Совсем недавно, мне кажется, в Иванове была поставлена жирная точка в истории о легальных и нелегальных перевозчиках – избиением Алексея Бегунова с последующим поджогом его автобуса. Таким образом вполне определённые «легалы» показали: сам черт им не брат и в 2016 году они рассчитывают, что конкурсы на осуществление пассажироперевозок в городе пройдут по той же схеме, что и предыдущие. И точно также его выиграют не только (и не столько) те, кто реально владеет автобусами, а те, кто знает правильные подходы к организаторам этих конкурсов и может посадить в городской комитет по транспорту «своего» руководителя. Власть от участия в решении этой проблемы самоустранилась – как минимум, на данный момент. На выводы Общественной палаты никто не обратил внимания – собака лает… Но, подчеркну, это только моё мнение – оптимисты надеются на лучшее. Но на то ведь они и оптимисты, да?
А вслед за историей с маршрутчиками набрала силу история с таксистами, самым ярким эпизодом которой был, конечно, митинг 25 мая на Кокуе. Широкая общественность, правда, так и не поняла, чего хотят таксисты, но инициатор всей этой бучи Роман Круглов потом всем всё пояснил. А ещё Роман сказал, что Общественная палата взяла под свой контроль и этот вопрос и не меньше чем через неделю соберётся по этому поводу. Вот здесь, видимо, всем надо было догадаться, что это конец истории, так же, как и с маршрутчиками, но Роман был так убедителен… Он, мне кажется, сам был уверен, что вот-вот – и проблема таксистов решится. Вопреки всему, в том числе сильному административному лобби, которое явно давало понять Роману, что он лезет «не туда».
И вот Общественная палата собралась (правда не через неделю, а через две), но вот о чём они там говорили? Что они там напринимали? Результатом всех общественных телодвижений стал документ Межрегионального транспортного профсоюза под названием «Петиция», где таксисты жалуются на то, что «сейчас на рынке доминируют компании-диспетчеры, которые ничтожно низкими тарифами вытеснили профессиональных игроков», на то, что заработок самих таксистов «стал ниже минимального уровня оплаты труда». А ещё они требуют установить тариф «не ниже прожиточного минимума» «при среднем чеке на уровне 250 рублей». Хочется в ответ спросить: как? И – вы о чём, ребята? Вы же сами эту работу выбрали – никто вас не держит в службе такси, никто не заставляет работать у оператора, который снижает цены. Или я чего-то не понимаю? И самое интересное: а что такое «средний чек»? Кого интересует средний чек в «Кенгуру» или в «Главмаге»? Всех интересует, сколько стоит колбаса и гвозди… Так и в такси: всем интересен не средний чек водителя за сутки, а цена минимальной поездки плюс стоимость следующего километра.
Хотя всё это неважно и, мне кажется, к реальной жизни этот документ отношения не имеет – не зря же его на сайте профсоюза не повесили. Меня в связи с этим другие вопросы интересуют.
Первый: как так получилось, что за пару недель профсоюз отошёл от вполне понятной повестки и перевёл вполне конкретные и острые вопросы на уровень обывательского «Доколе?», на который не может быть ответа. За две недели изменился Роман Круглов или это работа непонятно откуда взявшегося «общественного деятеля Ивана Мельникова, представляющего интересы транспортного профсоюза» – человека к транспорту отношения не имеющего и последний раз «всплывавшего» в городе в качестве претендента на сити-менеджера?
И второй, не транспортный вопрос. Мне кажется или на самом деле все громко заявленные изменения в региональной Общественной палате свелись к тому, что при новом председателе она стала рассматривать не только вопросы, «спущенные» властью, но и не стесняется поговорить о том, что людей волнует? Правда, результат получается тот же, что и при Иванове или Сперанском: всё или уходит в песок, как в истории с перевозчиками, или в процессе подготовки вопроса в палате он меняется до неузнаваемости – как в истории с таксистами.
Но какими бы ни были ответы на эти вопросы, в истории с борьбой таксистов за свои права можно поставить точку – они явно проиграли. Вряд ли кто-то поддержит их абсурдное требование обеспечить средний чек в 250 рублей, особенно власть. Ведь это будет ящик Пандоры: в очередь сразу встанут представители других профессий… И если всё пойдёт нормально, то и Максим Тверской может вывести на Кокуй работающих в «Кенгуру» и потребовать увеличить средний чек административным порядком – у него коллектив-то, я думаю, не меньше, чем во всех ивановских службах такси вместе взятых…
Согласитесь – бред какой-то?..
Алексей Машкевич
Политика
Пшик такси
При поддержке Общественной палаты