28 мая состоялась пресс-конференция директора областного департамента дорожного хозяйства и транспорта Александра Лодышкина. Основным поводом было проведение всероссийского конкурса водителей автобусов. Но пришлось затронуть и тему пассажирского транспорта. Сначала Александр Лодышкин изложил свое видение этих проблем и путей их решения.
- У нас достаточно большая проблема с автомобильным городским транспортом. Здесь много неудобных и узких мест. Вы знаете, что у нас, к сожалению, законодательство в этой области несовершенно, поэтому существует такой класс перевозчиков, как бездоговорные, и иногда они вызывают сложности в организации работы городского транспорта. Эти перевозчики не подконтрольны ни департаменту, ни городским структурам. И создаются сложности в контроле за схемой маршрута, за графиком движения. В связи с этим возникают проблемы с работой транспорта в утренние и вечерние часы и т.д.
Я знаю, что федеральный центр над этой проблемой сейчас думает, готовит соответствующие законодательные инициативы. Но есть и те проблемы, которые, в принципе, в наших силах решить. У нас достаточно много транспорта малой вместимости. И это создает определенные проблемы с точки зрения трафика в областном центре, с точки зрения создания пробок.
У нас есть такая проблема, как пересечение и дублирование внутригородских и пригородных маршрутов. В общем и целом вся транспортная сеть требует перезагрузки. Нужно, конечно, уже сегодня думать о создании новой маршрутной сети, которая будет объединять все виды наземного транспорта, включая троллейбус.
Сегодня мы ставим перед собой задачу оптимизировать существующую схему, освежить ее. Кроме того, у нас в 2016-2017 году истекает срок договоров с перевозчиками – это договоры заключаются один раз в 5 лет. Поэтому рано или поздно мы все равно к этому вопросу приблизимся, и хочется, чтобы к моменту перезаключения договоров мы уже понимали, как нам нужно двигаться, чтобы это было оптимально.
Такую схему может разработать только профильная специализированная организация, потом она будет обсуждаться на уровне региональных и городских властей, мы будем изучать общественное мнение. Но формировать схему должны все равно профессионалы. И в этом смысле мы сильно надеемся на поддержку НИИ автомобильного транспорта (гендиректор этого НИИ Алексей Васильков принимал участие в пресс-конференции и сообщил следующее: «Сейчас есть современные способы изучения пассажиропотоков с помощью технических средств: GPS, с помощью сотовых операторов. То есть мы можем отслеживать, как движутся владельцы мобильных телефонов по городу, куда они едут. Это помогает создать транспортную модель, которая может показать узкие места, и разработать предложения, которые покажут, как эти места расшить, где поставить большие автобусы на маршруты, где маленькие автобусы оставить. – прим. ред.).
- Но ведь город Иваново два года назад уже проводил обследование пассажиропотока. Понятно, что не учитывались пригородные маршруты. И 2 с лишним миллиона из городского бюджета было на это потрачено. Результаты этого обследования будут как-то учитываться, или их просто положат на полку и проведут новое?
- Безусловно, мы не можем до основанья все разрушить, а потом… Конечно, имеющиеся наработки будут учитываться: зачем делать работу новую, когда она частично уже сделана? Результаты этого исследования будут учитываться. Вопрос другой: исследование было сделано, и на основе этого исследования была скорректирована транспортная схема внутри областного центра.
- А она была скорректирована?
- Насколько мне известно, да.
- А пассажиры этого как-то не заметили.
- Вот! Я почему и говорю, что пассажиры как-то этого не заметили. Новая схема будет затрагивать не только город Иваново. Мы хотим сделать региональную схему. Дело в том, что одна из существенных проблем, если касаться областного центра, это дублирование маршрутов пригородного транспорта и внутригородского. И к этому вопросу надо комплексно подходить. И по всем видам транспорта смотреть и по охвату.
- Вы можете назвать какие-то ориентировочные сроки, когда будет проводиться это исследование и когда жители могут увидеть какие-то практические результаты?
- По срокам сказать ничего не могу. До такой конкретики мы еще не дошли. Но я уже сказал, что в 2016-2017 годах наступит час Х, и мы должны будем разыграть новые контракты на осуществление перевозок автомобильным транспортом. До этого времени должна быть создана понятная схема, чтобы видеть, по каким направлениям какими видами транспорта нам надо будет развиваться.
- Вы упомянули, что бездоговорные перевозчики неподконтрольны ни городским, ни областным властям. Однако практика показывает, что и договорные перевозчики никому неподконтрольны. На мероприятиях Общественной палаты начальник городского комитета по транспорту Михаил Дрюпин не один раз заявлял, что не надо требовать от перевозчиков соблюдения условий договоров, иначе они уйдут с невыгодных маршрутов, которые сейчас они обслуживают практически из чистой благотворительности. Из ТОСов уже поступали жалобы, что после проведения рейдов ОП работа общественного транспорта в ряде отдаленных маршрутов сначала наладилась, но уже недели через две в утренние и вечерние часы опять начались проблемы. Есть ли какой-нибудь выход из этой ситуации?
- Он очень тонкий. Сложность, конечно, существует. Я хочу просто сказать, что у нас нет обиженных перевозчиков, которые себе в убыток тянут нерентабельные маршруты. В свое время было принято совершенно правильное решение: лоты формировались таким образом, что в нем был высокорентабельный маршрут и низкорентабельный. Поэтому в итоге в рамках лота получается какая-то средняя норма рентабельности, которая всех устраивает. Другой вопрос, что если бездоговорные перевозчики заходят на высокорентабельные маршруты, и в течение дня размывают экономику договорным перевозчикам, соответственно, нерентабельные маршруты становится тяжело содержать, потому что в целом не выходят на тот финансовый результат, на который изначально рассчитывали. Это действительно сложная проблема, она должна решаться путем договорных отношений, путем переговоров, если хотите, между отдельными игроками. И внесением изменений в федеральное законодательство. Как я чувствую настроения коллег из федерального центра, на осеннюю сессию они уже готовят такой проект закона. Я не знаю, насколько получится его дотолкать до логического завершения, но это присутствует.
Тонкий вопрос, согласен.
- Тем более, что бездоговорные перевозчики совсем недавно, то есть до заключения ныне действующих договоров, работали по договорам. И обострившиеся сейчас «войны», которые доходят до поджогов машин и избиений, показывают, что эта сфера весьма криминализована. Можете ли вы каким-то образом влиять на составление конкурсной документации администрацией г. Иваново (формально – не можете), осуществлять какой-то контроль за проведением конкурсов, за теми требованиями, которые выставляет город к тем, кто претендует на те или иные маршруты?
- Контроль может быть общественным. Я вижу, что достаточно часто высказывается мнение, что предыдущие конкурсные процедуры были проведены с какими-то нарушениями. Я на самом деле не уверен, что это так, но может быть, открытость не помешает. Мы не исключаем, что мы будем пересматривать критерии отбора, потому что к некоторым критериям тоже есть некоторые замечания со стороны и со стороны общественников. И со стороны участников рынка. Не исключаю, что будем предварительно выносить этот вопрос на общественное обсуждение, но не на широкое, потому что этот вопрос достаточно узкий, а на общественное обсуждение экспертов. Вот как-то так.
(Вопросы задавала Анна Семенова)
1000inf.ru
Политика
Александр Лодышкин: проблема бездоговорных перевозчиков должна решаться путем переговоров
Как область собирается решать проблемы