Здесь лёгкостью дивит в прозрачности ограды…
П. Вяземский
Начать рассказ о решётках городских ограждений мне придётся в стиле Хорхе Луиса Борхеса. Итак, Наум Синдаловский в книге «Легенды и мифы Санкт-Петербурга» со ссылкой на книгу Григория Гермонта «Решётки Летнего сада и его окрестностей», изданную в 1938 году, пересказывает легенду о богатом англичанине, который пожелал увидеть ограду Летнего сада и Стрелку Васильевского острова. Прибыв на яхте в город белых ночей, англичанин, увидев с борта вожделенную решётку, был настолько поражён её совершенством, что, даже не сходя на берег, отправился в обратный путь. Согласно другой легенде, в 1920-х годах американские бизнесмены предлагали Совнаркому СССР за эту решётку несколько паровозов, но народный комиссар просвещения А.В. Луначарский от имени правительства отказался от такой сделки.
Мне в Северной столице больше нравится решётка в стиле модерн, обрамляющая Михайловский сад со стороны канала Грибоедова у Спаса на Крови. Но речь я хочу повести не о своих эстетических предпочтениях и не о сопоставлении великолепных оград в имперской столице с тем, что есть в Иванове, а о перипетиях стиля города, проявляющегося в его металлических аксессуарах.
Предположу, что многие бывшие советские люди не смогут вспомнить типовой узор дорожных ограждений в нашем городе – орнамент чередующихся секций с красной звездой и явно восходящим, а не заходящим, столь же багряным солнцем. Был такой. Каждый год накануне Первомая его очищали от пыли и грязи, а потом красили. После заката СССР идеологически выдержанные ограды, видимо, были сданы в металлолом. Это существенно увеличило свободу передвижения для пешеходов. Но по истечении некоторого времени улицы стали приводить в надлежащий вид и устанавливать ради безопасности тех же пешеходов новые уличные ограждения. Рисунок у них был весьма замысловатый, отсылающий чуть ли не к модерну и рококо. После приведения в порядок левобережного участка реки Уводи между проспектами Ленина и Энгельса возникла надобность в ограждении набережной. На чугунное обрамление денег не нашлось, решётка была установлена не очень основательная, с угловатым узором, не претендующим на простоту формы. И, наконец, совсем уж недавно не слишком погружённые в себя горожане и гости города могли обнаружить, что на некоторых улицах появились совсем уж простые, созданные в духе геометрического абстракционизма уличные ограждения.
Встречаются на некоторых нецентральных улицах и проспектах и альтернативные узоры. На бульваре Спасателей, что возник в прошлом году на улице Шубиных рядом с Ивановской пожарно-спасательной академией, прямоугольные ограждения декорированы золотистыми эмблемами противопожарной службы. А звёзды в узоре оград сохранились разве что в Пограничном переулке около детского парка.
Полистилистику городской среды вряд ли следует рассматривать с помощью оппозиции «хорошо»/«плохо». Более подходит противопоставление – уместно или неуместно. Само слово, кстати, корреспондирует с местом как точкой бытования. В наше время в едином стиле может быть выдержан город совсем уж декоративный, законсервированный в позапрошлом веке и находящийся не в России. Издержки советских архитектурных экспериментов обезобразили вполне уютные пряничные городки, такие, например, как Плёс или Суздаль. Что уж говорить про Иваново! В конце XIX века он поражал своими контрастами, но тяга к прекрасному у местных фабрикантов всё же имелась. Сварку в ту пору использовали не столь широко, так что узор оград был вполне чугунный, литой или кованый. Остатки былых попыток придать Иваново-Вознесенску городской вид по сей день можно встретить на обоих берегах Уводи, чаще всего на укромных улочках старого города, в значительной части сохранившего и сельскую планировку и вполне деревенский внешний вид.
Но есть приметы дореволюционного убранства и на бывшей Александровской улице, ставшей сейчас отрезком проспекта Ленина от реки до одноимённой площади. Здесь сконцентрированы здания разных стилей и эпох, и между Бурылинским и Куваевским бульварами, идущими по обе стороны проспекта от улицы Батурина до улицы Демидова, подпорную стенку проезжей части венчает «набегающая волна», мотив которой был бы весьма кстати на набережной. Проезжая мимо на общественном транспорте на работу и тем более с работы, ивановцы вряд ли акцентируют на ней внимание. Может быть, лишь томясь в пробке, будучи застигнуты на этом коротком промежутке проспекта в час пик. Фотографы очень любят снимать это изящное обрамление, выполненное в стиле модерн. Но многие ли задумывались над тем, в какой степени гармонирует эта без преувеличений великолепная решётка с эффектным 102-квартирным домом Горсовета, построенным в конце двадцатых годов прошлого века в конструктивистском стиле по проекту одного из лучших иваново-вознесенских архитекторов Василия Панкова? Кстати, схожее декоративное оформление имеет построенный в палладианском стиле энергетический колледж на улице Ермака.
Так уж получилось, что в городе, если не всё, то очень многое смешалось и перемешалось. Лишь немногочисленные старожилы могут помнить взорванную в 1937 году изумительной красоты Спасскую церковь, спроектированную в византийском стиле архитектором Фёдором Шехтелем. А вот перенесённые от неё к главным зданиям текстильного и химико-технологического институтов будто филигранные решетки ограды могут вспомнить не только бывшие студенты этих вузов и завсегдатаи научной библиотеки. Лет двадцать назад они исчезли с проспекта Фридриха Энгельса у текстильной академии и теперь их можно увидеть только у главка химтеха со стороны улицы Пушкина. Не могу опять же сказать, что изящные чугунные кружева идеально вписываются в ансамбль зданий, созданных для иваново-вознесенского политеха в стиле «пролетарской классики», или «красной дорики», московским архитектором Иваном Фоминым. Стилистический диссонанс касается не только декоративного убранства улиц, кстати. Вспомните название ресторана «Чугунок» в здании, созданном в эпоху эмалированных кастрюль...
На проспекте Ленина между Станционной и Сибирской, в части бывшей Николаевской улицы, сохранилось ограждение бывшей больницы для мастеровых и рабочих. Из-за строительства ТЦ «Никольский» ограда на противоположной стороне была демонтирована. Фрагмент местами повреждённой брутальной чугунной изгороди ещё держится на кирпичных столбах в начале чётной стороны улицы Ермака. На другой стороне этой улицы решётка куда более изящная. Оставляющий пространство для воздуха узор может сделать железную решётку незаметной. Если не присматриваться к городу через видоискатель фотоаппарата, то можно пройти мимо Дворца бракосочетаний и Музея ивановского ситца, мимо бывшего особняка Ивана Полушина и художественного музея, первой и второй городских больниц, двадцать первой и тридцатой школ, Ленинского районного суда на улице Пушкина (бывшего особняка Николая Гандурина) и ряда других мест. У бывших особняков фабрикантов металлические аксессуары сохранились достаточно хорошо. Порой их нельзя увидеть с улицы, как, например, внутреннее ограждение у филиала научной библиотеки на улице Дзержинского, разместившемся в бывшем особняке Сергея Полушина. Нет в ней, казалось бы, ничего, что может вызывать восхищение и эстетическое потрясение, но её чёрная графика просто заставляет остановить на ней свой взгляд.
На нынешней улице Якова Гарелина дом номер 6 когда-то принадлежал владельцу чугунолитейного завода Михаилу Калашникову. Поскольку дом почти выходит на красную линию, то ограждение перед фасадом скромное, не бросающееся в глаза и напоминающее мне проволочным рисунком рыбацкую сеть или плетение сетки-авоськи. Подобные палисаднички можно увидеть на улицах Арсения, Смирнова, Степанова, Московской. Около остановки общественного транспорта «Улица Смирнова», что на Лежневской, не все острые пики ограждения выстояли под натиском вандалов, но оставшиеся несколько лет назад даже покрасили в безудержном порыве благоустройства.
На Московской улице одна из наиболее фотогеничных оград у дома номер 16 была демонтирована для установки гаража из бетонных блоков. К счастью, беспредел был остановлен, решётку в форме греческих арф вернули на место, только вот кирпичную кладку под ней не восстановили, так что музыкальный узор частично возвышается над деревянным забором. Были когда-то у этой конструкции и изящные кованые завершения в виде виноградных листьев. Пока ещё чудом удерживается последний.
Чуть дальше от центра на этой же стороне улицы за витой кованой оградой – небольшая усадьба с очень уютным домиком с полуколоннами. Особнячок и удивительно гармонирующая с ним решётка находятся на ранней степени разрушения, что придаёт им ещё более трогательный вид. А вот античный узор обрамления кирпичного забора бывшего особняка Соколова на улице III Интернационала, что напротив дома Дюрингера, при всём своём совершенстве не способен отвлечь внимание от ужасающего облика буквально на глазах разваливающегося особняка редкой для Иванова красоты. Эти здания находятся вдали от людных мест, и только романтически настроенные фотографы и художники находят сюда дорогу, хотя до Шереметевского проспекта идти пешком меньше пяти минут.
Наверное, у кого-то из читателей, проживающих в центре, есть свои любимые столетние металлические узоры, убедиться в наличии которых хочется время от времени. Кто-то помнит, что некогда их было больше. Сдержанные неоклассические формы ограды, установленной сто лет назад у склона оврага над ручьём Кокуй на нынешней улице 10 Августа, могут задержать взор только истинных ценителей старины. Ведущая вниз металлическая лестница где-то в восьмидесятые пришла в негодность, а в девяностые годы и вовсе исчезла. Даже будучи обрушенной, она выглядела крайне живописно, что может подтвердить фотография на странице 89 фотокниги Виктора Боровкова «Иваново – мой город». Среди имеющихся в ней снимков разных лет много описанных мной металлических аксессуаров городской среды. Иногда это даже узор тени, отбрасываемый невидимой решёткой. Фотографа интересуют детали, фрагменты декора, созданного, что немаловажно, в очень давние времена. В крайнем случае, в советское время. Забота о сохранении наследия в постсоветском Иванове стала давать о себе знать лишь в последние годы. Утерянное вряд можно вернуть. Ещё в шестидесятые сквер на площади Революции около гостиницы «Центральной», где в ту пору на месте клумбы бил фонтан, был обрамлён оградой с вазонами на столбах при входе. Судя по старым фотографиям, интересное переплетение чугунных кругов украшало здание старого вокзала ещё в пятидесятые годы. Основательное, но не кажущееся тяжеловесным, обрамление тротуара сохранилось на спуске по проспекту Ленина к площади Пушкина. Чтобы его рассмотреть, не обязательно опускать взор долу, оно прекрасно просматривается в перспективе и делает тем самым этот участок весьма, не побоюсь этого слова, благоустроенным. Конечно, следует упомянуть и декор ограждения мостов, построенных в 1950-е годы. Самым помпезным из них стал Туляковский (Театральный) мост, сохранивший большей частью свой облик. Наиболее изящным является пешеходный Банный мост, парящий над Уводью.
Облик центра города в последние десятилетия определяется не только исчезновением старого, но и появлением достойного прежних образцов нового. Любопытные метаморфозы начались чуть более четверти века назад около дома на Пушкина, 9. В разгар перестройки политика открытости привела к тому, что краснокирпичная стена у обкома КПСС была снесена, доступ к власти был открыт все девяностые годы, а потом место стены заняла новая ажурная преграда, чередуемая увенчанными шарообразными светильниками в изящном металлическом обрамлении краснокирпичными столбами, стоящими на обложенном серой плиткой низком постаменте. Пожалуй, в эстетическом отношении это самый удачный случай стилизации.
Если совершить виртуальную прогулку по городу с помощью панорамной программы «Яндекса», то в дополнение к отмеченному мной можно увидеть и иные примеры металлических кружев. Решёток разной степени замысловатости в городе в последние годы прибавилось. По своей выразительности большинство из них уступает дореволюционным образцам, а фактуру чаще всего и сравнивать не имеет смысла. Возвращаясь к вопросу полистилистики, хочу сказать, что разнообразие уличных ограждений в пределах главных городских магистралей является эклектикой не самого высокого порядка и даже отдаёт дурным вкусом. Большие архитектурные формы в нашем городе, будто геологические пласты в зоне разлома, напирают друг на друга. Как тут примирить модерн с конструктивизмом, сталинский ампир с постмодерном? Найти соломоново решение не просто. Но всё же улицы с доминирующей конструктивистской застройкой или минималистскими формами панельных домов предполагают обрамление в стиле супрематизма и Пита Мондриана. Присмотритесь к городу!