Ломоносовы – не вы
Систему единого государственного экзамена в России ввели в начале двухтысячных годов, обязательным ЕГЭ стал с 2009 года. Но тогда эта задумка еще не вызывала столько отрицательных отзывов, сколько сегодня. Изначально планировалось, что на каждого успешно сдавшего ЕГЭ и поступившего в вуз ребенка государство будет выделять определенную сумму денег на проживание и питание. Тогда мечта многих ломоносовых из глубинки поступить в московские или питерские вузы и спокойно учиться там, не отнимая последнее у небогатых родителей, была бы осуществима. Но в ходе реализации ЕГЭ об этих планах позабыли.
«Недавно я общалась с одиннадцатиклассниками из Южского района, – говорит помощник проректора ИГСХА, представитель Общероссийского народного фронта и мать двоих детей Наталья Голубева. – На вопрос, куда же вы будете подавать документы, они ответили: «Везде». Везде – это во все ивановские вузы. В Москву, Питер не хотят – родители не смогут их там содержать, а работать и учиться после школьной скамьи непросто».
Печально, что у многих выпускников до сих пор нет четкого понимания, куда они хотят поступить и какую профессию получить. Подают документы «на авось» – где баллов хватит, где места еще остались. Стоит ли удивляться, что выпускники вузов пополняют армию менеджеров по рекламе и продавцов в бесчисленных торговых центрах?
Молчание учителей
Как относятся сами педагоги к объединению выпускных экзаменов в школе и вступительных в вузе? По словам Натальи Голубевой, она слышала от них много жалоб на ЕГЭ, но учителя говорить боятся – потому что бюджетники, потому что система. Для учителей ЕГЭ стало головной болью: они не только учат детей, но и участвуют в организации процесса приема экзамена, а это большая ответственность. В прошлом году в ЕГЭ в Ивановской области приняли участие 4 тысячи учителей.
«Эти экзамены – в школе и в вузе – должны быть абсолютно разными, – считает Наталья Голубева. – Вузы тоже пострадали от ЕГЭ – они получают вместо хороших студентов кота в мешке. Ведь за цифрами они не видят конкретной личности. Мы вынуждены упрощать вузовские программы, подгонять их под бывших школьников. Школьное образование во многом утратило свои функции из-за развития репетиторства и натаскивания именно на вопросы ЕГЭ. Все чаще старшеклассники вынуждены пропускать обычные занятия в школе. Зато они ходят к тем же учителям на платные уроки – чтобы готовиться к ЕГЭ».
Чем сложнее – тем честнее?
Систему государственной итоговой аттестации усложняют с каждым годом. В 2014–2015 учебном году ввели следующие новшества: повысились минимальные баллы; чтобы получить допуск к ЕГЭ, нужно написать сочинение; математику разделили на два уровня – базовый и профильный; в экзамен по иностранному языку добавили устную часть. Однако иностранные языки на ЕГЭ стремятся сдавать немногие. По данным департамента образования Ивановской области, в прошлом году школьники охотно выбирали для проверки на экзамене обществознание, биологию и физику.
После многочисленных скандалов со сливом контрольно-измерительных материалов (КИМ) в Интернет, единый госэкзамен стали проводить под девизом «За честный ЕГЭ». В регионе впервые осуществили эксперимент с распечатыванием КИМов прямо в школе на досрочном экзамене по физике. О результатах эксперимента говорить пока рано. Однако на экзаменационные ответы, которые сливают в Сеть школьники с Дальнего Востока и Сибири, выпускникам школ ЦФО можно не надеяться: совпадения с реальными заданиями если и будут, то минимальные, говорят ивановские учителя. Поэтому школьникам лучше рассчитывать на собственные знания.
Внимание, обыск!
«Сейчас сдача ЕГЭ превратилась в нечто умопомрачительное, – говорит Наталья Голубева. – Особенно родителей и детей пугает личный досмотр: детей должны обыскать, школьники должны пройти через рамки металлоискателя, сдать мобильные телефоны. Лично у меня уже после этого все знания бы улетучились».
Раньше школьникам могло стать плохо на экзамене из-за банального волнения. Теперь к этому фактору добавились и другие: видеонаблюдение, наряды полиции на каждом пункте приема ЕГЭ, необходимость сдавать мобильные телефоны. Однако и этого показалось мало: теперь в школах нужно будет ставить рамки металлоискателей, а учеников будут обыскивать. Вот только кто? Этот вопрос пока остается без ответа. Дело в том, что по закону «О полиции» полицейские не могут этим заниматься, права на обыск детей нет и у сотрудников частных охранных агентств и школьных охранников.
Как сообщила начальник департамента образования региона Ольга Антонова, в некоторых областях решили возложить функции досмотрщиков на педагогов. Ивановские чиновники полагают, что это уж слишком – слишком за рамками должностных обязанностей учителей. Между тем на одном из досрочных экзаменов в Иванове сдающих обыскивал школьный вахтер. Чтобы урегулировать вопрос, кто же получит доступ к телу несовершеннолетних, замгубернатора Ирина Эрмиш поручила решить эту проблему департаменту образования и УМВД по Ивановской области.
Обратились к Путину
Инициативная группа ОНФ подготовила обращение к президенту РФ Владимиру Путину, в котором просит скорректировать систему ЕГЭ, в частности, установить обратную связь с Министерством образования, чтобы по результатам экзаменов выявить недостатки школьной программы и уделить больше внимания предметам, с которыми у экзаменуемых возникало больше проблем на ЕГЭ.
Кроме того, президенту напомнили о его поручении Минобру дать возможность выпускникам, которые не собираются поступать в вузы, не сдавать ЕГЭ. Также активисты от образования выступают за организацию постоянных пунктов приема единого госэкзамена, чтобы освободить обычных учителей от массы обязанностей по организации итоговой аттестации. И еще: президенту предлагают обратить внимание на возможность разделить экзамены по всем предметам на базовый и профильный уровень, чтобы будущим студентам вузов и тем, кто не собирается получать высшее образование, было легче.