Рассмотрев поступившие обращения, советом Общественной палаты было принято решение о проведении мониторинга транспортной доступности на территории Ивановской области. Его основной целью стало выявление проблем в работе общественного транспорта и выработка предложений в адрес сторон, ответственных за обеспечение пассажирских перевозок на общественном транспорте.
В феврале 2015 года силами аппарата Общественной Палаты была организована и проведена горячая линия, посвященная мониторингу транспортной доступности на территории региона. В течение 8 рабочих дней на горячую линию посредством телефонной связи и сети интернет обратились почти 300 жителей области.
Для анализа и отработки принятых обращений, а также для формирования предложений к вышеуказанным органам исполнительной власти Советом Общественной палаты была сформирована и утверждена рабочая группа, в состав которой, кроме членов Общественной палаты, вошли и представители ТОСов, обратившихся в Общественную палату региона.
При работе с обращениями граждан рабочей группой не принимались во внимание и не рассматривались заявления носящие анонимный характер, либо обращения, не имеющие отношения к тематике горячей линии.
Все поступившие обращения можно разделить на следующие основные категории:
• Отсутствие или недостаточное количество транспорта в вечерние и утренние часы, в выходные и праздничные дни.
• Отказ перевозчиков обслуживать льготные категории граждан.
• Хамство со стороны водителей и кондукторов, грязь в салонах автобусов, курение водителей во время движения по маршруту.
• Неудобные графики и маршруты движения.
• Неблагоустроенные остановочные павильоны и посадочные площадки.
Так же проведенный анализ обращений выявил и те маршруты, которые вызывают наибольшее количество нареканий граждан - это:
- Муниципальный транспорт - маршруты троллейбусов №№ 9, 3, 4. Малое количество транспорта на линиях всех перечисленных маршрутов и неудобство 9-го маршрута.
- Пригородные автобусные маршруты №№ 141, 143, 144, 155. Жалобы на отсутствие транспорта в вечерние часы, малое количество транспорта и неудобство 143 маршрута.
- Жители Беляницкого сельского поселения жаловались на отказ перевозчика на 143 маршруте обслуживать льготные категории граждан. Однако в настоящий момент данная проблема нашла своё решение. Члены рабочей группы Общественной палаты Ивановской области, совместно с представителями Общественного Совета Ивановского района, организовали и провели встречу с жителями Беляницкого сельского поселения. В ходе указанной встречи, жителями поселения были озвучены основные претензии и пожелания к работе перевозчика обслуживающего данный населенный пункт. Претензии и пожелания жителей были сформированы и переданы главе Ивановского района, а так же руководителю областного Департамента дорожного хозяйства и транспорта. Чиновники Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области совместно с руководителем городского комитета по транспорту и перевозчиками согласовали и реализовали новый маршрут № 36Б, призванный решить транспортную проблему жителей деревни Беляницы. На сегодняшний день запущено два графика по указанному маршруту.
- Городские автобусные маршруты №№ 1, 2, 3, 10, 17, 20, 36. Жалобы на отсутствие транспорта в утренние и вечерние часы, малое количество транспорта, отказ обслуживать льготные категории граждан.
Рабочая группа Общественной Палаты в рамках своей работы осуществила несколько выездных контрольных мероприятий с целью убедиться в справедливости замечаний жителей региона. Все мероприятия проводились в вечернее время как в будние, так и в выходные дни. Было проведено всего девять таких мероприятий. Результаты этих проверок были оформлены в виде протоколов и вместе со сводной таблицей обращений граждан на горячую линию направлены в адрес должностных лиц, отвечающих за транспортное обслуживание населения.
В большинстве своем жалобы граждан оказались обоснованными.
В ходе рабочих встреч с руководителями МУП ИПТ, Городского Комитета по транспорту, Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области был обозначен ряд системных проблем, не позволяющих в полной мере навести порядок в сфере обслуживания населения общественным транспортом.
Основной проблемой на сегодняшний день является несовершенство Федерального законодательства, допускающего работу на городских и пригородных маршрутах перевозчиков, не имеющих договоров с администрацией города и правительством области. Невозможность применения серьезной административной ответственности за отсутствие договоров, приводит к наличию на маршрутах региона самовольных перевозчиков, а также к повальному не соблюдению договорных обязательств перевозчиками, которые такие договора имеют.
Не менее серьезная проблема наблюдается и в несогласованности городских, пригородных и муниципальных маршрутов. Иногда совпадение маршрутов достигает 100%, что делает невозможной добросовестную конкуренцию между всеми участниками рынка пассажирских перевозок региона. В частности муниципальный транспорт становится не конкурентоспособным по отношению к более мобильному транспорту меньшей вместимости.
Вынуждены конкурировать между собой и коммерческие перевозчики, обслуживающие городские и пригородные маршруты, что, безусловно, отрицательно сказывается на безопасности дорожного движения и комфортности оказываемых услуг.
Вместе с тем остается нерешенной проблема обеспечения транспортом малорентабельных маршрутов. На примере 10-го городского маршрута можно говорить о том, что эксперимент с розыгрышем на конкурсе в одном лоте рентабельного и нерентабельного маршрута желаемого результата в полной мере не дал. Не смотря на значительное улучшение ситуации с обеспечением граждан транспортом на указанном маршруте, общая картина далека от идеала.
Троллейбусный городской парк так же испытывает ряд затруднений, которые связаны с неконтролируемой конкуренцией со стороны частного транспорта, малой мобильностью и недостаточной автономностью хода троллейбусов, а так же серьезным кадровым дефицитом водительского состава.
В связи с этим, рабочей группой Общественной палаты были разработаны и сформулированы следующие предложения и рекомендации к Правительству Ивановской области, Администрации города Иваново, а так же к руководству МУП ИПТ:
• Усилить взаимодействие между региональными и муниципальными уполномоченными органами государственной власти в вопросах разработки и организации единой маршрутно-транспортной сети. Определить орган исполнительной власти, имеющий приоритет в решениях, связанных с организацией маршрутно-транспортной сети в соответствии с нормами Федерального закона N 184-ФЗ.
• Рассмотреть возможность субсидирования перевозчиков, производящих обслуживание социально значимых маршрутов, транспортом общего пользования в соответствии с статьей 27 Областного закона №25. Для качественной реализации данного права, провести полноценное исследование пассажиропотока с целью:
а) выявления маршрутов, действительно являющихся социально значимыми, но вместе с тем малорентабельными и требующими дополнительной мотивации перевозчиков.
б) выявить реальный пассажиропоток на малорентабельных маршрутах в различное время суток и разные дни недели.
в) Разработать и ввести в законодательство региона определение «социально значимый маршрут, нуждающийся в субсидировании».
г) Разработать формулу позволяющую определить рентабельность маршрута и исключающую возможные спекуляции со стороны перевозчиков, связанные с определением необходимости субсидирования.
Субсидии предлагается начислять «плавающие», с привязкой ко времени суток каждого совершенного рейса, на основании реального количества совершенных перевозчиком рейсов, с учетом потенциальной загруженности транспорта в разное время суток и дни недели. Обязанность доказательства реального количества совершенных рейсов возложить на перевозчика. Основным подтверждением количества совершенных рейсов, подлежащих начислению субсидий, считать данные диспетчерских центров ГЛОНАСС. Установить плановый период установления размеров субсидий сроком в один месяц. Подобный подход по нашему мнению, даст возможность не только эффективно контролировать расходы бюджета, но и контролировать ситуацию с транспортным обслуживанием населения.
• Рассмотреть возможность изменения стоимости проезда в общественном транспорте в вечерние и утренние часы в сторону увеличения. Например: с 21:30 до 6:00. По нашему мнению, такой подход поможет мотивировать частных перевозчиков к более качественному и стабильному обслуживанию населения в указанный временной период.
• Уделить максимальное внимание работе с Федеральным законодательством. Совместно с депутатским корпусом Ивановской областной Думы, с членами Общественной палаты региона, подготовить и направить в Государственную Думу Российской Федерации поправки в существующее законодательство, с целью приобретения полномочий региональными органами исполнительной власти по полноценному регулированию транспортных потоков на территории региона.
Администрации городского округа Иваново
• разработать и разместить на остановочных павильонах информационные стенды для пассажиров, с информацией справочного характера, разъясняющих пассажирам порядок действий в той или иной ситуации, так же в информационных объявлениях необходимо разместить списки номеров телефонов служб и органов власти, отвечающих за качество и безопасность обслуживания пассажиров.
• При планировании работ по ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства, территорий общего пользования, технических средств организации дорожного движения, находящихся в муниципальной собственности города, рассмотреть возможность замены/реконструкции остановочных павильонов, и/или обустройства остановочных площадок/перронов, требующих таких работ.
• Рассмотреть возможность проведения оптимизации Муниципального предприятия «Ивановский Пассажирский Транспорт», избавлению от неликвидных активов, с целью изыскания средств для переоснащения троллейбусного парка аккумуляторами повышенной емкости, для увеличения продолжительности автономного хода троллейбусов.
• Разработать долгосрочную программу развития муниципального электрического и автобусного транспорта, с возможностью корректировки в условиях возрастающей конкуренции.
• Рассмотреть возможность запуска автобусного, вместо существующего троллейбусного маршрута №9, по актуальной для жителей схеме движения.
К УГИБДД по Ивановской области
• Усилить контроль за соблюдением ПДД водителями общественного транспорта.
• Рассмотреть возможность внесения изменений в №11-ОЗ, с целью установления административной ответственности на водителя и/или перевозчика, за посадку/высадку пассажиров вне остановочных пунктов.