Прошлая неделя у меня выдалась богатой на общение с представителями ивановского бизнес-сообщества. И как-то так получилось, что пара разговоров свелась к тому, что мои визави принимались рассуждать о том, что должны, а что не должны писать журналисты. Естественно, каждый из моих бизнес-собеседников был уверен, что ничтожно мало внимания уделяют местные СМИ тем темам, которые волнуют именно его, любимого. Один пенял на то, что почти не пишут о проблемах генплана областного центра, которым пренебрегают направо и налево, что даёт большое преимущество его конкурентам, близким к власти. Другой долго и нудно рассказывал мне, что из-за новых правил исчисления кадастровой стоимости недвижимости (объект оценили в 60 млн, а он, по его словам, не стоит и двадцати) он несёт дополнительные затраты и никак не может оспорить оценку, с которой не согласен. А если предприниматель решит свой объект продать, то дополнительно сильно «налетит» на бабки.
А тут ещё кризис этот, который и первому, и второму прямо серпом по бизнесу…
И вот тут я, наивный, им тоже пожаловался, что да, кризис… Типография на печать журнала расценки подняла почти вполовину из-за того, что все компоненты за евро. И вообще – рекламодатель уходит. А в ответ… Ну, мне не сказали, конечно, что это всё ерунда, но всем своим видом дали понять, что это ненастоящие проблемы, потому что СМИ – не бизнес. А проблемы – они у бизнеса, а не у журналистов и не у СМИ. Общим рефреном звучала тема, что журналисты мало внимания уделяют проблемам бизнес-сообщества, а один прямо сказал, что надо бы прессе напрячься и вплотную заняться формированием положительного образа бизнеса вообще и бизнесменов в частности.
А я как-то очень отчётливо вспомнил ещё один разговор, который состоялся у меня в предыдущую волну кризиса, в 2008 году, с Василием Скворцовым, главным ивановским выразителем позиции мелкого и среднего ивановского бизнеса. Я тогда так же описывал ему ситуацию в своей отрасли и сказал, что если бизнес не поможет, то все частные информационные издания закроются к такой-то матери. И услышал в ответ отрезвляющую речь Василия Вавельяновича о том, что ничего страшного: закроются ваши, откроются чьи-то другие, а бизнес помогать не будет, у него маржа упала. Что, правда, не помешало девушкам из возглавляемой Скворцовым «Опоры» через несколько месяцев позвонить мне и предложить стать информационным спонсором их Дня предпринимателя с антикризисной пьянкой в конце.
Так вот, дорогие моему сердцу ивановские предприниматели, что я вам скажу: ничего вам журналисты и руководители СМИ не должны. Как минимум потому, что вы сами такие правила игры установили – каждый сам за себя, особенно когда жареным пахнет. Я не буду вспоминать проклятый Запад с его грантами, которые бизнес даёт журналистам, я даже про основателя «Билайна» Дмитрия Зимина вспоминать не буду – понимаю, что уровень бизнеса другой… Но мы же не о размерах сейчас, а о взаимопонимании. Точнее, о его отсутствии.
Не стану совсем уж в исторические дебри залезать, но в 2008-м ивановский бизнес от СМИ отвернулся, сняв почти всю рекламу из эфира и с печатных полос, сейчас происходит то же самое… И я вот думаю: часть из тех, кто на СМИ сэкономил, загнулся в первую волну, часть загнётся сейчас… А может, чем больше будет эта часть, тем мне лучше? Новым-то рекламироваться надо будет активнее, чем состоявшимся, а значит, они мне больше денег принесут?
При одном условии, правда – если в этот раз опять как-то выкрутиться получится.
Алексей Машкевич
P.S.: И ещё что меня смешит всегда – это когда какой-нибудь представитель местного бизнеса, только что «порешав» дела с чиновником (например о том, чтобы какой-нибудь абсолютно экологически нечистый объект на месте зелёных посадок воткнуть), гневно обличает редакцию местного СМИ, которое, оказывается, заключило контракт на информационное сотрудничество с властными структурами. Дескать, вот они, журналюги продажные – нет бы положительный имидж бизнеса формировать...
P.P.S.: И ещё одну забавную историю мне недавно рассказали. О том, как спикер облдумы Виктор Смирнов (ну, не сам, наверное, а кто-то из аппарата), собираясь посетить перед 23 февраля Ивановский гарнизонный военный госпиталь, попросил ребят из пироговой «Маруся» напечь для защитников пирогов. В «Марусю» позвонили потому, что уж больно они любили свои пироги на всяких твиттер-тусовках с Михаилом Менем рекламировать… А тут вроде благотворительность ещё – плюс к рекламе. Но нет – отказались в «Марусе», сказали, что некогда, завалены заказами. Правда, когда через 10 минут им позвонили и спросили, есть ли возможность заказать на то же число тот же объём, но за деньги… Как вы думаете, что они ответили?..
Политика
Алексей Машкевич: бизнес и СМИ
Кто кому больше не нужен