Кто как может
Пожалуй, самым честным антикризисным шагом – и то не региональных, а федеральных властей – стало объявленное сокращение силовых структур. Наверняка, как в случае с реформой МВД, в первую очередь «под нож» пойдут именно те подразделения, которые не надо было бы сокращать, но тут уж ничего не поделаешь: ещё никто не смог эффективно бороться с особенностями национального реформирования. Тем не менее сокращение расходов на силовиков однозначно снизит нагрузку на бюджет (другой вопрос, на что пойдут сэкономленные деньги).
При этом ни в Иванове, ни в регионе на момент сдачи этого номера журнала в печать (20 февраля) никто официально не заикался по поводу секвестирования бюджетов (в смысле исключения не слишком обязательных трат, которых, если постараться, можно нашуршать немало). И если всё останется как есть, то значит, мы пойдём привычным путём создания комиссий, обсуждения, выработки решений, которые ни на что не влияют, – словом, будем надувать щеки и имитировать бурную деятельность. Да, и, конечно, выделять деньги в качестве помощи, а также добиваться выделения такой помощи из федерального бюджета для самых родных и близких предприятий (см. перечень системообразующих и градообразующих предприятий Ивановской области). Понятно, что все эти меры – не системные, они, возможно, решат какие-то точечные проблемы, однако кардинально картина не изменится. И никто не будет экономить на машинах, мебели, поездках, ремонтах, памятниках и прочих атрибутах исполнительной и представительной власти.
Забавно, но вносить в перечень «главных» предприятия, находящиеся в разной стадии банкротства (в том числе Вичугский машзавод, но есть ли что-нибудь ближе и роднее, чем ГК СУ-155?), можно, а предоставлять налоговые льготы тем, кто по тем или иным причинам накопил долги за несколько месяцев по налогам – ни-ни. И промышленники, и предприниматели не раз возмущались тем, что значительная часть льгот по налогам и других мер поддержки у нас остаётся на бумаге: мало кто может ими воспользоваться из-за довольно жёстких требований к претендентам. Речь не только о налогах, но и о среднем уровне заработной платы, и многом другом.
Если честно, то анализировать антикризисный план, представленный правительством, а точнее, специальной комиссией под руководством вице-губернатора Александра Фомина, не хочется. Меры по активизации экономического роста? Стабилизационные мероприятия? Меры по импортозамещению и поддержке несырьевого экспорта? По снижению издержек бизнеса, а также по поддержке малого и среднего предпринимательства? Ещё не смешно? Тогда вот вам сроки: до 1 апреля 2015 года планируется пересмотр перечня, сроков реализации и объёмов финансирования специальных мероприятий государственных программ Ивановской области с целью финансирования наиболее приоритетных направлений. До 1 июля 2015 года – пересмотр приоритетности объектов, включённых в перечень объектов капитального строительства, находящихся в собственности Ивановской области, финансируемых за счёт средств областного и федерального бюджетов в 2015–2017 годах.
Всё ещё не смешно? Тогда дальше цитируем. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, в т. ч. инновационных, с созданием новых рабочих мест на предприятиях, получивших государственную поддержку; обеспечение государственной поддержки отрасли в рамках содействия импортозамещению в агропромышленном комплексе Ивановской области; предоставление льгот по налогу на прибыль организаций в виде применения пониженных налоговых ставок налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет предприятиями, реализующими инвестиционные проекты на территории Ивановской области, предприятиями текстильного и швейного производства, а также производящими машины и оборудование, транспортные средства; после внесения на федеральном уровне изменений в налоговое законодательство будет произведена оценка возможности принятия мер налогового стимулирования в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. И, конечно, мониторинг и контроль ситуации в экономике и социальной сфере.
В общем, всё в лучших традициях. Два мира – два детства. Как будто ни вице-губернатор Александр Фомин, ни губернатор Павел Коньков не знают реалии бизнеса (любого масштаба) и не понимают, что для кардинального изменения ситуации, особенно в кризис, нужно принимать системные меры, а не оглядываться, кто какую зарплату платит, в какой сфере работает и все ли налоги выплатил.
Ещё один пример: в конце января областные власти под фанфары оповестили общественность о том, что они готовы «существенно упростить положение малого и среднего бизнеса в Ивановской области» (заявление Светланы Давлетовой из пресс-релиза). Упрощение это состоит в предоставлении права субъектам предпринимательства выкупать арендуемую ими собственность с рассрочкой на пять лет. Если что, большинство предпринимателей, арендовавших муниципальную или областную недвижимость, давно или выкупили её, или отказались от этого (здание в плохом состоянии, является памятником и т. п.), благо на сегодня предложений по аренде предостаточно, а выкупая старое здание или помещение, рискуешь получить не актив, а кучу проблем. Вопросы по льготному выкупу государственной и муниципальной собственности были актуальны лет 10 назад. Сегодня же малый и средний бизнес гораздо больше озабочен другими проблемами. Но нет – облегчим и упростим. Браво.
А кстати, сам-то бизнес чего хочет? И нужны ли ему какие-то меры поддержки со стороны властей, или опять всё сводится к тезису «лучшая помощь государства бизнесу – оставить бизнес в покое»?
И да, и нет. Фишка в том, что предложения у бизнес-сообщества имеются, но есть и серьёзные сомнения в том, что власть готова их хотя бы рассматривать. Вот, например, что предлагает в качестве поддержки бизнеса региональное отделение движения «ОПОРА РОССИИ»:
– разработать и принять закон Ивановской области о «налоговых каникулах» для начинающих предпринимателей;
– снизить ставку налога для субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих упрощённую систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», с 6 до 1% (в конце февраля на федеральном уровне планируется дать такое право регионам);
– снизить в два раза максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода (с 1 млн рублей до 500 тысяч рублей);
– ввести «патент для самозанятых граждан»;
– снизить ставку налога для налогоплательщиков, применяющих ЕНВД, для отдельных видов деятельности с 15 до 7,5%;
– снизить ставку налога для СМСП, применяющих упрощённую систему налогообложения по формуле «Доход минус расход», до 5% для всех видов предпринимательской деятельности;
– снизить кадастровую стоимость земли.
Есть, конечно, и другие предложения, вроде замораживания тарифов естественных монополий, но это уже федеральный уровень принятия решений, так что выкатывать такие требования региональным властям бессмысленно. И здесь мы подходим к самому главному: чего, собственно, власти хотят добиться применением антикризисных мер? Максимально пополнить бюджет или ослабить вожжи, дать возможность субъектам экономической деятельности выплыть самим и обеспечить нормальное существование своим работникам и далее по цепочке другим субъектам экономической деятельности? Исходя из законов рынка, надо бы выбрать второй вариант, и тогда согласиться с предложениями «ОПОРЫ», тем более что многие предложения поддерживают и другие объединения промышленников и предпринимателей. Однако что-то не верится в такое торжество разума. Первоочередная задача для любой власти сейчас – не допустить социального взрыва и выполнить «майские указы» президента (не к ночи будь помянуты). А для этого надо выкачивать и выкачивать деньги из субъектов экономической деятельности и из вышестоящих бюджетов. Так что, похоже, выберут первый вариант, и в ближайшие месяцы малый и средний бизнес будет вынужден уходить в тень или прекращать свою деятельность. Для того чтобы бороться с «серым» бизнесом, нужно будет усиливать надзорные и правоохранительные органы, а значит, снова увеличивать их штатную численность. Замкнутый круг получается.
Информатизационный резерв
Если уж говорить об оптимизации расходов, то вот ещё одна чёрная (а для кого-то – золотая) дыра в бюджете, причём не только областном, но и в муниципальных. Эта грандиозная дыра называется «информатизация органов власти». Нет, не в полном объёме, разумеется: создание условий для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде – штука нужная. Ведь записать ребёнка в школу, не поднимая попы с кресла, гораздо удобнее, чем выстаивать по ночам очереди у негостеприимных школьных дверей. Говорят, скоро прогресс дойдёт чуть ли не до электронных браков и разводов (по крайней мере, можно будет не париться в многочасовых очередях в загсе).
Но при этом в рамках программы информатизации есть столько малозаметных, на первый взгляд, направлений, которые, мягко говоря, являются не такими уж обязательными и необходимыми, денег требуют немало, к тому же уходят эти деньги почему-то примерно в одни и те же фирмы с одним и тем же составом учредителей. Да и стоимость работ этих самых «информатизаторов» тоже не вполне очевидна.
Самый яркий пример выбрасывания бюджетных денег на электронный ветер – это судьба портала «Электронное ЖКХ Ивановской области». Портал этот обошёлся областному бюджету в 4,5 млн рублей, и сегодня представляет собой натуральное кладбище (последняя новость относится к июлю 2014 года, форум, на котором, кстати, несколько месяцев свободно размещались рекламные сообщения интимуслуг, заблокирован). Наверняка в этот портал вливались ещё какие-нибудь деньги (например, на обучение сотрудников управляющих компаний заполнять замороченные формы по раскрытию информации, на поддержание его функционирования до нынешнего времени), но это уже так, семечки. Важно то, что деньги ушли на никому не нужный сервис.
Ещё одно маловразумительное начинание (впрочем, уже по инициативе федеральных властей) – это УЭК, универсальная электронная карта, к которой, кстати, в нашей области напилили ещё и транспортное приложение. Заявок на получение этой карты в регионе было меньше тысячи, но ведь сколько надо было потратить на обеспечение ее функционирования… Что-то подсказывает, что эти цифры мы никогда не узнаем.
Зато можно узнать, сколько же выделялось на всю эту информатизацию из областного бюджета в прошлом году, когда этими денежными потоками рулил незабвенный Антон Колмогоров, а также в этом, когда ими стал заниматься Дмитрий Косарев.
Если верить областной программе «Информационное общество Ивановской области» на 2014–2016 годы, то в прошлом году во всякие электронные прибамбасы было вложено 128,7 млн рублей, в этом будет пожиже – 60 млн, а на 2016 год запланировано вообще смешно – 18 млн рублей. Правда, не стоит забывать, что к областному потоку «информатизационных» денег прибавляются муниципальные. Например, для реализации проекта «Электронная карта школьника» только в бюджете г. Иваново на 2015 год заложено более 4 млн рублей. То есть в итоге, кто бы ни распределял эти деньги, все они пойдут компаниям, которые в последние годы «паслись» вокруг департамента информатизации.
Ещё раз повторю: перевод государственных и муниципальных услуг в электронную форму – процесс очень нужный, как и налаживание электронного документооборота между чиновничьими структурами. Но, может, каким-нибудь контролирующим органам уже проанализировать ценообразование в этой сфере, а заодно и круг компаний, выигрывающих аукционы на выполнение работ и оказание услуг в сфере информатизации. Я, конечно, не претендую на статус профессионала в этой сфере, но, на мой обывательский взгляд, брать с каждой ивановской школы по шесть с лишним тысяч рублей в месяц за обслуживание электронной проходной, от которой, если в школе не установлен турникет, бессмысленно (учителя гораздо точнее информируют о количестве детей, посетивших школу в данный конкретный день). 60 тысяч рублей в год с 52 школ – это уже больше 3 млн рублей в год. Не лучше ли направить эти деньги на ремонт школ, на учебники, на зарплату учителям, в конце концов? Такая же песня с видеонаблюдением в школах и со многими другими направлениями в программах и подпрограммах, где одним из исполнителей является департамент информатизации. Может, у нового начальника дойдут руки в этом разобраться?..
Про социальную карту жителя Ивановской области тоже можно слагать поэмы, но об этом в другой раз.
Конечно, те миллионы, которые крутятся в сфере «информатизации», не идут ни в какое сравнение с деньгами, выделяемыми, например, на строительство и ремонт дорог. Но дороги – вот они, результаты ремонта можно почувствовать собственной, извините, задницей (если рессоры жестковаты). Информатизация же – вещь, малопонятная мирным гражданам, так что никакие блогеры нигде верещать не будут, и тишина, которую так любят деньги, гарантирована. А если что, то всегда можно найти какого-нибудь волшебного электрика, который что-нибудь вовремя уронит, и всё, что нажито непосильным трудом… ой, извините, всё, что наработано за долгие годы и за немалые деньги, безвозвратно погибнет вместе с сервером. И никакого злого умысла. Если кто не понял, так это я про то, что произошло с сайтами почти всех департаментов областного правительства в декабре прошлого года, где-то на грани смены (очередной) руководства департамента информатизации. Да-да, чистая случайность. Хотя, судя по обилию троллей, бросившихся на нашем сайте на защиту экс-начальника департамента информатизации Колмогорова, предположение о его страшной мести небеспочвенно.
Поехали кататься
Пикировка (назовем её так, мягко) легальных и «нелегальных» перевозчиков, а также руководителя городского комитета по транспорту Михаила Дрюпина в январе-феврале 2015 года вышла за рамки экономики и постепенно перерастает в какое-то Маппет-шоу. Горящие машины, биты, лом, пробивший крышу автомобиля начальника областного департамента дорожного хозяйства и транспорта, открытые письма, судебные разбирательства – всё по законам шоу-бизнеса, держит зрителя, особенно заинтересованного, в напряжении. Но уже появился вопрос: не закончится ли вся эта возня пшиком? И все останутся при своих: легалы и «нелегалы» на тех же маршрутах, чиновники в своих креслах, а жители, в том числе областного центра – при отсутствии нормального транспортного обслуживания? Ведь что бы ни говорил Михаил Дрюпин, и автобусов большой вместимости на ивановских улицах раз, два и обчёлся, и все эти хвалёные «форды» вместо «газелей» не слишком соответствуют представлениям о нормальном общественном транспорте, и график движения утром и вечером не соблюдается, это даже комиссия Общественной палаты подтвердила. Правда, говорят, жалобы жителей при проверках подтверждались только тогда, когда о выездной проверке не знали представители легальных перевозчиков.
Сфера общественного транспорта, похоже, перестала быть сугубо экономической, законы рынка здесь не работают, а поэтому и проблемы разрешатся не открытыми письмами, не судами и даже не уголовщиной, оживляющей в памяти те самые «лихие девяностые». Нужна политическая воля и силовые методы, чтобы развести две стороны, сцепившиеся, похоже, не на жизнь, а на смерть. И делать это можно только подковёрными методами, жёстко и быстро – так, как это делала предыдущая областная власть. Кстати, она как раз и сделала – создала ту самую систему «своих» на маршрутах, поскольку общественный транспорт не только приносит доход (что бы ни говорили участники рынка, но добровольно с него никто ещё не уходил, также как и с рынка ЖКХ), но ещё и доход наличными, который практически невозможно проконтролировать.
Говорить, что решение или нерешение транспортного вопроса станет тестом на профпригодность или политическую зрелось для нынешней команды губернатора, несколько смешно. Ибо тесты давно закончились – сейчас уже давно должна была начаться работа.
Интересно, кстати, будет посмотреть, чем закончится история с инициативой гражданских активистов, которую они с таким трудом пропихнули сквозь аппарат Общественной палаты. При всей очевидности проблем, в том числе со схемой маршрутов в областном центре, их, похоже, никто решать не собирается. Впрочем, ситуация станет более понятной лишь через несколько недель.
Под чутким контролем
В принципе, стремление областных властей контролировать и мониторить понятно. Вот скажут им граждане: мол, хлеб подорожал, да и зрелища тоже. А власти им в ответ: а мы всё знаем, ещё вчера совещание по этому поводу провели. И всем строго-настрого наказали вести себя хорошо и в рамках законодательства (а то, что наше законодательство позволяет всё, если очень хочется, можно гражданам не рассказывать). Это, конечно, утрированная картинка. Но в целом именно такое впечатление складывается от всех этих бесконечных комиссий и заседаний. Констатация фактов – да. Реальные действия, которые бы помогли предотвратить раскручивание инфляционных механизмов, – нет.
Да и по большому счету нужны ли они? Объективные факторы, приводящие к подорожанию всего – от соли (ну да, «Артёмсоль» нынче под большим подозрением у Роспотребнадзора как вражеский производитель) до лекарств, от кормов для животных до молока и хлеба – от сурово сдвинутых бровей никуда не денутся. Об импортозамещении надо было думать раньше, когда доллар стоил ещё 32 рубля. Впрочем, это комок грязи в огород, в первую очередь, федеральных властей, которым глубоко плевать на мелкие тявканья из регионов. Благодаря их усилиям в стране и так подешевели водка и бензин. Так что оставим эту тему и вернёмся к ценам и мониторингам.
Помните, что творилось в магазинах бытовой техники и электроники перед Новым годом? А после Нового года, когда немногочисленные покупатели впадали в ступор, увидев ценники? А сейчас что? Вот-вот, цены, конечно, не вернулись к уровню лета прошлого года, но уже заметно поскромнели. По одной простой причине: из-за снижения спроса и появления серьёзных конкурентов в виде очухавшихся граждан, нахапавших телевизоры и стиральные машины в кризисно-предновогоднем ажиотаже, а теперь сбрасывающих ненужный пятый холодильник через Интернет, потому что деньги нужны на более неотложные нужды.
И с продуктами абсолютно та же история. Подорожал в два раза хлеб в федеральных сетях? Так не покупайте там хлеб, благо эти сети задушили ещё не всех местных ретейлеров. Идите в другие магазины и будет вам счастье, а те же сети через какое-то время скорректируют цены. Если же какой-то товар первой необходимости резко подорожал везде, то это уже работа для прокуратуры и УФАС. Имеет ли смысл имитировать бурную деятельность, отчитываться еженедельно и публично? Наверное, да, потому что иначе возникнут вопросы, а за что чиновники из ДЭРиТ, лишившегося с этого года многих из ранее имевшихся у него функций, получают свою зарплату? Но только вряд ли стоит переоценивать влияние этой деятельности на объективную действительность, ожидающую нас за стенами зала заседаний.
Нужно ли идти по пути других регионов (а таковых уже больше десятка), которые жёстко ограничивают торговые наценки на социальные товары во всех магазинах (где 10%, где 15%)? Бог весть. Ведь ретейлеры всё равно свою маржу возьмут – не с покупателей, так с поставщиков. Или найдут ещё на чём сэкономить – на зарплате персонала, скажем, как это делает «Евролэнд». Тоже своего рода антикризисная мера. Шутка…
Точечная застройка: готовимся к весне
В преддверии активного строительного сезона в Иванове вновь обострилась проблема точечной застройки. Как минимум два объекта, по которым проходили публичные слушания, являются сомнительными:
– на улице Громобоя у «подковы» в охранной зоне памятника архитектуры вместо магазинчиков типа «ларёк» хотят воткнуть двухэтажный остеклённый магазин;
– под окнами дома 20 по улице Радищева будут снесены взрослые деревья, а на их месте появится магазин «Упаковка».
Вспомним ещё возмущение жителей улицы Сакко, где во дворе одного из домов полным ходом идёт строительство 14-этажного дома, жителей нескольких улиц в Авдотьино, которые внезапно обнаружили, что у них под окнами появится трасса, а также проект перепланировки квартала в районе улиц Бубнова и Суворова, похоже, призванный просто узаконить торговое здание, вопреки всем нормам построенное на месте частного дома… Не многовато ли для периода продолжительностью чуть больше месяца? И ведь это только те «точки», по которым проходили слушания, а, как известно, в целом ряде случаев обходится без публичности.
Любимый тезис экс-главы администрации областного центра Александра Кузьмичёва, который он использовал во всех скандалах с точечной застройкой – «город должен развиваться», похоже, продолжает действовать. При этом почему-то ни бизнес, который ведет эту застройку, ни городские власти, выдающие разрешения, не задумываются о праве жителей города на комфортную городскую среду и о том, что все эти, с позволения сказать, объекты демонстрируют их отношение к городу в целом. В Иванове отсутствует та грань, за которой заканчивается право бизнеса застраивать всё подряд как угодно и чем угодно и начинается право жителей жить в городе, где есть зелень, пространство, солнечный свет и хотя бы минимальные представления об архитектуре (про охрану памятников культурного наследия я уже не говорю). При этом, кстати, незадолго до своего старта в правительство области Александр Кузьмичёв подписал постановление о создании совета по вопросам дизайна городской среды, художественного оформления города, сохранения объектов культурного наследия при администрации города Иваново. Вроде бы вот оно, поле для работы этого совета. Однако, судя по его составу, это будет ещё один консультативный орган, штампующий «одобрямсы».
Исполняющий обязанности первого замглавы администрации Владимир Репин пообещал нам пояснить позицию ивановской мэрии по целому ряду вопросов, в том числе по точечной застройке, но после 1 марта (видимо, городские власти планируют, что к тому времени шуршание вокруг назначения, а вернее, неназначения нового сити-менеджера прекратится, и будет ясно, кто в каком кресле останется). Что ж, ждём. Потому что получить эти разъяснения хотелось бы, причём не только журналистам, но и многим жителям, которым, как вы помните, в сентябре выбирать новый созыв городской думы. А учитывая тот факт, что ряд нынешних депутатов имеют прямое отношение к точечной застройке, эта карта в ходе предвыборной кампании явно будет использоваться по полной программе.
И, конечно, финал-апофеоз бардака, который творится в строительной сфере в областном центре, – это презентация нового остановочного павильона на площади Пушкина. На его несоответствие и здравому смыслу, и действующим нормативам обратили внимание даже те, кто не так часто пользуется общественным транспортом. Это уродливое сооружение дополнило и без того «убитую» в архитектурном смысле площадь Пушкина, которая постепенно перестает быть площадью и превращается в наглядное пособие «Как нельзя строить».
Не сомневаюсь, что депутат Ивгордумы Сарраф Мамедов (основной акционер ОАО «ГАТП-2», которое строит павильон на площади Пушкина и намерено построить ещё более 30 таких павильонов по всему городу) хотел осчастливить горожан этими остановками. А попутно окупить расходы, организовав в остановочных павильонах торговые точки (вернее, коммерческие объекты). Ничего, что действующие ГОСТы запрещают размещение торговых точек на остановках. Ничего, что на тротуаре у этого современного сооружения теперь могут разойтись только два пешехода, и то при условии, что они не слишком крупной комплекции. Ничего, что павильон расположен в зоне охраняемого ландшафта – представители инвестора даже не слышали об этом и не в курсе, что размещение объекта подобных объёмов в этом месте надо согласовывать с департаментом культуры (а департамент культуры пока молчит). Зато здесь есть туалет и видеонаблюдение. И глава города Вячеслав Сверчков очень поддерживает идею установки таких павильонов.
Вы скажете: ну и что? Ну строят, ну ставят остановки с ларьками – людям же надо зарабатывать. Но при отсутствии четких правил игры (а в Иванове, такое впечатление, что правил вообще нет, захотел – и построил) получается, что никакое мнение жителей, никакие соображения целесообразности, никакие нормативы не ограничивают это стремление заработать, даже в ущерб городу и его жителям.
Самое печальное заключается в том, что с 1 марта ситуация только усугубится. С этого дня вступают в силу поправки в Земельный кодекс, внесённые федеральным законом № 171-ФЗ. И арендовать муниципальную землю и участки, право собственности на которые не разграничено, будет гораздо легче. По новым правилам, гражданин или предприниматель окажется вправе выбрать любой муниципальный участок и потребовать у администрации выставить его на продажу. А некоторые категории физлиц и вовсе смогут получить земельные участки в пользование бесплатно – например, ряд категорий работников бюджетной сферы. То есть появление во дворах многоэтажек коммерческих объектов и платных стоянок – реальная перспектива. А значит, в ближайшем будущем нас ожидает немало скандалов, связанных с точечной застройкой, и ещё более негативное отношение горожан к власти и бизнесу.
Сказка про белого бычка
Одно из новшеств этого года – создание областной комиссии по мониторингу состояния расчётов за поставленные энергоресурсы. Тема крайне важная, что продемонстрировал пример совхоза «Тепличный», однако и здесь есть вопросы относительно эффективности работы этой комиссии. Потому что если при относительно стабильной экономической ситуации целый ряд предприятий действовал по принципу «долги платят только трусы» (тот же «Кранэкс» и производные от него), то сейчас сам бог велел оставить с носом проклятых монополистов и попользоваться «коммунальными» деньгами. Не будем здесь рассуждать про обоснованность тарифов для юрлиц, поскольку, раз уж предприятие подписало договор с поставщиком – извольте соблюдать положения договора.
Пока понятно, что в целом по региону долги за газ и электроэнергию растут существенно, что может привести к печальным последствиям к концу отопительного сезона, когда у тех же газовиков будут развязаны руки. Примечательно, что в большинстве случаев население (не берём ситуацию с ОДН, поскольку там есть целый ряд моментов, ставящих под сомнение корректность начисления платы) платит вполне исправно, зато организации коммунального комплекса и промпредприятия наращивают задолженность завидными темпами.
Занятные данные привел «Газпром межрегионгаз Иваново»: кроме того что общая задолженность в регионе по сравнению с февралём 2014 года выросла на 50% и достигла 1,5 млрд рублей, в списке должников появился Ивановский филиал ОАО «Волжская ТГК» – ранее филиал ОАО «ТГК-6», тот самый, что снабжает теплом и горячей водой значительную часть областного центра. ТГК накопила почти 500 млн рублей задолженности – впервые за много лет. Кстати, «Тепличный» тоже много лет был исправным плательщиком, так что любители проводить аналогии могут порезвиться. Но фишка в том, что в свою очередь перед филиалом Волжской ТГК накопили долги муниципальные энергетики в лице «Ивгортеплоэнерго». Эти долги в конце ноября превысили 1,3 млрд рублей, и именно они стали основным поводом говорить то о концессии, то о создании совместного предприятия с «большими» энергетиками». То есть Волжская ТГК, с одной стороны, забирает за долги городское предприятие, а с другой – сама не платит за газ. Понятно, что в итоге вряд ли случится какая-то концессия, в конце концов, Вексельберг с Миллером явно договорятся, но как-то совсем уж несолидно получается. Теперь, если руководство ИФ Волжской ТГК опять начнёт пенять на задолженности областного центра, можно смело показывать ему язык и говорить: а сами-то? Тоже не платите!
Ну и далее – Ивановская ДСК, Вичугский машзавод и Строммашина, принадлежащие СУ-155 и входящие в перечень системообразующих предприятий, которым будут предоставлять господдержку, индустриальные парки «Родники» (вернее, обслуживающая энергообъекты парка Родниковская энергетическая компания) и «Кинешма», тоже явно не пролетающие мимо госпрограмм, ОАО «Автокран» – тоже системообразующее предприятие, про поддержку которого губернатор говорил с министром экономического развития Улюкаевым. И, конечно, совхоз «Тепличный», который, правда, текущее потребление оплачивает довольно исправно, но долги, накопленные при предыдущем руководстве (152 млн рублей) не гасит. Впрочем, теперь в Ново-Талицах шалит муниципальная компания – ООО «Коммунальщик», которая давно была головной болью для руководства «Тепличного» и постоянно копила долги за произведённые отопление и горячую воду.
Что касается долгов за электроэнергию, то здесь тоже всё хорошо, прекрасная маркиза. И долги промпредприятий, и запутанные взаиморасчёты между сетевыми и сбытовыми компаниями, с просуживаемыми долгами в десятки миллионов – в общем, есть где разгуляться, королевство вполне достойных размеров. Правда, не очень понятно, что может сделать комиссия при правительстве области, кроме констатации фактов. Ну представьте себе: вызывают туда, скажем, Юрия Токаева и говорят: нехорошо, надо платить. Угу, говорит он. И на этом всё заканчивается. Потому что это взаимоотношения хозяйствующих субъектов, и все красивые слова про снижение надёжности энергоснабжения региона никого не впечатляют, особенно если речь идёт о выживании предприятия.
Так что будем посмотреть, какие зубки вырастут у новорождённой комиссии. Или не вырастут. И тогда обсуждения, как сделать так, чтобы все вовремя платили, будут бесконечными, как сказка про белого бычка.
Немного о смешном
И напоследок – о не столь грустном. А даже о смешном. В середине декабря Ивановостат выбил многих из равновесия сообщением о том, что средняя зарплата по области в декабре прошлого года составила почти 29 тысяч рублей, а в Иванове – так и вовсе 34,5 тысячи. Народ удивился, посчитал свои зарплаты, посмеялся и забыл. А зря.
Все эти прекрасные цифры – просто результат выплат всяких бонусов, премий и тринадцатых зарплат, однако они отразятся и на общегодовой статистике.
Для бюджетников это хорошо – ведь размер зарплат врачей, учителей и прочих представителей социальной сферы, согласно «майским указам», жёстко привязан к средней зарплате в регионе. А для бизнеса не очень, потому что для участия в программах господдержки надо показывать среднюю зарплату тоже не ниже средней в регионе.
В целом же этот курьёз хорошо демонстрирует, что связь реальности и статистики очень часто бывает исчезающе тонка.
А вот ещё один примечательный момент: ивановская мэрия вроде как взялась бороться с информационными конструкциями, всеми этими тумбами и пилонами, которые, как выяснилось, с 2010 года стояли на муниципальной земле вполне бесплатно, однако приносили своим владельцам очень неплохой доход. Прокуратура Ленинского района направила в мэрию и Ивановскую городскую думу протест по поводу бесплатного предоставления земли. В городе подумали-подумали и решили, что проще вообще отменить постановление, утверждающее схему размещения этих информационных конструкций. Таким образом, с 23 января все эти тумбы и пилоны стоят в городе незаконно.
В администрации г. Иваново уверяют, что процедура сноса уже начата: владельцам тумб и пилонов уже направлены предписания снести всё это счастье в течение семи дней с момента получения предписания. А если компании, которым принадлежат конструкции (ООО «Иваново-Реклама, владельцем которого является депутат Ивановской областной думы Роман Ефремов, и ООО «Комплект-Логистик», к которому, по слухам, имеет непосредственное отношение другой депутат ИОД, Виталий Ильюшкин), этого не сделают, тогда сносом займется мэрия, после чего выставит счёт за работы вышеупомянутым ООО.
Вроде надо бы поёрничать по этому поводу. Но боюсь сглазить. А вдруг всё-таки после пяти лет наглых нарушений эти конструкции будут ликвидированы? А вдруг? Ведь вера в чудеса неистребима, и в глубине души даже самого отъявленного скептика есть что-то, что говорит: а вдруг? Собственно, именно надежда на чудо для многих становится единственным способом выжить в кризис. Так что будем надеяться.