На сегодняшний день город разделен на пятнадцать округов. Все округа в Ивгордуме представляют депутаты-единоросcы (кто бы в этом сомневался). Кажется, что все кандидаты от ЕР сильны, и победить их невозможно, но это не так. При должной организации выборного процесса одержать победу возможно – главное понять, надо ли вам это. Ведь, победив, вы останетесь в думе один на один с «роботами», которые просто поднимают руки на заседаниях так, как им скажет партия. А партия зачастую говорит так, как говорят бизнес-интересы некоторых высших ее представителей. Но если вы, также как и я, считаете, что пришло время разворошить это осиное гнездо, то вы обязательно должны стать кандидатом.
Что необходимо для эффективной работы на выборах? Самое главное – это до начала избирательной кампании составить подробный ее план, где прописать все этапы: от регистрации до дня голосования. Второе, это, конечно, вы – сам кандидат, который умеет говорить и может четко отстоять свою позицию.
Организация встреч с избирателями
Для организации встреч с избирателями вам понадобятся два – три помощника, которые будут вас сопровождать на встречах. Помощников лучше подбирать разной возрастной категории. Лучше всего брать с собой активную пенсионерку, так как на встречу в основном выходят люди пожилого возраста, и они лучше реагируют на своих сверстников. Так же, когда вас представляет человек умудренный опытом, то это поднимает ваш авторитет в глазах избирателей и дает вам несколько дополнительных «баллов». Не редки случаи, когда оппоненты на ваши встречи посылают своих «орлят», чья задача – сорвать вам агитацию и не дать пообщаться с жителями. Ведут себя эти юнцы очень агрессивно: ругаются, сыплют заученными в штабе фразами, часто невпопад. Вот в этом случае и должны вмешаться ваши помощники, вы сами ни в коем случае не должны срываться и вступать в спор. Вы спокойно обращаете внимание жильцов на недостойное поведение шпаны, обязательно делая акцент на том, что их специально прислали с целью сорвать встречу ваши противники. Выигрывать или проигрывать всегда приятно, зная, что ты боролся честно. Говорю это, опираясь на собственный опыт. Помните: пережулить жуликов – это не победа! Вывести жуликов на чистую воду – это победа!
Продолжим. Если вашу встречу пытаются сорвать молодые люди из штаба оппонентов, обратите на это внимание жильцов и пусть ваш наиболее возрастной помощник пристыдит их, скажет, что недостойно так себя вести, пусть обратит внимание на то, что перед ними стоят пожилые люди, которых надо уважать. Спросит о том, учила ли их мама, как надо разговаривать со старшими. Это всегда действует положительно на ваш рейтинг и отрицательно на рейтинг оппонента. Если градус агрессии повышается, то не медлите – вызывайте полицию. Обычно после звонка в полицию малолетние помощники из штаба оппонента предпочитают ретироваться.
Пока вы и ваш самый опытный помощник ведут дискуссию, двое других должны раздавать вашу агитационную литературу всем присутствующим и прохожим. Желательно, что агитация была упакована в фирменные пакеты.
Второй, более тяжелый для вас вариант срыва встреч, который используют оппоненты – это когда в доме, где вы проводите встречу или по соседству, живет работник штаба вашего политического оппонента. Часто этим человеком выступает председатель ТОСа, председатель совета дома, уличкома, так как большинство этих структур создано властью лишь для того, чтобы обеспечить видимость постоянного присутствия депутата от партии власти в округе. Оживают эти структуры зачастую только в год выборов. В округе начинают организовываться праздники районов, улиц и т.д. Организуются детские спортивные мероприятия. Все это делается властью задолго до выборов, на мероприятиях активно выступает и делает все, чтобы запомнится жителям руководитель «общественной» структуры, который выступает в роли организатора. Вы спросите: почему на этих праздниках главную роль не отводят будущему кандидату от власти? Отвечу: все эти развлекательные мероприятия начинают проходить задолго до выборов, когда единороссы ещё не определились с кандидатом. Так же надо понимать, что выборы в нашей стране проходят каждый год, кандидаты меняются. Электорату трудно запомнить лица. Задача политтехнологов состоит в том, чтобы сделать узнаваемым и уважаемым одного человека, например председателя ТОСа, который не будет баллотироваться, но который, имея авторитет у своих соседей, сможет представить нужного кандидата и рассказать, что именно благодаря этому человеку на нашей улице появился асфальт, например. Хотя все, конечно, понимают, что он никого отношения к асфальтированию дороги не имеет.
Так вот, когда такой «авторитетный человек» появляется на вашей встрече, распушив свой павлиний хвост и всем своим видом показывая, что вы здесь чужак, он пытается вас перебивать, говоря о том, что вы ничего не сделали для его района, а ваш оппонент уже и дорогу положил, и детскую площадку построил. Постарайтесь спокойным, но твердым голосом попросить не мешать вам и рассказывать о своей программе. Скажите, что на все вопросы ответите в конце встречи. Во время своего выступления постарайтесь донести до избирателей тот факт, что ваш оппонент не имеет отношения ко всему хорошему, что произошло в их дворе, что это работа администрации и Ивгордумы, где представлено много партий, а значит, все имеют отношение к изменениям. Вспомните о том, кто голосовал за введение норм ОДН, повышение тарифов, цен в магазинах, упомяните о необоснованно высоких зарплатах чиновников, порой можно использовать и фамилии из федерального списка партии власти (они у всех на слуху). Очень наши пенсионеры любят вспоминать Сердюкова и Васильеву. Напомните избирателям, из какой они партии.
Восемьдесят процентов времени своего выступления вы должны потратить на представление своей программы и лишь двадцать на критику, чтобы вас не обвинили в критиканстве. Дозируйте критику.
Обязательно расскажите о себе, о своей семье. Расскажите, насколько вам близок этот округ, что вы, как их сосед, никогда не забудете своих земляков и их проблемы после своего избрания. Главное, чтобы люди понимали, что вы с ними вместе. Постарайтесь расположить их к себе.
Выступайте спокойно и уверенно. Ваша уверенность и непоколебимость – это ключ к успеху.
Не затягивайте встречу на улице. Помните, что люди тратят свое свободное время на то, чтобы поговорить с вами. Поблагодарите их за это. Оптимальное время встречи 20-30 минут. В завершении встречи ответьте коротко на вопросы. Представителю штаба оппонента, который всю встречу, я уверен, так и простоял с недовольным лицом, скажите, что вы уважаете его общественную работу и будете рады сотрудничать с ним в случае своего избрания. Извинитесь, что не можете больше уделить времени на встречу, скажите, что вас ждут в соседнем дворе. Нельзя затягивать встречу, так как некоторые начинают скучать, расходится и теряют к ней интерес.
Часто бывает, что вы одновременно встречаетесь в одном дворе со своим оппонентом. Никогда не вступайте в перепалку. Если вы пришли позднее, то в конце выступления оппонента вежливо попросите слова, представьтесь, коротко расскажите о себе. Скажите, что сегодня так совпало, что встречи назначены двумя кандидатами. Извинитесь, скажите о том, что вы не хотите утомлять жильцов и переносите встречу на другой день, о времени будет сообщено позднее. Не назначайте новый день при оппоненте, чтобы у него не было возможности сорвать вашу агитационную встречу. Помните, график встреч – это секрет для ваших оппонентов.
Чтобы успеть обойти весь округ, вы должны встречаться с избирателями ежедневно. На буднях не менее трех встреч вечером, по выходным не менее шести.
Как оповестить жителей о предстоящей встрече? Не развешивайте объявления на подъездах – это лишняя трата времени, их все равно оборвут ваши конкуренты. Лучший способ оповещения – это за день или два до встречи попросить своих помощников пройти вечером по квартирам и пригласить жильцов лично. При этом можно жителям раздать свежую агитационную литературу. Если нет возможности пригласить людей с помощью поквартирного обхода, то можно разложить приглашения на встречу по почтовым ящикам. Такой способ не даст возможности вашим оппонентам узнать о месте и времени проведения агитационного собрания, и лишит их возможности сорвать его.
Изготовление и распространение агитации
Весь период активной агитации занимает всего два месяца. Именно в это время избиратель наиболее восприимчив к ней. Самое лучшее время для агитации это начало и конец избирательной кампании. На них следует сделать особый упор. Старайтесь первым начать распространение, пока ящики избирателей не завалены агитационной литературой, и все столбы не обклеены лицами кандидатов. В самом начале агитационной кампании вы можете использовать плакаты для расклейки. Но уже через десять дней это сделать будет сложнее, так как ваши оппоненты запустят по округу команду «дергальщиков», которые будут очень эффективно обдирать все ваши плакаты. Поэтому не тратьте большой ресурс на расклейку, иначе вся ваша кампания может превратиться в соревнования: кто кого «передергает».
Для того, чтобы войти первым в гонку, вы должны заранее подготовить макеты агитационной литературы: плакатов, вашей первой газеты, листовки-буклета. Как только вы получили удостоверение кандидата и открыли специальный избирательный счет, сразу начинайте изготовление агитпродукции. (Я не буду подробно останавливаться на том, как изготавливать, где изготавливать агитационную литературу, так как предполагаю, что вы баллотируетесь от партии, у которой есть опыт организации выборного процесса. Если нет, то вам необходим опытный руководитель вашего избирательного штаба, который возьмет эти организационные мелочи на себя или берите все в свои руки.)
Старайтесь участвовать в создании своих агитационных материалов, ведь никто лучше не знает вас и не сможет за вас раскрыть вашу избирательную программу полностью, если вы, конечно, не баллотируетесь от партии власти и не идете по списку.
Постарайтесь, чтобы ваша первая агитационная газета не выглядела как дешевая реклама себя любимого. Необходимо, чтобы ее не выкинули сразу, достав из почтового ящика. Для этого не надо на первой странице во весь лист печатать свое изображение. Оставьте не менее пятидесяти процентов площади под острый социальный материал.
В первой газете должна быть размещена ваша биография, программа. Оставшуюся площадь потратьте на полезную избирателям информацию: интересный социальный материал или журналистское расследование. Зачастую в первую и последующие агитационные издания включают интервью с известными людьми, которые рассказывают о работе и положительных качествах кандидата. В моей практике был случай, когда оппоненты специально прописывали в округе своего кандидата, хотя отношения к нему он не имел никакого. Директора школ обманывали родителей, говоря, что «главный кандидат» учился в их школе и сделал очень многое для родного учебного заведения после его окончания. Вся эта ложная информация тиражировалась через агитационные материалы моих оппонентов.
Помните, что самыми актуальными темами для наиболее активной части избирателей – пенсионеров являются: ЖКХ, цены на товары первой необходимости, транспорт, пенсии и пособия.
Если немалую часть площади вашего избирательного округа занимает частный сектор, то следует подумать о выпуске отдельного агитационного издания для его жителей, так как проблемы частного сектора несколько отличаются от проблем, с которыми сталкиваются жители многоквартирных домов. Наиболее острые из них – это уборка и расчистка улиц, вывоз мусора, освещение, подведение водоснабжения и канализации, кронирование деревьев.
Делать ли вашу агитационную газету в цвете, решать вам, надо исходить из финансовых возможностей. Мне удавалось достигать хороших результатов, выпуская черно-белую. Цвет не играет большой роли.
Сколько волн агитации необходимо для достижения хорошего результата? Я считаю, что необходимо во время активной фазы избирательной кампании (последние 2-3 месяца) добиться того, чтобы в ящики избирателя ваша агитационная литература попадала еженедельно:
1 неделя – ваша первая газета (ее желательно сделать в цвете) с программой и биографией.
2 неделя – красочный буклет, куда войдут краткая биография и программа, полезная информация – телефоны аварийных служб, чиновников администрации, приемной главы города и губернатора и т.д.
3 неделя – вторая газета. В нее включите просторное интервью с кандидатом на наиболее острые вопросы. Оставшееся место потратьте на острые социальные материалы и представление вашей инициативы (об этом читай ниже).
4 неделя – красочный буклет, где будет представлена ваша социальная инициатива и призывом голосовать (поддержать) ее 5 неделя – календарь или открытка (если есть какой-нибудь праздник на горизонте), можно любую другую агитацию.
И так чередуйте до последней недели. Можете делать в середине избирательной кампании перерыв на неделю, если испытываете ограничения в средствах.
Последняя неделя
Последняя перед выборами неделя самая насыщенная. В начале недели распространите буклет, газету или другой материал. В последние два дня должна выйти заключительная газета или красочная листовка. В ней вы должны обязательно напомнить своим сторонникам прийти на выборы и рассказать, что против вас ваши оппоненты распространили «чернуху» – ложную информацию – и попросить людей в нее не верить. Объяснить, что вся эта грязь, которую на вас выливают из-за того, что они боятся и не хотят положительных перемен, мешают избираться в органы власти представителям народа.
Если вы хорошо провели свою кампанию, то «чернуху» вбросят против вас обязательно – это отработанная схема, будьте готовы к ней и подготовьте своих избирателей. Желательно заранее предупреждать о возможной клевете, которую на вас будут лить со страниц журналов, газет, а также в эфирах регионального телевидения. Говорите об этом на встречах, просите делать акцент на этом ваших помощников.
Очень неплохо работают агитационные вкладки в паспорт, распространяемые на последней неделе. Она делается двусторонней. На одной стороне образец бюллетеня для голосования, где ярко выделена и стоит галочка напротив вашей фамилии и номера в бюллетене. Вторая сторона может нести полезную информацию или быть календарем. Вкладка в паспорт помогает пожилым людям не растеряться в момент голосования и не дает им себя запутать недобросовестным членам комиссий.
Палатки или кубы?
Несомненно, очень помогает и обязательно требуется использовать такой способ агитации, как агитация на улицах с помощью агитационных «кубов Навального». Что они из себя представляют? Это каркас из металлических или пластиковых трубок, скрепленных между собой специальными соединительными элементами. Размером примерно 2 на 2 метра. На четырех сторонах этого куба крепятся агитационный баннеры, на которых напечатаны: программа, ваша социальная или законодательная инициатива, призыв голосовать за вас, лозунг вашей кампании.
Правда, у куба есть свои недостатки - он не защищает ваших агитаторов-распространителей от непогоды. Поэтому я предлагаю вместо куба использовать агитационную палатку. Что она из себя представляет? Это обычная торговая палатка размером 2 на 1.5 метра, на боковых и задней сторонах которой закреплены ваши агитационные баннеры. Я крепил их к палатке с помощью обычных зажимов для бумаги.
Перед выставлением агитационных палаток обязательно подайте уведомление об этом в уполномоченную избирательную комиссию. Такое уведомление убережет вас от лишней нервотрепки с полицией, хотя и не обязательно.
Палатки следует выставлять в самых оживленных местах округа: на транспортных узлах, рядом с торговыми центрами, магазинами. Ставить палатки внутри жилых массивов нецелесообразно из-за низкого трафика.
Распространение
Обратите особое внимание на выбор службы распространения вашей агитационной литературы. Заключите с ней контракт, где жестко пропишите график и район распространения с возможными штрафными санкциями за срыв агитации. Выбирайте только проверенные компании.
Если вы обладаете необходимым опытом и свободным временем, то можете попробовать на время выборов создать свою службу доставки. Скажу по собственному опыту, это не самый простой вариант, но самый эффективный, хотя и самый трудоемкий. Я бы с удовольствием нанял какую-нибудь курьерскую службу, но в то время, когда я баллотировался, в городе еще не было той, которой я бы мог доверять и с разумными тарифами. Курьерские службы в основном, работают в нашем городе при какой-нибудь газете и за пределы своего ореола распространения или не выходят, или выходят за большие деньги.
Сегодня в городе появилась компания, которой можно доверять и которая сделает работу за разумные цены. Для вас главное – уверенность в том, что ваш агитационный материал дойдет до каждого избирателя, а не будет продан вашим оппонентам. Кстати, неоднократно сталкивался с попытками моих оппонентов выкупить у курьеров агитационный материал. По признанию конкурентов, ни разу мои люди не поддались – поэтому всегда тщательно относитесь к подбору кадров.
Телевидение
Если вы обладаете лишней сотней тысяч рублей и готовы их потратить на свои выборы, то размещение вашего агитационного ролика на региональном телеканале – это неплохой агитационный ход. Особенно хорошо работает телевидение на муниципальных выборах, так как лишь немногие из кандидатов готовы тратить деньги на телевизионные ролики. Так вы получаете преимущество.
Размещение агитационного ролика на телевидении – это дорогое удовольствие, поэтому выпускайте свой ролик в эфир в последние две недели перед выборами. Ведите вашу кампанию по нарастающей. Просмотрев ролик, избиратель должен запомнить вашу фамилию, номер в бюллетене и лозунг кампании.
Баннеры
Если вы реальный кандидат от оппозиции, то тратить деньги на развешивание агитационных баннеров и растяжек на улицах и городских магистралях – бесполезная трата времени и денег. Представители партии власти все равно снимут его, зальют краской или сделают так, чтобы он смотрелся глупо. Такой случай произошел с КПРФ на муниципальных выборах 2010 г., когда власть согласовала только один баннер коммунистов на призматроне – это рекламный щит со съемными панелями, на котором в одной плоскости совмещаются три сменяющихся с заданным интервалом времени изображения. Так вот, после агитационного баннера коммунистов люди наблюдали баннер с унитазами и лозунгом, перекликающимся с лозунгом коммунистов.
Печатные СМИ
Было бы неплохо, если региональные СМИ во время избирательной кампании будут о вас писать, но не надейтесь, что это будет бесплатно, даже если вы единственный активный и адекватный кандидат. Поймите, идет избирательная кампания, а это, пожалуй, единственное время, когда печатные СМИ могут получить дополнительный доход. Вам придется оплатить пару материалов, касающихся вас. Помните, размещать агитационный материал, вы можете только в тех изданиях, которые официально зарегистрированы в избирательной комиссии. Для размещения материалов в других изданиях вам придется убрать из текста явные призывы голосовать за вас – это нарушение закона и лишний повод для власти снять вас с выборов. Материал может рассказывать о вас просто как о хорошем хозяйственнике, о вашей общественной работе и т.д.
Таким образом зачастую обходят закон кандидаты от партии власти, когда всю избирательную кампанию мы наблюдаем их лица везде, где можно и нельзя, слышим дифирамбы в их честь, которые звучат из каждого утюга, но при этом оплата за эту агитацию не проходит через избирательный фонд, как того требует закон.
Радио
Радио – тоже неплохой способ агитации. Главное определиться с электоратом. Не думаю, что стоит вести агитацию через радио «Шансон», если вы, конечно, не кандидат от ЛДПР. Когда в вашей программе вы делаете упор на дорожное хозяйство, то, предполагаю, что и агитировать вы должны через «Дорожное» или «Авторадио».
Интернет
Интернет – это один из самых интенсивно развивающихся способов ведения агитации. Интернет так же хорош тем, что меньше всего подвержен цензуре. Кампания Навального, во время выборов в мэры Москвы, показала всю эффективность интернет-агитации. Оперативно, наглядно, доступно – это ее преимущества. Интернет-пользователи, в большинстве своем, радикально настроены по отношению к действующей власти. Интернет-аудитория растет колоссальными темпами ежегодно.
Проблема, связанная с агитацией в Интернете, состоит в том, чтобы убедить представителей сообщества в день выборов оторваться от экранов компьютеров и прийти к избирательным урнам. По моему мнению, это самое сложное, так как многие будут вас поддерживать даже просто потому, что вы «против», но на избирательные участки не придут. Поэтому в последние две недели до выборов сосредоточитесь на том, чтобы убедить юзеров в день выборов выйти в оффлайн, взять паспорт и проголосовать. Иначе, кроме лайков в интернете вы ничего не получите от этой кампании.
Крючок для избирателя
В начале избирательной кампании вы должны громко заявить о себе и о своей инициативе. Это может быть как пункт программы, так и не входящее в нее социально значимое предложение. В каждом регионе есть свои острые вопросы, предложенные вами пути решения которых, и могут стать тем самым «крючочком для избирателя». Например: возвращение электричек, качественное изменение работы общественного транспорта, тарифы и цены, льготы для пенсионеров и других незащищенных категорий граждан, экология, борьба с подростковой наркоманией, различные социальные проекты. В каждом муниципалитете надо смотреть ситуацию отдельно. Не выставляйте себе необразованным и не замахивайтесь своей инициативой на то, что после вашего избрания окажется совсем не в вашей компетенции. Избиратели могут это вам припомнить.
Распечатайте бюллетени для «народного голосования», предлагайте на каждой встрече с избирателями поддержать вашу инициативу, раздайте «бюллетени для голосования» в ваших агитационных палатках. Люди должны вас ассоциировать с грядущими положительными переменами, чтобы придя на выборы, видя вашу фамилию, они подумали о том, что именно вы – это тот парень, который сделает так, чтобы общественный транспорт работал и после восьми вечера, или тот, кто поможет им снизить норму ОДН и т.д.
Выдвижение
Советую вам баллотироваться через какую-нибудь политическую партию. Это здорово облегчит вам процедуру выдвижения. Если вы пойдете самовыдвиженцем то, быстрее всего, избирательная комиссия зарубит вас на этапе сбора подписей, посчитав опасным конкурентом. Все собранный вами подписи могут быть на 100% верными, но они вас все равно завернут в суд, и вы потеряете драгоценное время. Идя самовыдвиженцем, вам постоянно придется доказывать, что вы не самовлюбленный выскочка, который хочет пробиться во власть. Партия – это другое дело. Вас выдвигает коллектив за какие-то достижения или ваши выдающиеся личные качества. Подобрать партию по интересам в наше время очень легко, благодаря новому законодательству их теперь пруд пруди.
Наблюдение
Теперь внимательно! Если вы не в состоянии обеспечить 100% контроль над избирательными участками и вы не кандидат от партии власти, то не тратьте свое время. Вы можете отлично провести избирательную кампанию, вас может поддерживать весь округ, но все это пойдет прахом, когда фальсификаторы запустят свою машину. Они будут вбрасывать, каруселить, провоцировать... Особое внимание стоит уделить наблюдению за выездным голосованием. Именно на него рассчитывают фальсификаторы. Помните, с каждой выездной урной должен поехать ваш человек. Справитесь с выездным голосованием, считайте, что победа ваша.
Про наблюдение можно очень долго говорить, но это совершенно другая история ,которая хорошо раскрыта в методических пособиях таких организаций, как «Голос», «Сонар» и др.
До встречи на избирательных участках!
1000inf.ru