Не буду утверждать, что нынешний губернатор сам не понимает, чего нареорганизовывал (чужая душа – всегда потемки, а тут еще всевозможные политические и околополитические расклады, сдержки, понимаешь, и противовесы под ногами путаются). Но, как минимум, одно их последствий реорганизации стало очевидно: из не слишком заметного подразделения в виде Региональной службы по тарифам сформирован довольно мощный департамент энергетики и тарифов (хотя бы потому, что при заявленном сокращении штатной численности чиновников правительства на 10 % департамент энергетики стал вторым подразделением – после Госжилинспекции с ее существенно расширенным кругом полномочий – в котором заметно увеличилось количество сотрудников). Заседание коллегии департамента, прошедшее 28 января, это подтвердило: функции департамента теперь не ограничиваются «боданием» с ресурсоснабжающими организациями и опубликованием тарифных решений в конце года.
Ведь, по большому счету, что из себя представляла РСТ раньше? Журналисты обычно вспоминали о ней два раза в год: когда устанавливались тарифы на коммунальные услуги и когда проводились отчетные коллегии. А лет 15 назад это ведомство, называвшееся тогда Региональной энергетической комиссией, вообще воспринималось многими как карманная контора всесильного руководителя «Ивэнерго» Вячеслава Смирнова, тем более, что и располагалась РЭК, а затем и РСТ в том же здании на ул. Калинина, д. 9/21. Чье влияние перевешивало при утверждении тарифов в последние годы, судить сложно, поскольку у каждой заинтересованной стороны есть своя версия, а порой и не одна. Но если исходить из тезиса (насколько он верен, пусть решают те же заинтересованные стороны), что если РСО нелицеприятно отзываются о руководителе РСТ, значит, «хотелки» им порезали сильно и не дали порезвиться, то есть, служба хорошо выполняет свои функции, то вроде бы вполне справлялась. Потому что о Владимире Шарыпове много кто говорит с уважением, но сквозь зубы. Возможно, он недаром предупреждал руководителей регулируемых организаций, чтобы они не завышали стоимость оборудования и работ, закладываемых в тарифы, - мол, сам работал в этой сфере, знает, как это делается, а теперь будет пресекать.
Фишка в том, что на самом деле РСТ, находясь в информационной тени, играет довольно значительную роль. Даже если не брать так называемый инвестиционный климат области (ох, как же навязли в зубах эти псевдоэкономические штампы, столь любимые предыдущим губернатором!), на который оказывают значительное влияние решения РСТ, в частности, по утверждению тарифов на техприсоединение (да-да, знаю, что сейчас этот термин не вполне корректен, но если расписывать все корректно и в подробностях, три четверти читателей заснут на втором абзаце), то социальную обстановку Региональная служба по тарифам (а теперь департамент энергетики и тарифов) формирует в значительной степени. Тарифы и нормативы на коммуналку, стоимость проезда в общественном транспорте, величина надбавок на жизненно важные лекарства, нормативы на ОДН, в конце концов – все это утверждает РСТ.
Став департаментом, бывшая РСТ сохранила все эти функции, как и функции контроля за выполнением РСО инвестиционных программ, заложенных в тарифы (это когда кто-нибудь говорит: а сделайте нам тариф в три раза выше, а мы на эти деньги построим ВОООООТ такую котельную, ВООООТ такие сети и еще парочку очистных сооружений, РСТ соглашается, а потом проверяет, действительно ли все это строится и столько стоит, а то, может, там еще парочка иномарок для руководства затесалась).
Кроме того, новый департамент претендует на усиление своей роли в ситуации с задолженностью за поставленные коммунальные и энергоресурсы. На самом деле, «кухня» взаиморасчетов между РСО – штука темная и запутанная, и суды по этим вопросам могут длиться годами. Теперь же при правительстве области будет создана специальная комиссия по мониторингу взаиморасчетов за поставленные энергоресурсы. Возглавит его руководитель комплекса экономического развития Светлана Давлетова, а ее заместителем будет Владимир Шарыпов. При этом департамент энергетики получит право ежемесячно запрашивать информацию о расчетах за энергоресурсы. Это будет делаться для того чтобы отследить копящуюся задолженность на ранней стадии, не дожидаясь перитонита в виде отключений, как на «Тепличном».
Еще один момент, вернее, новая сфера деятельности бывшей РСТ связана со стратегическим планированием развития коммунальной инфраструктуры. Здесь, конечно, новый департамент залезает на «поляну» свежеиспеченного замгубернатора Тальянова (одновременно начальника департамента ЖКХ) и вице-губернатора Фомина. Если на пальцах, то существующая на сегодняшний день проблема выглядит так: в какой-нибудь Кохме, чтобы отказаться от услуг дорогой ведомственной котельной, например, «Кохматекстиля», на бюджетные деньги строят блочно-модульную котельную. При этом в 300 метрах проходит магистральная теплосеть «Волжской ТГК». С точки зрения здравого смысла (и нормальной генеральной схемы теплоснабжения, если таковая вообще имеется в населенном пункте) дешевле и выгоднее подключиться к магистрали, тем более, что тарифы у «больших» энергетиков ниже, да и инвестиционную составляющую в тариф включать не придется, и из бюджета субсидировать разницу реального тарифа и тарифа для населения не придется. Но нет. В Кохме ставят блочно-модульную котельную. Таки же чтобы подобных шалостей не случалось (а кто сейчас будет считать, во сколько обошлось трещащему по швам областному бюджету данное, если так можно выразиться, недомыслие), департамент энергетики планирует «активизировать взаимодействие с муниципалитетами и департаментом ЖКХ в сфере строительства и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры». Это довольно обтекаемая формулировка, видимо, подразумевает под собой то, что департамент энергетики будет позволять себе влезать в инфраструктурные затеи на стадии проектирования и пытаться влиять на принимаемые решения. Дай бог, конечно, чтобы все получилось ко взаимному удовлетворению. Хотя если учесть, какие деньги крутятся в этих инфраструктурных проектах, можно предположить, что лом теоретически может упасть не только на машину Лодышкина.
Населению тоже имеет смысл повнимательнее следить за работой департамента энергетики. Как минимум, потому что многие его решения касаются нашего кошелька напрямую – взять те же пресловутые 2% комиссии при оплате счетов за воду и тепло. А в наступившем году таких решений будет немало. Все уже наверняка забыли громкую тему первой половины прошлого года – социальные нормы на электроэнергию. А ведь Павел Коньков, еще будучи и.о. губернатора, не отменил ее введение в принципе – у него на это нет полномочий. Они есть у федеральных властей. Он просто отложил введение этой социальной нормы до 2016 года. Это значит, что либо федералы одумаются и в последний момент отыграют назад (как это было, например, с газовыми счетчиками), или соцнорма в Ивановской области будет установлена, причем в 2015 году.
А есть еще и нормативы на ОДН, а также еще один новогодний «подарок» от федералов: 29 декабря Президент РФ подписал изменения в федеральное законодательство, в соответствии с которыми сбор и вывоз ТБО из жилищной услуги становятся коммунальной. Да, теперь требуется принятие целого ряда нормативных актов федерального уровня, но во второй половине 2015 года вопрос о нормативах и тарифах на вывоз мусора встанет в полный рост.
И это далеко не полный перечень того, чем будет заниматься новый департамент. Не буду здесь рассуждать о том, почему так существенно меняется место и роль РСТ (пардон, департамента энергетики) в сложном механизме чиновничьей системы. В ивановском медиаполе и без меня найдутся аналитики, которые будут глубокомысленно рассуждать, чей человек Владимир Шарыпов, под кого он копает и какой из этого следует вывод (привет ослику Иа). Хочу просто констатировать факт: в случае с бывшей РСТ реорганизация, видимо, оказалась не формальной, не просто переименованием с переездом из здания, принадлежащего теперь структуре, аффилированной с печально известным «Энергостримом». Посмотрим, что из этого получится.
1000inf.ru