по части строительства недорогого жилья у ДСК и конкурентов-то практически нет. Но и уверенности в том, что всё обойдется, тоже нет, хотя и хочется верить в чудо.
В любом случае эта история с дольщикам ДСК может серьёзно изменить предпочтения покупателей на рынке недвижимости. Уже несколько лет стоимость квадратного метра жилья на вторичном рынке заметно выше, чем стоимость квадратного метра новостроек – просто потому, что готовое – вот оно, уже есть, и пусть это брежневка, но она никуда не денется. Желающих же рисковать своими деньгами и приобретать квартиры на стадии строительства становится всё меньше. Если этот тренд закрепится, то проблемы строительных компаний усугубятся – уж извините за такие банальности, но это так. А далее можно продолжать хрестоматийные рассуждения о том, что строительство – локомотив экономики, и кризис в этой отрасли приводит к проблемам у «смежников» и далее везде...
Энергию в мирных целях
Еще одна околостроительная тема, развивавшаяся в июле, связана с непрекращающимся расселением аварийного жилья. Но о том, как подрядчики строили избушки на курьих ножках или вообще ничего не строили, а им за это бюджетные деньги платили, не рассказало только очень ленивое СМИ.
Забавно другое: одним из тех, кто в прошедшем месяце выдернул тему расселения аварийного жилья на поверхность, стал Общероссийский народный фронт. И ведь как красиво всё начиналось: гады чиновники – там, где должен был стоять дом для расселяемых граждан, красуется частный особняк! Наверняка народные деньги украдены и эти же чиновники на выделенном участке себе коттедж построили! Караул! А в другом месте якобы построенного объекта вообще не обнаружилось.
Нет, все, конечно, уверены в том, что чиновники – это такие особые люди, которые только и ждут момента, чтобы что-нибудь увести у народа (специально для чиновников: это не утверждение, это сарказм). Но чтобы так нагло – это, конечно, запредел. И прославилась бы Ивановская область на всю Российскую Федерацию (а с ней и местные активисты ОНФ), если бы не выяснилось, что ошибочка вышла. Да, отставание от графика есть, и серьёзное, и претензий к качеству построенных домов масса, и уголовные дела есть, но такого маразма нет. ОНФ, кстати, даже не извинилось (или извинился, где тут филологи?), и на сайте этого фронта до сих пор красуется скандальный пресс-релиз, который растиражировали все СМИ.
И это далеко не первый, мягко говоря, конфуз ивановских «фронтовиков». То один из сопредседателей выйдет в Ивгордуму с инициативой увеличить расстояние между социальными объектами и магазинами, торгующими алкоголем и кафе (что могло привести к закрытию большей части ресторанов и кафе в центре Иванова) – и озвучит один-единственный и уже неактуальный пример. Пикантность той ситуации заключается ещё и в том, что другой сопредседатель того же регионального отделения ОНФ за пару лет до этого боролся как раз за то, чтобы расстояние было поменьше.
То «фронтовики», прихватив представителей Федерации автовладельцев России (ФАР), отправляются проверять гарантийные дороги и рапортуют, что всё с ними хорошо, но есть отдельные недоделки. После чего ФАР вынужден открещиваться от «фронтовиков», заявляя, что на самом деле ситуация не такая радужная, что претензии есть, и немалые, и вообще всё было совсем не так.
После этого возникают вопросы о том, что же это за народный фронт такой и какие компетенции позволяют всем этим активистам чем только ни заниматься, в каких только комиссиях и совещаниях ни участвовать, каких только умных советов ни давать – и попадать пальцем в небо. Эту бы энергию – да в мирных целях. Волонтёрами куда-нибудь, за инвалидами и стариками ухаживать. Обществу хоть польза будет. Пока же один переполох на пустом месте и имитация бурной деятельности. И даже немного стыдно за эту активность, эффект от которой стремится к нулю, что даже ниже, чем у Общественной палаты Ивановской области. К слову, недавно с удивлением узнала, что и от Общественной палаты может быть практическая польза. Помните, в прошлом году она проводила мониторинг состояния детских площадок? Тогда ещё была куча споров, кто должен содержать эти площадки, отвечать за их состояние и т. п.? В Иванове нашли решение проблемы: площадки передаются на баланс одного из муниципальных учреждений, на их содержание будут выделяться средства из городского бюджета. Зачёт.
Пространство для оптимизации
В рамках летнего отступления от традиционных экономических (ну, или околоэкономических) тем обзора позволю себе ещё немножко общественно-политических наблюдений. Чиновники всех рангов у нас очень любят говорить о том, что в бюджетах нет денег, ну, вот практически ни на что и их канцелярии уже на скрепках экономят. Те же чиновники (и не только они) постоянно пеняют журналистам: мол, вы только критикуете, строите из себя самых умных, а предложить что-нибудь конструктивное слабО?
Так вот, конструктивные предложения есть.
Но с длинного захода. Заход первый. Про имитацию бурной деятельности. Почти каждый раз, когда приходится бывать на каких-либо заседаниях или совещаниях, у меня складывается ощущение, что большинство чиновников живут в своем особом мире, в котором эффективность работы измеряется в количестве проведенных совещаний и написанных отчётов, длительности докладов, стоимости разработанных концепций и стратегий и т. п. А если задать вопрос о практическом результате от этих, с позволения сказать, телодвижений, то это самое большинство чиновников впадает в ступор. Они не понимают, какой ещё нужен результат, если проведено столько совещаний, составлено столько дорожных карт и все маркеры и индикаторы соответствуют запланированным. Недавний пример: на заседании правительства области, посвященном мерам по повышению эффективности обращения с ТБО, губернатор Павел Коньков задал первому заместителю директора департамента ЖКХ Алексею Ястребову пару простых вопросов: почему у нас в области ликвидировано только 257 несанкционированных свалок из 305 выявленных и почему из 31-го организованного места утилизации отходов в госреестре зарегистрированы только 14? Ответы были шедевральными (привожу здесь только их суть, более подробно можно ознакомиться на сайте правительства Ивановской области): мы констатируем факты и разрабатываем документы. Почему объекты не зарегистрированы, сложно объяснить. Ну и дальше про совещания и дорожные карты…
А ещё у нас есть масса различных комиссий, советов, штабов и прочего. Только губернатор возглавляет 29 таких комиссий. А у него ведь есть заместители... Один из последних шедевров – создание по приказу сверху комиссии по координации работы по противодействию коррупции. Нет, с коррупцией надо бороться, не спорю. Часть этих комиссий вроде бы занимается вполне актуальными вопросами. Но вот все эти стратегии, целевые индикаторы, стабилизация социально-экономической ситуации в целях преодоления негативных последствий глобального финансового кризиса (есть и такая комиссия) и прочее – это, натурально, разговоры ни о чём. Кто-нибудь измерял эффективность работы всех этих комиссий? Кто-нибудь интересовался, насколько «мониторинг достижения показателей оценки высших должностных лиц субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности» (цитата из протокола заседания межведомственной комиссии по реализации на территории Ивановской области указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596-606 от 17 марта этого года) действительно повлиял на эти самые условия и жизнь предпринимателей? А ведь каждое заседание – это работа секретарей и прочих должностных лиц, несколько килограммов бумаги и масса рабочего времени каждого члена комиссии или совета. Ну и плюс время и средства на написание докладов, которые наполовину, а то и больше, состоят из «воды».
Болтовня, как известно, сжирает массу времени и душевных сил. При этом сотрудник любой государственной и муниципальной структуры при удобном случае пожалуется, что он завален работой по самые уши. Может, перестать писать и озвучивать пустые доклады, исключить возможность ответов не по существу и заниматься не теоретическими, а практическими вопросами? Или штрафовать чиновников, которые за длинными бюрократическими оборотами скрывают полное отсутствие работы? Потому что совещания и отчёты с точки зрения здравого смысла не работа, если отсутствует результат.
Заход второй. Финансово-популистский. Все мы очень гордимся господдержкой многодетных семей. Власти регулярно отчитываются о том, сколько всего сделано и ещё больше запланировано. Особенно много речей относительно выделения «земли за третьего», которым всю страну «осчастливил» наш бывший губернатор Михаил Мень. И ведь, наверное, сидит сейчас в Минстрое, хихикает, глядя на то, как руководители субъектов Федерации пыжатся, пытаясь выполнить эти государственные обязательства, закрепленные в федеральном законодательстве.
Но это так, лирика. А вот сами многодетные семьи, особенно в Иванове, не в особом восторге от «подарка» в виде возможного земельного участка. Нет, если он где-нибудь в Ивановском районе или недалеко от Волги, да ещё и коммуникации есть, то мало кто откажется. Но такого счастья на всех не хватит, и так уже все вкусные земли поделены. А к черту на рога в Тейковский, Лежневский или Шуйский район, где нет ни электроснабжения, ни газа, ни дорог, мало кто захочет ехать, да ещё строиться и обустраивать «дикий» участок. И не продашь эту землю никому, не нужна она такая. И остаётся только платить земельный налог (вот, ради того, чтобы перевести все эти пустующие гектары в земли населенных пунктов и получать с них налоги всё это, похоже, и было затеяно!) и сжимать зубы, глядя, как телевизоре в очередной раз рассказывают о том, как хорошо у нас живут многодетные семьи.
По данным на 26 июня, в «очереди» на получение земельного участка находилось 1242 семьи из областного центра. В начале февраля на заседании правительства приводились такие данные: в среднем на формирование одного участка бюджеты тратят 9 тысяч рублей (а по времени эта процедура занимает около года). Зато на то, чтобы обеспечить эти участки инфраструктурой в соответствии с федеральным законодательством, надо от 400 тысяч (с. Китово, Шуйского района) до 1,5 млн рублей (д. Калачёво, Ивановского района). Средства на инфраструктуру, правда, не в таком объёме, но всё же выделяются. При этом многие многодетные семьи заинтересованы не столько в приобретении загородного дома, сколько в банальном улучшении своих жилищных условий в городе. Семье из пяти человек тесно даже в трехкомнатной хрущёвке, что уж говорить о тех, кто живет с тремя детьми в «двушке». В конце прошлого года в федеральное законодательство были внесены изменения, которые позволяют заменить земельный участок для многодетных семей иными мерами поддержки, если будет принят соответствующий областной закон. Областным же законодательством определяются эти самые «иные» меры поддержки. В частности, это могут быть денежные субсидии на улучшение жилищных условий.
Теперь – внимание! – сейчас «двушка» (не элитная, разумеется) стоит около 2 млн рублей, а «трёшка» – от 2,3 до 3 млн. И если многодетной семье предложить целевую субсидию на увеличение площади квартиры, то очередь за землей рассосётся за год. А бюджет ещё может и деньги сэкономить.
Понятно, что эта схема очень упрощённая, что куча специалистов сразу лишатся определённого объема работ, оплачиваемого из бюджетов, что надо разрабатывать множество всяких требований и т. д. Но зато люди будут довольны (не вру, проводила опрос среди своих знакомых многодетных семей), будут в ножки кланяться за такое счастье и проголосуют как надо.
Вы будете смеяться, но вопрос о возможности замены мало кому нужного земельного участка на субсидию в правительстве области и в областной думе даже не ставился. Или ставился, но как-то очень незаметно, потому что никаких законопроектов на этот счёт за прошедшие семь месяцев не родилось. А жаль. Всем бы было хорошо.