- В принципе, такие нормативы есть: в 2009 году правительство области утвердило региональные нормативы градостроительного проектирования. Да, они были разработаны на основе документов, существовавших еще с советских времен: СНИПов, ГОСТов и т.д. При этом очевидно – кто бы что ни говорил, чиновникам это тоже очевидно, они здравомыслящие люди – что реалии современной жизни очень сильно отличаются от тех, которые существовали в 1970-1980-х годах, и даже от того, что происходило в начале 2000-х годов. Я прекрасно помню, как мы в 7 часов утра ходили на лекции в ИГАСУ по ул. 8 Марта, где не было ни одной машины, а зимой улица была занесена снегом и по нему была протоптана тропинка. А сейчас там очень интенсивное движение, наверное, почти круглосуточно.
Другой пример: по СНИПам, на 5 жителей многоквартирного дома должно быть одно машино-место. Сейчас это звучит смешно, потому что нередко в семье у каждого есть машина. Но СНИПы действуют, и даже новые дома не обеспечены достаточным количеством парковочных мест. Мы не можем обязать застройщика обустроить больше парковочных мест, чем предусмотрено нормативными документами – если минимум выполнен, все остальное на его усмотрение. Можно, конечно, прописать в нормативах, что на двух жителей должно приходиться одно машино-место, но при этом надо понимать, насколько из-за этого вырастет себестоимость жилья. Ведь все затраты, в том числе, увеличение арендной платы за земельный участок, застройщик переложит на плечи покупателей. И какой бы аспект, связанный с градостроительными нормативами мы ни взяли, мы будем сталкиваться с тем, что любое их изменение будет тем или иным образом отражаться и на себестоимости строительства, и на доступности жилья и объектов инфраструктуры для потребителей.
Безусловно, действующие региональные нормативы требуют определенной корректировки, и насколько я знаю, сейчас правительство области работает в этом направлении. На основе этих региональных нормативов будут разработаны муниципальные, причем к этой работе будут привлечены не только сотрудники администрации города, но и сторонние специализированные организации. В моем видении, в результате мы должны получить документ, который хотя бы лет 10 будет являться определенной аксиомой, отталкиваясь от которой, мы будем строить всю работу. Это первый момент.
Второй момент: если мы посмотрим Градостроительный кодекс, то увидим, что кроме генерального плана есть еще правила землепользования и застройки – документ, который от идеала, которым является генплан, возвращает нас в реалии. А как только мы спускаемся на грешную землю, возникает вопрос, где взять деньги. Например, в генплане у нас есть красивая, хорошая и очень нужная дорога, шириной 80 метров плюс строительство моста…
- Улица Бубнова – улица Рыбинская, например.
- Например. Ведь если ее построить, было бы просто замечательно. Начинаем считать, сколько это будет стоить. Финансисты сразу седеют и говорят: «Ребята, ищите кимберлитовые трубки». То есть, мы упираемся в то, что идея хорошая, а как реализовать – непонятно.
Есть вариант: поужаться в своих запросах, сделать, насколько хватит денег. Но такое решение спасет ситуацию на год-два, а потом окажется, что пробок не стало меньше, развязка неудобная, и все будут опять упрекать администрацию: куда вы раньше смотрели?
Именно поэтому генплан принимается на длительный период, и на сегодняшний день это хороший документ, в котором заложены неплохие идеи. Но они не учитывают реальных финансовых возможностей города, реалии экономической ситуации. Когда в 2006 году принимали генплан, никто не знал, что случится кризис 2008-2009 годов, а о нынешнем кризисе тем более никто не задумывался. Можно, конечно, напрячься и построить одну дорогу – но тогда надо забыть про благоустройство, социалку и т.п.
- А с другой стороны, возьмем Авдотьино. По генплану там, конечно, предполагалась комплексная многоэтажная застройка, но не настолько масштабная. И тем более не учитывался новый район, который собирается построить ГП «Квартал» на землях пока еще Ивановского района. И расширение дороги там не предполагалось, а теперь без этого явно не обойтись.
- Если мы говорим про улицу Революционную, то там по генплану предполагается значительное расширение. И здесь мы имеем еще одну серьезную проблему в виде земельных участков, выходящих за красную линию, то есть находящихся на предполагаемых территориях общего пользования. Когда будет расширение дороги – неизвестно, но владельцы этих земельных участков живут здесь и сейчас, и не могут в полной мере распоряжаться своим имуществом, например, провести реконструкцию своего дома.
Возвращаясь к Революционной: если ехать из центра города, то по левой стороне предполагается расширение дороги. И если этот проект реализовывать, то придется выкупать весь первый ряд частного сектора, со всей недвижимостью, со всеми деревьями и кустами, каждый куст смородины оценивать и т.д. Хорошо если собственники будут согласны с предложенной ценой, а если нет, то придется вести долгие судебные тяжбы. В самом простом случае, если все будут согласны, на это потребуется огромная сумма.
Если посмотреть генплан, то можно увидеть, что там предложены решения всех проблем дорожной сети, о которых сейчас говорят и спорят. Вопрос упирается в реализацию, в первую очередь, в деньги. Так что, я думаю, генплан города Иванова сейчас не требует серьезной корректировки.
А вот правила землепользования и застройки в таких корректировках нуждаются. Причем я говорю не о картографической части – там все более или менее в порядке. В ПЗЗ надо совершенствовать понятийный аппарат, надо приводить их в соответствие с нормативными документами федерального и регионального уровня. Простой пример: мы в последние годы много говорим о необходимости комплексной застройки. Но сейчас мы столкнулись вот с чем: например, строительная компания решила построить жилой комплекс. Получила участок в зоне многоэтажной жилой застройки Ж-3. Жилые дома там можно строить, а сопутствующие объекты, например, отдельно стоящие магазины (я не говорю о торговых центрах в данном случае) – нет. Такие объекты относятся к условно разрешенным видам использования, и чтобы их построить в зоне Ж-3, надо проводить публичные слушания. Конечно, можно их формально провести, но если мы говорим о комплексном развитии территории, надо изначально планировать всю инфраструктуру, начиная от школ, поликлиник и детских садов и заканчивая магазинами, предприятиями сферы услуг, общепита, парковками и т.п. И, кстати, все это должно быть закреплено в нормативах градостроительного проектирования.
- А может, для вновь застраиваемых многоэтажными домами территорий ввести отдельную зону, Ж-4? Потому что ограничения для строительства торговых объектов в зоне Ж-3 вводилось по предложению жителей, которым надоели «магниты», вырастающие как грибы под окнами.
- Да, необходимы изменения подобного характера. И таких моментов немало. Но еще раз повторю, должны быть разработаны четкие правила, что где может размещаться и в каком количестве. И, конечно, должна продолжиться разработка проектов планировки и проектов межевания территорий. Это самые «живые» документы, изменения в которые, в том числе, могут достаточно оперативно вноситься по инициативе жителей. Да, разработка этих изменений требует определенных знаний или средств на оплату работы специалистов.
1000inf.ru