Мне, наивному, всегда казалось, да и до сих пор кажется, что вера – это субстанция духовная и что её служители тоже должны как-то больше о душе, что ли, думать и стремиться быть как можно дальше от мирской суеты и показухи... Казалось. Или не зря в советские времена – а именно оттуда родом и патриарх Кирилл, и встречавшие его на ивановской земле всевозможные мэры с пэрами – священников называли служителями культа? Именно культ и служение ему – другими словами назвать то, чему мы были свидетелями в Плёсе и в Иванове во время того визита, невозможно...
Для меня приезд патриарха предстал в необычном свете: он стал чем-то вроде репетиции торжественных событий фестиваля-2021 – этаким маленьким местечковым фестивальчиком. Ведь всё в этом визите очень символично. Прибыл патриарх на личной яхте в Плёс (а куда ещё?), по-премьер-министерски, где был встречен всеми первыми лицами области во главе с губернатором Павлом Коньковым и экс-губернатором Михаилом Менем, для которого Плёс – дом родной, а православие – семейная тема. Честно говоря, несмотря на то что православие неофициально стало официальной религией власти во всей России (простите за каламбур, но согласитесь, что нарушение в повседневной жизни духа и буквы родной Конституции в России никогда не воспринималось как что-то греховное или наказуемое – один институт прописки чего стоит), за исключением Чечни, наверное. Но мне всё равно до сих пор не очень приятно смотреть, как истово молятся и целуют ручки батюшек бывшие секретари обкомов и райкомов, партийные и комсомольские активисты, адепты атеизма и марксизма-ленинизма. Как стоят на службах в VIP-зоне кафедрального собора, как… Ну вы сами всё это не раз видели...
Сколько ни слышу разных аргументов, не понимаю, чем помешал бы визиту патриарха традиционный плёсский веломарафон? Власти предержащие столько слов сказали о том, как важен имидж региона – и нате вам. Вы, господа, отследили реакцию на перенос гонок по плёсским горкам? Уверяю вас, медиаслед был ярче, чем от самого патриаршего визита, и был очень эмоциональным и однозначно негативным. Также как однозначно негативной была реакция ивановцев на перекрытый в день визита центр города – милиции на улицах было не меньше, чем в день недавнего прилёта Путина, и я всё не мог понять, кого от кого защищают – патриарха от народа или наоборот? И нужно ли было защищать – этого я тоже так и не понял.
Ну и, конечно, апофеоз – это центр города, завешанный баннерами с портретами патриарха и полузаконными перетяжками со славословиями в его адрес. Говорят, на том, чтобы была какая-то наглядная агитация в цветах флага патриарха (есть и такой, оказывается), настаивала церковная служба протокола, но чтобы так… Заняться этим вопросом вызвался депутат областной думы Роман Ефремов, собственник одного из крупнейших операторов наружной рекламы в регионе, а высокопоставленным консультантом по вопросам, что, где и сколько разместить, стал митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф: они вместе объехали город и наметили порядка 120 рекламных поверхностей для размещения приветственных баннеров. При этом они не особо учитывали, что большинство установок не принадлежат Роману Александровичу и на данный момент заняты коммерческой рекламой – кто же обращает внимание на подобные мирские мелочи, когда речь идёт о высоком и святом? Операторов просто обзвонили и от имени правительства сказали: надо. Вот были удивлены чиновники внутриполитического департамента, когда эти самые операторы начали перезванивать им и спрашивать: а правда, так надо? В итоге в том списке остались только поверхности самогО русского мыслителя, а теперь, как выясняется, ещё и православного активиста Ефремова – но и их хватило, чтобы благая идея буквально превратилась в фарс. Не знаю где и как, а на проспекте Ленина на горожан со многих рекламных поверхностей смотрели два улыбающихся лика – патриарха Кирилла, видимо, обещающего нам рай после жизни, и кандидата в депутаты Ивгордумы Александра Кузьмичёва, обещающего рай в городе на следующие пять лет в случае своего избрания 13 сентября. Не знаю, как кого, а меня от такого чередования просто подташнивало.
Самого русского мыслителя Ефремова, мне кажется, всё это вдохновляло – иначе зачем? Может, он замаливает что-то? Но это вроде процесс личный, можно сказать, интимный – к чему такая публичность? Не знаю и не хочу знать, какие такие грехи перед Богом хочет публично замолить Роман Александрович, но грех публичной демонстрации интимного – эксгибиционизм – церковь тоже порицает. Или я от жизни отстал?..
Ну да ладно, я вообще-то не о Ефремове, а о том, как в Иванове фестивалили. Один из моих собеседников, работающий на обслуживании этого церковно-государственного праздника жизни, рассказал о нескольких автобусах со специально обученными паломниками, которых возили за патриархом и в Плёсе, и в Иванове. Ничего необычного, скажете вы? Да, наверное, кроме того, что в церкви, где шли службы с патриархом, никого кроме этих специальных паломников и VIP-персон не пускали: вся остальная челядь (пардон, паства) стояла на улице и смотрела на всё издалека. К чему это я? А может, у нас и в 2021-м так же пройдёт: господа из какого-нибудь специального Российского союза молодёжи привезут специально обученную молодёжь и проведут свои специальные мероприятия (а чтобы фестиваль стал международным, достаточно будет пригласить белорусских, например, друзей). И где-нибудь, всё равно где: хоть на БИМе, хоть на НИМе, главное, чтобы местные зеваки не мешались под ногами на самих мероприятиях, – организуют фестивальную тусу с видеотрансляцией на сайте самого союза молодёжи. Что называется, дёшево и сердито… И хорошо бы ещё, чтоб местные разработчики доморощенных концепций не лезли со своими идеями – ведь удобнее будет, чтобы все деньги шли в одно лицо, как говорят в определённых кругах.
И нормальненько всё так получится!
P. S.: Хотел эпиграфом цитату из великого Высоцкого поставить, но решил, что лучше ею завершить.
Где-то кони пляшут в такт,
Нехотя и плавно.
Вдоль дороги всё не так,
А в конце – подавно.
И ни церковь, ни кабак –
Ничего не свято!
Нет, ребята, все не так,
Все не так, ребята!