Начну издалека. Не помню, в добрый или недобрый час обнаружил я на ресурсе «Частник.ру» новость о том, что замглавы города Иваново Андрей Мельников сообщил о готовящейся презентации проекта возведения на улице Лежневской областного центра 37-этажного здания с круглосуточным загсом (как-никак Город невест), церковью и крестом на крыше (полумесяц время от времени будет появляться сам по себе чуть выше). По словам чиновника, небоскрёб должен стать символом города. Редко выпадает такое читательское счастье, когда не знаешь, что делать – плакать или смеяться при чтении идей, озвученных официальным лицом при исполнении служебных обязанностей.
Пожалуй, впервые я пожалел, что не владею талантом написания памфлетов. Но потом, придя в себя, я вспомнил слова Людмилы, героини кинофильма «Москва слезам не верит»: «У них это называется эксцентричностью». Вероятно, это такой лёгкий чиновничий троллинг. Но проект-то есть… Кому пришло в голову нагородить 37 этажей до небес? Может быть, это станет модным трендом, и во Владимире соорудят 33-этажный небоскрёб, в Костроме 44-этажный, в Нижнем – 52, в Ярославле – 76, а во Владикавказе построят пятиэтажку?..
Дежавю
Но это была присказка. Пора переходить и к основной теме, а именно к документу пятилетия. Постоянные читатели моей рубрики уже поняли, что речь пойдёт о скорректированной «Стратегии развития городского округа Иваново до 2020 года», опубликованной в конце мая в официальной ивановской прессе. С одной стороны, я понимал, что для возобновления рубрики после месячного отсутствия нужен какой-то нетривиальный информационный повод, но чтобы в очередной раз получить от авторов печально известного мне документа такой изумительный подарок, я не мог и помышлять.
Разумеется, перво-наперво я обратился к разделу, именуемому «Нематериальные активы города Иваново». Ни одно моё слово из новой «песни о городе» выброшено не было. В имеющейся сноске я причислен к ивановским краеведам, причём, надо полагать, по количественному критерию (всё-таки где-то половина текста раздела имеет моё авторство) даже поставлен впереди руководителя областной краеведческой организации К. Е. Балдина и автора книги «Ивановский миф и литература» Л. Н. Таганова.
Вот и пришло время раскрыть вам свой маленький профессиональный секрет. Я разрешаю студентам, не претендующим на хорошие оценки, пользоваться на экзамене собственноручно написанными шпаргалками. Выйти за рамки скопированного текста дано только заслуживающим удовлетворительной оценки, а забытье разума порой рождает шедевры абсурда. Не обременённые знаниями недоросли слышат звон, но не понимают, откуда он. Вот и написанное на шести страницах сделано местами на уровне третьего курса бакалавриата. Предположить, что всё это веселье – плод трудов уважаемых остепенённых учёных мужей, – значит подвергнуть сомнению, если не их профессиональные навыки, то серьёзность отношения к делу. Впрочем, вполне возможно, что кураторы этого проекта исходили из того, что халтурка пройдёт незамеченной. Действительно, кого в наше время может заинтересовать раздел, в котором идёт речь о «нематериальных активах»? Впрочем, и в разделах о вполне материальных активах написано, на мой непрофессиональный взгляд, много чего забавного.
Как вы уже поняли, на авторство большинства предложенных идей я не претендую. Как учёного меня интересует то, каким образом из моих вполне обоснованных посылок можно сделать столь нелепые умозаключения. Ответ на вопрос, почему меня, как учёного, занимающегося данной темой более десяти лет, не пригласили к работе над документом, у меня, разумеется, есть. Но сначала о новой имитации брендинга города и стратегии его развития по существу.
Беспечальный бред
Рассуждая о чуть ли не генетической склонности ивановцев к предпринимательству, авторы приводят слова В. П. Безобразова «Это люди беспечальные!» из очерка «Село Иваново», опубликованного в 1864 году в журнале «Отечественные записки». Полтора века назад фабриканты знали своё дело. Упущено то, что веским фактором их успеха зачастую была приверженность старой вере. Но раскольничество крайне неинновационно, а авторы выбирают только самые модные слова. Издержки моды на слово «бренд» мне известны, как мало кому. Число специалистов, которые, что называется, в теме, исчисляется в стране едва ли несколькими десятками, большинство из которых практики, а не теоретики. Так вот, если я вижу в тексте фразу «бренд – это один из наиболее творческих элементов, формирующих генотип развития места», то мне сразу становится ясно, что передо мной бред, а не бренд. Т. е. дальше можно бы и не читать, но поскольку авторы используют моё имя, то интересно, до какой степени можно всё извратить.
Не буду вас в очередной раз загружать объяснением смысла брендинга. Все мои публикации есть в открытом доступе, а вот стильно оформленная книга «Иваново-[Вознесенск] до востребования: опыт репрезентации городского текста» так и не издана из-за отсутствия инвестора.
Итак, по мнению авторов (или автора), «географическим брендом Иванова является конфлюэнция (слияние) – точка на местности, где пересекаются целочисленные параллели и меридианы». Я считаю, что это повод для дисквалификации и пожизненного запрещения публичного произнесения слова «бренд». Слишком многие считают, что знают о брендинге всё. Или почти всё. Что позволяет обходиться без услуг профессионалов. И касается это не только сферы брендинга, к сожалению. Что-то не менее нематериальное, чем точка конфлюэнции, придумать, конечно, можно. Но почему, почему это прописано в первую очередь? Чтобы дальше, кроме меня, никто это не читал?
Далее в тексте Стратегии развития города Иваново с помощью подмены понятий предлагается сравнение «красного с квадратным»: «Иваново – единственный город в стране с конфлюэнцией в центре городской территории. Подобные географические бренды в других городах пользуются повышенным спросом у населения: полярный круг в Салехарде, 45-я параллель в Краснодаре, а в мире – экватор в Кито и нулевой меридиан в Лондоне». «Обустройство этого места, интересный памятник-знак с указателями сделают точку конфлюэнции замечательным местом для городских мероприятий и отдыха, привлечет экскурсии и туристические маршруты. Иваново станет более привлекательным для всех категорий населения при минимальных затратах». Эх, Остап Ибрагимович, вашими устами бы медовуху в Суздале пить, а не о брендинге размышлять… Товарищи учёные, поверьте мне, не может сравниться точка 57 градусов северной широты и 41 градус восточной долготы с экватором и полярным кругом.
Но чем дальше, тем страньше. «Возможно следующее позиционирование города: Иваново – суперавангардный город Золотого кольца России», – пишут авторы. Комментировать это я пока не буду, я просто разведу руками и признаю, что столь высокий пилотаж мысли мне недоступен.
Далее следует пояснение, начинающееся со слов: «По мнению ряда исследователей, при позиционировании города мы должны искать точку опоры в наиболее амбициозном периоде его развития (20–30-е годы ХХ века)». Здесь мне явно не удастся спрятаться за чьи-то широкие спины. Я и есть этот «ряд исследователей». Кроме того, я полагаю, что по степени амбициозных свершений конец XIX – начало XX века сопоставимы с расцветом центра «красной губернии». Само словосочетание «Красный Манчестер» стало вполне привычным, а за право называться «самым советским городом» Иванову уже придётся побороться, так как своё «советское первородство» ивановские власти отдали ещё в девяностые годы, переименовав городской Совет, и руководство университета лишило его имени, позволявшего войти в Книгу рекордов Гиннесса (кстати, ИГЭУ до сих пор носит имя Ленина). Что же хотят сказать авторы слоганов «Иваново – город русского конструктивизма» и «Иваново социально авангардный город», мне совсем непонятно. Почему русского, а не советского? А Екатеринбург/Свердловск с количеством памятников этого стиля в два раза большим, чем в Иванове, – это город какого конструктивизма? А словосочетание «социально авангардный город» – это вообще о чём? Далее авторы увлечённо пишут о том, как Иваново-Вознесенск «обрёл неповторимые символические черты социально авангардного города. Таким образом, наш город – уникальный памятник архитектурного конструктивизма и «город социального конструктивизма». Как специалист по изучению знаков и знаковых систем, берусь утверждать, что у этих словосочетаний смысл отсутствует.
Кстати, о добросовестности исполнителей. Есть в скорректированной (!) стратегии кусок моего текста начала 1990-х годов, где присутствуют утраченные ныне наименования объектов соцкультбыта («Иваново может демонстрировать типичные советские проекты: гостиница «Советская» и ресторан «Россия», кинотеатр «Современник», дома и дворцы культуры, Дом моды»).
Я готов согласиться с тем, что «на сегодняшний день Иваново превратилось в известное всей стране место торговли текстильными изделиями, торговую зону общероссийского значения». Но то, что обозначается как «возможные бренды по продукту», уверен, не выдержит не только моей критики. Это «торгово-логистический центр текстильного кластера; Иваново – международный центр моды; столица нестоличной моды; всероссийский центр по производству и реализации инновационной текстильной и швейной продукции; Иваново – город творчества и инноваций». Инновационней и бездарней этого придумать что-то будет непросто.
На шести страницах написано достаточно много, но итог представляет собой даже не лоскутное одеяло, а мозаику отдельных кусочков. Не исчезла со страниц документа и старая шутка Феликса Иосифовича Кагана (почему-то в моём изложении) об Иванове как родине Ивана-царевича (первоначальный вариант «родина Ивана-дурака»). Конечно, не забыт и слоган «Иваново – Город невест». Авторы помнят проект «Иваново – молодежная столица Европы», но забыли о предложении губернатора провести международный фестиваль молодёжи. Впрочем, он был запланирован на 2021 год, а это уже новая стратегия и новые миллионы.
В разделе о нематериальных ресурсах нет ни концепта, объединяющего всё многообразие города, ни системы, приводящей разнообразные элементы в порядок. Где уж я только ни писал, что многое из предлагаемого неоригинально, вторично или может работать только при условии грамотного синтеза разрозненных компонентов, которые (на всякий случай в 448-й раз повторюсь) БРЕНДАМИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ.
Надо признать, что не все мои идеи нашли отражение в стратегии пятилетия. Видимо, трансформация фабричных пространств в центре города – это удел частных инвесторов или же часть стратегии на 2020–2030 годы. Высоко ценя моё научное наследие, авторы не обратили внимание на существующий уже шесть лет «проект Манчестер», по которому в этом году получен грант благотворительного фонда В. Потанина на проведение научно-практической конференции «Музеефикация индустриального наследия» с проведением мастер-классов учёными и практиками из Екатеринбурга, Москвы и Перми. Непонятно, где якобы использованные исследования Л. Н. Таганова, в тексте нет ни слова о литературном мифе города. Да и потенциал работ лучших городских краеведов – К. Е. Балдина, А. М. Семененко, А. М. Тихомирова – задействован явно не в полной мере.
За город обидно…
Город Иваново (он же в 1871–1934 годах Иваново-Вознесенск) был и безуездным индустриальным сердцем Владимирской губернии, и центром «красной губернии», обширной промышленной области, и даже Верхне-Волжского совнархоза. Очевидно, что после распада СССР творческий потенциал города изменился не в лучшую сторону, но всё же он ещё есть. Авторы документа написали, что «у города есть возможность позиционировать себя как научно-образовательный центр федерального уровня, фабрику инноваций. Статус вузовского центра и высокая доля населения с высшим образованием (около четверти жителей) позволяют городу претендовать на этот высокий статус». Боюсь, что возможности уже упущены, а некоторая часть упомянутого «населения с высшим образованием» работает продавцами отечественных и импортных промышленных товаров, охранниками и т. п., что вряд ли должно быть тайной для авторов.
Так неужели в городе, где около десятка вузов, я единственный независимый эксперт, способный дать оценку всего лишь шести страницам «Стратегии развития городского округа Иваново до 2020 года»? Где экономисты, социологи? Прав ли испытывающий острую форму аллергии на местную власть журналист Михаил Мокрецов, в материале «Иваново – зона технологического трансферта» назвавший весь этот 163-страничный документ «безответственной наукообразной белибердой»?
Отдавая себе отчёт в существовании внешних факторов, существовании патрон-клиентских отношений внутри местных элит и обслуживающих их интеллектуалов, я бы не стал забывать, что научность определяется приближённостью к истине. Исполнители же, возможно, исходя из интеллектуального уровня заказчиков, полагали, что и так «прокатит».
Не буду лукавить, я подсчитал, что, если из выделенного на корректировку 1 800 000 рублей вычесть миллион на скрепки и зарплату руководителям концессии, то и после этого себестоимость страницы текста (без титула и содержания) составила бы 5031 рубль с копейками. Будучи в теме, я написал бы на шести страницах нечто более соответствующее статусу Стратегии. Впрочем, эти деньги, возможно, выброшенные на ветер, – просто гроши по сравнению с зарплатой Фабио Капелло.
Но вернусь к сути дела. Может быть, я несколько преувеличиваю значимость документа. Его не то что исполнять, его и читать-то никто, кроме меня и моих студентов не будет. Это всего лишь ничтожный элемент административного документооборота, по большому счёту стоящий не дороже бумаги, на которой напечатан.
Городские администраторы время от времени покидают свои кресла, более и менее сановные жители порой покидают в поисках лучшего свои родные края. А вот города всё же остаются. Очевидно, что симуляция деятельности по их преобразованию негативно сказывается не только на состоянии асфальта на улицах, доходах жителей, но и на состоянии умов горожан. На семинарском занятии по курсу «История культуры региона» я вновь услышал, что в Иванове нечего смотреть и нечего делать.
На днях коллега, увидев мой красный ежедневник с чёрно-белым стикером, решила, что наконец-то вышла моя книжка про Иваново. Я был вынужден её разочаровать, но подумал, что невостребованность у издателей и инвесторов готовой к печати книги с нескучным дизайном – это прекрасный индикатор отношения к городу. Пока же я отправлюсь читать студентам-культурологам курс «Культурные ресурсы и стратегия развития региона». Думаю, он был бы совсем не лишним и для сотрудников местных администраций.