Гений и место
6 декабря по приглашению Фонда содействия сохранению художественного наследия палехской Артели древней живописи и развитию традиций искусства Палеха (Фонд «Артель. Палех») я отправился в поселение, известное далеко за пределами Ивановской области. После презентации в художественном училище имени Максима Горького истории артели и лекции директора музея лаков в Мюнстере Моники Коплин мы проследовали в дом Котухиных, где 5 декабря 1924 года всё началось. Двухэтажный домик стоит в укромной части села-академии, накануне на нём открыли вторую памятную доску. Официальная мемориализация затронула лишь внешнюю оболочку этого дома, внутри же, при всех переменах быта в ХХ столетии, сохранился специфический глубинный уклад или «лад», как называл его писатель Василий Белов. Сидя за обеденным столом, где 90 лет назад заседали и пировали отцы-основатели, я в полной мере ощутил ауру этого места. Возможно, именно у этого окна в центре стола сидел тридцатисемилетний инициатор создания артели, о котором Ефим Вихрев написал, что «любого из палешан можно проанализировать до конца со всех точек зрения: тематической, колористической, композиционной, идейной. Иван же Голиков такому анализу не поддаётся, ибо он – стихия. Иван Голиков – это не только гордость Палеха, Иван Голиков – это одно из народных богатств и лучших гордостей России».
Первосоветск как приключение
В Доме-музее первого Совета, что в Иванове на улице Советской, 27 у меня не возникает подобного чувства – не просто приобщения к истории, а единения слияния с ней. Аура места не существует сама по себе, она создаётся рядом внешних факторов, воздействующих на человека. Впрочем, ощущение, что она всё-таки есть, уже напрямую зависит от степени впечатлительности человека, от его настроенности на погружение в атмосферу какого-либо места, готовности вообразить себя медиатором, соединяющим пространство и время. Ориентированность современных музейных практик на запросы конкретного человека – достаточно новая тенденция в предоставлении эксклюзивных услуг. На конференции «Локальный дискурс и конструирование образа территории» заведующий сектором электронных публикаций НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева Сергей Пчёлкин на примере Пушкиногорья живописал возможности создания музейного проекта как дня жизни с Пушкиным. Представьте, что какой-то человек (не хочется называть его заказчиком и потребителем услуг) изъявляет желание прожить кусочек своей жизни рядом с Пушкиным, выбирая для этого, допустим, 10 декабря 1825 года. Реконструкция события включала бы утренний кофе и троекратную судьбоносную встречу с зайцами при попытке отправиться из Михайловского в Петербург. Проект «Прогулки по городу» департамента культуры и культурного наследия с очевидностью показал, что в нашем городе достаточно ресурсов, которые можно репрезентовать как широкой публике, так и тем, кто предпочитает получать удовольствия в индивидуальном порядке. При должном подходе весь город может предстать как площадка для путешествия во времени.
Пока же я вынужден продолжать множить примеры того, как Иваново остаётся в стороне от масштабных проектов, ресурсы для которых можно найти в городе буквально повсеместно. Информагентство «Новый регион» сообщило, что главной площадкой III Уральской индустриальной биеннале, которая пройдет в Екатеринбурге в сентябре-ноябре 2015 года, станет бывшая гостиница «Исеть». Под современные инсталляции и перформансы отдадут все её 10 этажей. Считается, что проведение биеннале может привлечь новых инвесторов к одному из самых культовых памятников конструктивизма. Во время биеннале будут работать арт-резиденции на заводах региона, пройдут выставки и представления.
О чём этот город?
Должен ли город быть о чём-то? И для кого он должен быть более чем местом проживания, работы и отдыха? В первую очередь, для местных жителей. Эта отнюдь не самая оригинальная мысль ещё не овладела умами в достаточной степени. Значительная часть моих знакомых, далёких от культурных индустрий, включая студентов, город не любят и, что характерно, не знают. Впрочем, как выяснилось, и будущие культуртрегеры недостаточно глубоко погружены в место, где в настоящее время учатся. Правда, большая их часть приехала в Иваново из других мест. Если подсчитать количество иногородних студентов в ивановских вузах, то обнаружится, что потенциальная аудитория для городских просветительских проектов настолько велика, что для неё можно арендовать стадион «Текстильщик».
Найдутся, несомненно, среди них и те, кому город абсолютно безразличен. Но городские власти через соответствующие институты должны способствовать созданию новых репрезентационных практик, ориентированных на конкретные аудитории, практик, не оставляющих равнодушными. Я ещё не забыл призыв тогда ещё исполняющего обязанности губернатора Павла Конькова работать над тем, чтобы молодёжь оставалась в городе. Впрочем, есть и простые решения – можно просто отбирать у выпускников паспорта…
Пятый год
Формирование региональной идентичности неотделимо от проведения разного рода событий, проходящих по ведомству культуры. Повод для проведения тематического года найти нетрудно. У нас любят круглые даты. 110-летие первого Совета из их числа. Не за горами и столетие «красной губернии». Я уж не говорю про 1917 год.
Главное, чтобы мероприятия были не для галочки, а для горожан. Музеи и библиотеки, площади и скверы, концертные площадки, городские парки могут привлекать внимание горожан и туристов в течение всего года.
Впрочем, с годовщиной первого Совета по большому счёту уже опоздали. Можно, конечно, вспомнить, что после того как 28 декабря 1935 года в газете «Правда» опубликовали заметку нашего земляка Павла Петровича Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!», во многих местах успели провести торжественную встречу 1936 года. Но тут, как принято говорить, «нужен Сталин»…
Комиссарская проза
2015 год объявлен в России Годом русской литературы. Не обращаясь за пояснениями к циркулярам, регулирующим подготовку к проведению мероприятий, сложно сказать, можно ли приурочивать к нему акции, связанные, например, с «Тихим Доном» или городскими повестями Юрия Трифонова. С одной стороны, это вполне русская литература, но с другой-то – формально и даже по существу советская. «Поляки более или менее успешно отличали советское от русского, – писал несколько лет назад живущий в Лодзи культуролог Анджей де Лазари, – теперь же у нас трудности с правильным употреблением определений «русский» и «российский» на польском языке. Впрочем, трудности возникли и у самих россиян». Вышедший не так давно третий том серии «Литературная матрица», где современные писатели и культурологи анализировали творчество 24 советских писателей, получил название «Советская Атлантида». Для многих советская литература утонула вместе с Советским Союзом. Но не для всех.
Одна из лекций телепроекта Дмитрия Быкова «Открытый урок», который можно посмотреть и в Интернете, был посвящён нашему земляку и его роману, давшему жизнь знаменитому кинофильму, анекдотическому эпосу и постмодернистской рефлексии Виктора Пелевина. Урок назывался «Чапаев, Фурманов и пустота». Искусство включить любой сюжет в широкий культурный контекст и рассказать об этом настолько увлекательно и доходчиво, что ради этого можно даже чем-то пренебречь, очевидно, дано не многим, но не одному же Дмитрию Быкову. Среди ивановских филологов я знаю немало таких талантов.
Не знаю, как вас, а меня искренне интересует, сколько учителей русского языка и литературы в городе Фурманове посмотрели этот сюжет. Рекомендовали они его для знакомства своим ученикам или нет? Впрочем, можно обратиться и к ивановским педагогам, ведь писатель этот «общий», и в Иванове памятных досок с его упоминанием едва ли не больше, чем в Фурманове.
В современной России не так много городов, названных именами писателей: Пушкин, Лермонтов, Чехов, Серафимович, Фурманов. Кто ещё? Горький из этой обоймы выпал. Материал Николая Голубева «Как же после этого не потерять к вам уважения?», опубликованный в предыдущем номере журнала, наталкивает на мысль о том, что потенциал образа Дмитрия Фурманова в рамках культурных репрезентаций в нашем регионе не раскрыт. В статье, в частности, сказано, что издание дневников писателя в советское время пошатнуло бы «фундаментальные основы красного мифа», но вот пришло время, когда «всё можно», а фигура иваново-вознесенского комиссара по-прежнему не предстаёт перед массовой публикой в виде, способствующем его популяризации. А только что вышедшее второе издание книги Леонида Николаевича Таганова «Ивановский миф и литература» даёт очередной повод приобщиться к отнюдь не потаённому знанию о литературной истории края, попытаться через призму поэзии и прозы понять, как устроено мифологическое пространство города и региона.
Фабрика-кухня идей и клуб «Радио Манчестер»
Не могу сказать, что площадок для интеллектуального общения в городе нет. Поэтический клуб «Август» проводит встречи в научной библиотеке. Художники, фотографы и скульпторы находят приют в галерее «6-й этаж». Есть и более шумные музыкальные места для тусовок. Имеются «Шереметев-Центр» и «Алексеевский творческий клуб», но места, где можно было бы обсуждать и проектировать культурную жизнь города, нет. Советские клубы канули в Лету, и из подходящей инфраструктуры остались разве что библиотеки и музеи. Но это всё же совсем не клубное пространство. Минувшим летом шанс что-то сделать для этого на НИМе был упущен. А ведь многого и не нужно – пространства, рассчитанного на сорок-пятьдесят посадочных мест, для узкого круга будет более чем достаточно. Правда, для создания подобающей атмосферы очень не помешает кулер и/или большой самовар. Формат антикафе предполагает общение тех, кому нет и тридцати, а диалог поколений уместнее проводить в ином формате. Впрочем, пермское антикафе «Культурный диван», где проводятся «Научные бои имени Шелдона Купера», показалось мне очень симпатичным. Может быть, придёт кому-нибудь благая идея создать интеллектуальный клуб, совмещающий общепит и клуб? Фабрика-кухня идей с вполне иваново-вознесенским названием «Радио Манчестер» могла бы со временем превратиться в НИИ иванововедения. Впрочем, это не более чем новогодние пожелания.
Коммунизм-коммуна-коммуналка
Не прошло и месяца после открытия выставки «Палех. Советское» в Музее первого Совета, как в декабре 2014 года на РИАТе был открыт Музей советского автопрома. Наконец-то тренд, о котором я без устали пишу уже несколько лет, реализуется в городе, советскость которого очевидна не только для меня. В конце ноября директор Музея промышленности и искусства имени Д.Г. Бурылина Сергей Конорев в интервью газете «Рабочий край» рассказал о планах реализации возникшего два года назад проекта «Коммунизм-коммуна-коммуналка». Он будет воплощён в Музее первого Совета, что явно поспсобствует повышению интереса к одному из символов города Иванова – месту возникновения прообраза советской власти. В основе концепции демонстрация двух сторон советской реальности – официальной и приватной, их взаимодействия, проникновения и отторжения. В начале экспозиции – «красном уголке» – внимание будет акцентировано на официальной парадной стороне жизни в СССР. Основное пространство планируется занять моделью коммунальной квартиры, в которой воссозданный быт ивановцев 1940–1970-х годов будет сопровождаться информацией об особенностях коммунального быта.
Ивановские музеи в разное время уже представляли несколько «советских» выставочных проектов: «Героини», «Девушка моей мечты», «Коммуна» в Ивановском художественном музее (кураторы Светлана Воловенская и Михаил Дмитриев) и «Ударком», «100% Иваново. Агитационный текстиль 1920–30-х гг.» в Музее промышленности и искусства имени Д. Г. Бурылина (кураторы Галина Карева и Людмила Куприянова). Однако планируемая экспозиция будет первой в своём роде. Среди постоянно действующих она сопоставима только с проектами «Коммунальная квартира» и «Краснокамск – город первых пятилеток» в краеведческом музее этого города Пермского края.
Красные иголки
На исходе 2014 года у входа в столичный парк Горького установили ёлку в виде перевёрнутого рожка с мороженым. Арт-объект незамедлительно привлёк внимание СМИ.
Репрезентация города в наше время – это ещё и то, что получило в литературе название «изобретения традиций». Первый шаг в создании уникальной ивановской ёлки был сделан в 2013 году. Искусственная ёлка со светящимися украшениями в форме «турецких огурцов» была установлена перед Дворцом искусств на площади Пушкина. Известный по рисункам иваново-вознесенских ситцев текстильный рисунок привлёк к нашей ёлке внимание федеральных СМИ. Осталось создать арт-продукт под условным наименованием «Иваново – родина «Красной Ёлки».
Возможно, историкам, постоянно читающим мою рубрику, я напоминаю римского полководца и сенатора Марка Порция Катона Старшего, который заканчивал все свои речи в сенате (вне зависимости от того, чему они были посвящены) фразой: «Кроме того, я считаю, что Карфаген должен быть разрушен». И Карфаген-таки был разрушен…